Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 14:51, реферат
В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "обмирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
Введение. 2
I. Материальная культура 3-5
II. Школа и просвещение 5-6
III. Научные знания 6-8
IV. Общественная мысль и публицистика 8-9
V. Литература 10-11
VI. Зодчество 11-12
VII. Живопись 12-15
VIII. Музыка и театр 15-16
Заключение. 17-18
Список используемой литературы
IV. Общественная мысль и публицистика
Осмысление событий смуты начала XVII в. определило развитие русской общественной мысли в первой половине века, важнейшим явлением которой стал бурный рост национального самосознания. Политические идеи и национальное чувство выражались такими анонимными публицистическими жанрами, как "прелестные" или "подметные" письма, "летучие листы - писания". Сжатые, но выразительные, они хорошо служили политической агитации ("Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском", кон. 1610 - нач. 1611 г.г.; "Плач о пленении и конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства", 1612 г., и др.).
Во второй половине века в условиях становления абсолютизма закладывались основы его теоретического обоснования С. Полоцкий, доказывая необходимость сосредоточения всей полноты государственной власти в руках царя, указывал, что только единоличная власть способна навести порядок внутри страны, а также обеспечить решение важнейших внешнеполитических задач. Закладывая основы идеологии "просвещенного абсолютизма", тем самым предвосхищая идеи просветителей XVII в., С. Полоцкий в своих стихотворениях и проповедях рисовал идеальный образ мудрого монарха, призванного распространять среди подданных просвещение, которое почитал средством не только исправления общественных нравов, но и разрешения всех внутренних проблем государства.
Представление о русской общественной мысли XVII в. было бы неполным без анализа общественных представлений низших слоев общества. Антифеодальными представлениями наполнены две псковские повести, вышедшие из посадской среды. О характере общественного сознания крестьян дают некоторое представление "листы" (прокламации) И. Болотникова и "прелестные письма" С. Разина. Крестьяне боролись против феодалов и царской администрации, но не против царя. Всенародное признание монархии, базирующееся на тезисе официальной идеологии и надклассовой сущности самодержавия, явилось ведущей идеей общественной мысли России XVII в.
В XVII в. в связи с увеличением значения в жизни общества мирских потребностей и интересов, продолжался рост религиозного индифферентизма. Чтобы укрепить авторитет церкви, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковно-обрядовую реформу (1653-1656 гг.). Однако сама реформа, силовые методы ее проведения привели к расколу и возникновению старообрядческой церкви. К расколу примкнули представители боярской аристократии, недовольные усилением самодержавия (князья Хованские, сестры Соковнины - боярыня Морозова и княгиня Урусова - и др.); стрельцы, оттесняемые на второй план военными формированиями регулярного типа; купцы, напуганные ростом конкуренции предпринимателей-феодалов и засильем иностранных негоциантов (при попустительстве властей); посадские люди и особенно крестьяне, связывавшие ухудшение своего положения с отступлением от "древлего благочестия". Кроме того, церковная реформа, проводившаяся по инициативе правительства, разными слоями воспринималась как попытка вмешательства светской власти в интимную сферу духовной культуры. Социальная неоднородность, отсутствие единства целей среди участников движения уже в первые десятилетия привели к его распаду.
V. Литература
В XVII в. светская литература стала заметным явлением русской культуры. Произошла ее значительная жанровая дифференциация. Трансформация житийного жанра, начавшаяся в предшествующие столетия, завершилась в XVII в. возникновением повести-жития (биографической повести). Лучшие произведения этого жанра отличались своеобразным бытовым реализмом ("Житие Улиании Лазаревской", написанная сыном героини, Дружиной Осорьиным, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" и др.).
Полный социальных конфликтов XVH в. вызвал к жизни новый жанр - демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государственной администрации и церкви. Развитие этого жанра тесно связано с народным творчеством.
Также в русской литературе появилась рифмованная поэзия. В средневековой Руси имелась развитая художественная система стихосложения, но она практически не знала рифмы. Рифмованная же поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения, ее основоположником и крупнейшим поэтом XVII в. был С. Полоцкий ("Букварь", "Рифмованная псалтырь", два больших рукописных сборника "Рифмологион" и "Ветроград многоцветный"). Продолжили дело С. Полоцкого его ученики - Карион Истомин и Сильверстр Медведев.
Среди появившихся в XVIIв. жанров, выражавших рост самосознания личности, особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г., в придворном театре царя Алексея Михайловича в Кремле, во дворце его тестя - ид. Милославского или в летней резиденции царя, для чего была сооружена "Комерийная хоромина".
Русский театр начался постановкой пьес, материалом для которых служили, главным образом, библейские сюжеты. жития святых и античная мифология. Основоположником русской драматургии являлся С. Полоцкий. Его пьесы. написанные для придворного театра ("Комедия притчи о блудном сыне" и "Трагедия о Навуходоносоре царе"), ставили и обсуждали серьезные нравственные, политические и философские проблемы, отражавшие сложное, богатое событиями время.
Русская литература XVII в. медленно начала освобождаться от средне-вековых традиций. Господство религиозного мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности, поиском закономерностей мирового развития. Становление сатирико-бытовых и автобиографических жанров положило начало собственно художественной литературе. Появились новые области литературного творчества - стихосложение и драматургия.
VI. Зодчество
Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.
По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села.
Но взамен погибших деревянных
строений быстро возводились новые. Веками
сложившиеся искусство строительства
из дерева достигло в
XVII в. высокого технического и художественного
уровня. Выдающимся произведением деревянного
зодчества был знаменитый дворец в Коломенском,
построенный в 1667-1678 гг. под руководством
плотничного старосты Семена Петрова
и стрельца Ивана Михайлова.
В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура.
Светские элементы проникали
все более и в каменное зодчество.
Важнейшим фактором, определившим подъем
каменного зодчества, было развитие производительных
сил. Ремесленное производство поднялось
на более высокий уровень.
Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.
Выдающимся светским сооружением
первой половины XVII века является Теремной
дворец в Московском кремле, построенный
в
1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом
Шарутиным. Теремной дворец воплотил в себе замечательные черты яркого
русского народного творчества и искусства.
Этот дворец представляет собой трех-
этажное на высоких подлетях здание, увенчанное
высоким "теремком".
Золотая кровля и два пояса
лазурных изразцовых карнизов придали
дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато
украшено резьбой.
Многие формы отделки непосредственно
идут от приемов деревянного зодчества.
Богатством декоративного убранства отличается
Золотое крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.
Значительной перестройке подвергся
Московский Кремль. В 1624-
1625 гг. англичанин Фристофор Галовей вместе
с Баженом Огурцовым возвели Спасскую
башню в ее теперешнем виде. Новая башня
создала парадный въезд в Кремль и связала
своей вертикалью кремлевские соборы
с Храмом Василия Блаженного на Красной
площади в единый ансамбль. Перестройка
кремлевских башен придала Кремлю совершенно
новый вид. Строго крепостной его облик
уступил место торжественному ансамблю,
воплотившему в себе величие и мощь Российского
государства.
Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Кастроме и Романове и другие.
Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.
VII. Живопись
Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры XVII в. пожалуй, с наибольшей силой отразилась в живописи, здесь процесс обмирщения шел особенно активно. В развитии русской живописи XVII в. можно выделить два этапа: 1601-1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века.
Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направлений унаследованных от предшествующей эпохи. Одно, «годуновская школа» тяготело к монументальным традициям прошлого. Но попытки оживить дух былого великого искусства путем ортодоксального следования древнем канону приводили лишь к повествовательности, некоторой перегруженности композиций (иконы московских мастеров "Достойно есть", 1605 г.; "Симеон Столпник", 1605 г., иконы для иконостаса кремлевской церкви Ризположения, созданной Н.Истоминым "со товарищи"). Другое художественное направление - "строгановская школа". Строгановские иконы впервые в русском искусстве, как бы на равных с религиозно - символической функцией несли усиленное эстетическое начало. Для них характерны виртуозный рисунок, тонкая проработка деталей, многофигурные композиции, богатая орнаментация, полихромный колорит. Выдающимся мастером "строгановской школы" был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянуты фигур и изящество поз ("Никита воин", "Избранные святые", ГТГ и др.).
Во второй четверти века продолжали существовать как «годуновская» так и «строгановская» школы. Одновременно возникло немало памятника синтезнога характера (иконы "Князь Георгий", ок. 1645 г.; "Сретенье иконы Владимирской Богоматери"," сер. XVII в., ГТГ и др.).
"Годуновско строгановский"
стиль в области
Второй этап развития живописи XVII в. характеризовался медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Становление нового художественного идеала было тесно связано с процессом освоения гуманистической культуры Запада. Сторонники нового, подчеркивая эстетическое значение религиозного искусства, стремились к реалистическому воплощению художественного образа. Их взгляды нашли отражение в программных трактатах, посвященных вопросам теории искусства ("Послание Иосифа Владимира Симону Ушакову", 1657 - 1658 гг.; "Слово к люботщателем иконного писания" Симона Ушакова, ок. 1666-1667 гг. и др.). Царские изографы С. Ушаков и И. Владимиров основным условием подлинно высокого искусства считали соответствие правде жизни. Традиционные иконописные приемы все менее удовлетворяли художников-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими приемами. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакова (1626-1686 гг.). Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери, 1652 г. и 1662 г.,), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом анатомического строения лица и с использованием светотени ("Великий Архиерей", 1656 - 1657 гг.; "Спас Нерукотворный", 1658 г.). В 60 - 70-е гг. художник создал pяд произведений в смешанном стиле - лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное - в старой, близкой к "строгановскому" письму (иконы "Древо государства Московского", 1668 г., "Троица", 1671 г.). Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова (9 медальонов с изображением Святителей в иконостасе церкви Троицы в Никитниках, 1680 г.; гравюры к "Рифмованной псалтири" С. Полоцкого и др.).
Новые черты, присущие искусству будущего, ярче всего проявились в "парсуне" (от лат. persпa - личность, т.е. портрет реального лица). Жанр парсуны зародился еще на рубеже XVI- XVII вв., дальнейшее развитие этот первый, чисто светский жанр получил во второй половине века (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра). Наиболее значительные произведения парсунной живописи написаны в конце века (портреты стольника В.Ф. Люткина, дяди и матери Петра I - Л.К. и Н.К. Нарышкиных). В них уже присутствуют черты школы русского портрета грядущего столетия - внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный путь - от полуиконописных парсун начала века до вполне реалистических изображений конца столетия.
Фреска в XVII в., переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, композиции пронизаны затейливым орнаментом. Ей присущ "бытовизм" - повышенное внимание к деталям повседневной жизни человека, его быту и труду, к красоте природы, житийные композиции стенописи XVII в. приобрел и характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами (фрески ярославских церквей Ильи Пророка, 1681 г., работы мастера оружейной палаты Гурия Никитина, Силы Савина с артелью; Иоанна Предтечи в Толчкове, работы Дмитрия Плеханова с артелью).
Реалистические устремления в искусстве выражали становления нового мировоззрения, иного подхода художника к действительности привели пока к созданию единого творческого метода. Яркое и противоречивое русское искусство XVII в. - крупное художественное явление вершившее восьмивековую историю средневекового искусства и подошедшее вплотную к эстетике нового времени.
Кризис традиционной и становление новой культуры были выражением глубинных социально-экономических процессов. Начавшееся формирование всероссийского рынка создало более благоприятные условия интеграционных процессов в культуре. Решающей силой в утверждении светской культуры явился абсолютизм. Активизация международных контактов России способствовала углублению и расширению международных культурных связей. В этих условиях церковь занимала консервативно-охранительные позиции. Развитие русской культуры в XVII в. подготовило почву для преобразований грядущего столетия.
VIII. Музыка и театр
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.