Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:46, реферат
В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - литературе, живописи, музыке, науке, философии культуре и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX века российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей.
1. Введение……………………………………………………….. 3
2. Первая половина XIX века…………………………………… 5
3. Пореформенные годы………………………………………… 9
4. Серебряный век русской культуры …………………………. 11
5. Список использованной литературы………………………… 16
Министерство сельского
Федеральное государственное
Высшего профессионального образования
«Пермская государственная
имени академика Д. Н.
Кафедра философии
Реферат
Культура России XIX века
Пермь-2012 год
Содержание
Введение
В наше время
резких экономических и
Обращение к национальным
культурным корням является не только
данью памяти по отношению к великому
прошлому, но и дает основание для
размышления о настоящем. В. Брюсов
писал о культурном наследии наших
предков: «Их знания, их навыки, самые
их предрассудки окажутся ценными, если
их подвергнуть внимательному
В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - литературе, живописи, музыке, науке, философии культуре и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX века российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально – политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской литературой того времени, оказались актуальными и сейчас и поэтому и находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской литературы был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской литературы.
Но развитие
культуры и общественной мысли
История русской культуры
является неотъемлемой частью
прошлого нашей родины. Изучение
культурного процесса, особенностей
духовной жизни и бытовых
Первая половина XIX века
Тенденции в развитии народного образования: В XIX в. государственная власть продолжила те тенденции в образовании, которые были заложены Петром Великим. Главная идея заключалась в том, чтобы постепенно расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться все большему числу людей.
Первая половина XIX в.: 94 человека из ста – не грамотны в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, задачей которого было преобразование и совершенствование системы народного просвещения. Уже в следующем году был проведен ряд преобразований и низшей ступенью стали двухклассные церковно-приходские училища для крестьянских детей и четырехклассные уездные училища для детей мещан. Некоторые помещики сами открывали в своих имениях школы для крестьянских детей.
В 1803 г. Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из них намечалось открытие университета. Уже в 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. –Харьковский, в 1819 г. – Петербургский, в 1834 г. – Киевский. Будучи центрами учебных округов, университеты отвечали за работу училищ и гимназий, расположенных на их территории.
Для дворянских детей создавались
гимназии в губернских городах, дававшие
право поступать в
К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири 3 (в Тобольске, Томске и Иркутске).
Большинство дворянских детей обучались в частных пансионах или дома с учителями и гувернерами из французов или немцев.
Развивалось женское дворянское
образование. Для дворянских дочерей
открыли институты в
Несмотря на усилия, к середине XIX столетия единой и эффективной системы начального образования в Российской истории не существовало. В целом по стране грамотными были всего 5-6% населения: если в большинстве своем городское население было грамотное, то среди крестьян грамотность составляла менее 5%.
Музыка: В первой половине XIX в. русская музыка вышла из под опеки итальянской и получила самостоятельное развитие. Показателем этого было использование композиторами, которые искали свои пути музыкального самовыражения народных мелодий, и освоение национальной тематики. Народные мелодии звучат в песнях и романсах А.А. Алябьева(1787-1851), Н.А. Титова(1800-1875), А.Л. Гурилёва(1803-1858), А.Е. Варламова(1801-1848).
Живопись: Официальным направлением живописи в первой половины XIX в. был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создание композиции. С картины К. П. Брюллова (1799-1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академической школы, начался рассвет русской живописи. Также направлением в живописи в первой половине XIXвека был академизм, центром которого была Императорская Академия художеств.Характерные черты академизма – библейско-мифологическая тематика, строгое следование установленным каноном и даже преклонение перед ними. Представителями академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов(1799-1852).
Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание евреев, возроптавших на Бога, за что Бог послал на них множество ядовитых змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.
«Золотой век» русской культуры. Первая половина XIX века – время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиления интереса писателей к народным традициям и фольклору и начала издания памятников народного творчества.
Так, в 1830 годы писателем, лексикографом и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 60-е – «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и прибауток. В 1863-1864гг. были опубликованы четыре тома его основного труда – «Толкового словаря живого великорусского языка».
Первым реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом принадлежит А.С.Пушкину. И хотя уже в XVIIIв. можно говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия –писатель. Во второй половине XIXв. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю не только русской, но и мировой литературы.
Различные литературные течения и школы способствовали дальнейшему становлению литературных жанров.
Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в конце века – роману. Создаются эпистолярный и мемуарный жанры. Усиливается интерес к внутренним переживаниям человека; это находит выражение человека в сентиментализме, а затем в романтизме, который как сталь складывается в начале XIX столетия.
Театр: В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично -мифологические и исторические сюжеты. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1829) и «Ревизор» Н. В. Гоголя (1836)
Пореформенные годы
Пореформенная Россия характеризовалась необычайно насыщенной культурной жизнью. Расцвет во всех областях русской культуры позволил ей занять выдающееся место в общемировой культуре.
Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX века определялся общественно –демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением либеральных реформ 60-70 –х годов высокими темпами развития капитализма в промышленности.
Демократизация стала доминирующей тенденцией в развитии всех областей отечественной культуры, оказав влияние как на тематику, методы и принципы художественного творчества, так и на социальный состав представителей творческой интеллигенции.
В начале
XIX века произошло становление русской
национальной культуры, интенсивное
выражение национального
Сформировалась широкая духовная оппозиция существующему режиму.
Сократился (хотя по-прежнему оставался значительным) разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества;
музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни значительной части российского общества, а не только его социальной верхушки.
Либеральные реформы 60 - 70-х гг. XIX в. повлекли значительные сдвиги в системе образования и просвещения.
Наука поднялась
на новый уровень - мировое признание
получили исследования русских ученых
в области фундаментальных
Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-передвижников, композиторов «Могучей кучки» впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа. Никогда еще профессиональное искусство не было так тесно связано с народным творчеством.
Ведущую роль в различных сферах культуры играла русская интеллигенция. Появилось русское меценатство. Россия вступала в серебреный век своей культуры.
Таким образом, окончательно утвердилась тенденция формирования единой многонациональной российской культуры.
Серебряный век русской культуры
Конец XIX –начало XX вв. –это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век культуры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм» -разновидность религиозно –философского учения, в частности, философия Владимира Соловьева.
В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же –предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно –эстетического направления XX в.
Поэзия
. Идеалом символизма был Д.С. Мережковский
(1866-1941). Причиной упадка литературы он
считал господство реалистического метода,
провозгласил «чистое» искусство, его
содержанием - мистический сюжет и мессианскую
роль культуры, гротескное восприятие
действительности. К 'символистам относились
В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус,
А. Белый.
К. Бальмонт (1867-1942) был одним из лидеров
литературы символизма. Он стал популярным
после выхода в свет стихотворных сборников
«Горящие здания», «Будем как солнце»,
«Песни мстителя", Затем он отошел от
ранних стихов с их мотивами жалостливого
народолюбца и перешел в число художников,
считавших себя рожденными «для звуков
сладких и мотивов».