Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:46, реферат
В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - литературе, живописи, музыке, науке, философии культуре и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX века российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей.
1. Введение……………………………………………………….. 3
2. Первая половина XIX века…………………………………… 5
3. Пореформенные годы………………………………………… 9
4. Серебряный век русской культуры …………………………. 11
5. Список использованной литературы………………………… 16
В конце XIX в. сценическое
искусство переживало кризис, проявившийся
в том, что репертуар театров в большинстве
своем носил развлекательный характер,
он не затрагивал насущных проблем жизни,
игра актеров не отличалась богатством
приемов. Необходимы были глубокие перемены
в театре, и они стали возможны с появлением
пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся
Московский Художественно-общедоступный
театр (с 1903 г. Московский Художественный
театр), основателями которого стали К.С.
Станиславский (1868-1938) и В-И. Немирович-Данченко
(1858-1943), новаторы театрального искусства.
Перестроить всю жизнь русского театра,
убрать всю казенщину, увлечь общностью
интересов все художественные силы - так
были определены задачи нового театра.
Станиславский и Немирович-Данченко, используя
отечественный и мировой опыт театра,
утверждали искусство нового типа, отвечающего
духу времени. В репертуаре театра ведущее
положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка,
«Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького
(«Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями
стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
«Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя
птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира.
Возможности изобразительного искусства,
направленного на непосредственно
отражение условий социальной жизни,
быта людей, их чувств, мыслей и переживаний,
на осмысление исторического процесса,
в XIX столетии получили полную реализацию.
В отличие от западных художников, считавших
искусство формой самовыражения, русские
художники считали своим гражданским
долгом говорить людям правду и проявляли
глубокий интерес к отечественной истории,
эстетической и этической оценке человека
и его места в обществе. Примером могут
служить произведения П. Федотова, И. Крамского,
И. Репина, В. Сурикова, В. Перова, В. Серова
и многих других. С картины А. Иванова «Явление
Христа народу» в живописи утверждаются
народнический реализм, дух свободы и
надежды, непримиримость враждующих сил.
Антикрепостническая, демократическая
направленность русского искусства и
вера в созидательные силы народа определяли
важнейшую его черту на протяжении всего
XIX в. и начала XX в.
Развитие естественных наук, не подвергшихся
цензурным ограничениям, ускоренное потребностями
капиталистического хозяйства, широкие
связи русских ученых с западными свидетельствовали
о достойном месте России в мировом содружестве.
В новой социально-экономической обстановке
конца XIX - начала XX вв. культурный процесс
определяется различными течениями. Продолжают
развиваться традиции классической культуры,
в то же время духовная жизнь России характеризуется
поисками и утверждением новых форм и
содержания в искусстве для отражения
сложного, противоречивого периода русской
истории. Это период взлета и одновременно
упадка культуры, определяемый искусствоведами
и историками как «серебряный век», представители
которого сделали ставку на искусство
как средство сплочения людей перед угрозой
мировой катастрофы и выражения тончайших
человеческих чувств.
Вывод
Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры.
Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения, и науки в России.
Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.
Вторая половина века стала
периодом новых выдающихся открытий
русской науки в области
Развитие географической
науки связано с деятельностью
академика П.П.
Семенова Тян-Шанского. Он исследовал
Тянь-Шань, был руководителем географического
общества, организовал ряд крупных экспедиций
по исследованию Центральной Азии под
руководством Н.М. Пржевальского, в
Новую Гвинею – Миклухо-Маклая и многих
других. Крупный план в развитие отечественной
истории внесли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.
Художественная литература
второй половины века продолжала традиции
А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Этот период стал переломной
стадией для русского театра. Впервые
большое место в его репертуаре
заняли пьесы отечественных авторов,
в первую очередь великого русского
драматурга А.Н. Островского, который
своим творчеством завершил создание
русской национальной драматургии.
Главными центрами театральной культуры
в России оставались Малый и
Александрийский театры.
Живопись и музыкальная
жизнь пореформенного периода отмечены
появлением двух крупных созвездий
талантов, центрами которых были
Товарищество художников – передвижников
и “Могучая кучка” композиторов.
На новые веяния в искусстве оказали заметное
влияние идеи демократического движения
50-60-х годов. В 1863г. группа учеников
Академии художеств порвала с академией
и организовала “артель передвижников”.
Значительные изменения
Никогда прежде страна не знала такого
размаха строительства домов различного
типа: зданий крупных форм, банков, гостиниц,
вокзалов, доходных жилых домов, фабрик
и заводов и т.п. Архитекторы А.Н.
Список использованной литературы