Культура России в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 04:29, контрольная работа

Описание работы

Культура - одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества на определенном этапе его развития. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция истории культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.

Содержание работы

I . Введение.
II . Культура России в XX веке.
1. Состояние народного образования и просвещения.
2. Успех научной мысли.
3. Художественная культура. Серебряный век русской поэзии
III . Заключение.
IV . Литература.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 73.90 Кб (Скачать файл)

Главным в этом сборнике был вопрос о роли русской интеллигенции в революции, отношении либералов к наследию революционных демократов. Авторы видели характерные черты мировоззрения интеллигенции в ее "противогосударственности" и "безрелигиозности", что, впрочем, было справедливо. Однако в этом они усматривали причину безрезультатности действий интеллигенции. Поэтому авторы призывали интеллигенцию "пересмотреть свое мировоззрение", "через покаяние" обрести "новое сознание".

"Вехи" имели огромный  общественный резонанс. Только в 1909 г. сборник выдержал четыре  издания, в печати появилось более 200 статей, рецензий, откликов, было  издано несколько контрвеховских сборников, на заседаниях научных, религиозных обществ состоялись десятки публичных диспутов, посвященных обсуждению этих проблем. Резко критически отозвался о "Вехах" Ленин. Большевики, анализируя послереволюционные настроения интеллигенции, также отмечали "переоценку ценностей", более определенную идейно-политическую дифференциацию интеллигенции.

Усиление и углубление идейно-культурного размежевания, особенно проявившегося после подавления революции 1905- 1907 гг., нашло отражение в известном высказывании В.И.Ленина о "двух культурах" в национальной культуре (1913 год. См.: Полн. собр. соч. Т.24. С.120-121). Его следует понимать, прежде всего, как наличие в обществе двух антагонистических идеологий, в которых выражалась глубина социальных противоречий, классового противостояния, присущих данной эпохе. Неправильно трактовать это высказывание как свидетельство разрушения национальной культуры как таковой.

1. Состояние народного  образования и просвещения.

Развитие народной школы, отмечаемое современниками с середины 90-х годов продолжалось в первые десятилетия нового века.

Система начального образования включала земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприходские училища. Предпринятая в 80-е годы попытка правительства сохранить церковно приходские школы как основную форму народного образования оказалась безуспешной. Со второй половины 90-х годов наблюдалось их сокращение.

Выросло общее число школ и количество учащихся в них.

Развитие народного образования, распространение просвещения в России происходили во многом благодаря деятельности революционно-демократической и либеральной интеллигенции. Общественные деятели выступали за широкую демократизацию образования. В обстановке революционных событий 1905 г. Министерство народного просвещения было вынуждено внести во II Государственную думу проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи". Однако силу закона этот проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России.

Однако при известном росте школ их все равно не хватало для удовлетворения реальных потребностей общества, образованных и грамотных людей было далеко недостаточно.

В 1914г., спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей соответствующего возраста. В России не было обязательного начального образования. В Западной Европе уже в последней четверти XIX полная грамотность населения. На рубеже XIX-XX вв. там начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов.

По имеющимся в современной литературе данным, грамотность населения в России старше 8-летнего возраста составляла в начале XX в. около 40%, т.е. больше половины населения, в основном крестьянство, оставалось неграмотным.

Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей; выше среднего уровня была грамотность среди рабочих. По данным хозяйственной переписи 1918 г., в России насчитывалось около 64% грамотных рабочих, примерно 30% - крестьян. Стремление к знаниям в среде рабочих было примечательной чертой культурной жизни России тех лет.

Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования. Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще только один университет - в Саратове. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х годов в университетах обучались 14 тыс. студентов, в 1905 г. - 24,5 тыс., в 1907 г. - уже 35,3 тыс. студентов. В России в 1917 г. было свыше 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений, которые находились не только в столицах, но и в губернских городах. Особенно выделялись как крупнейшие учебные и научные центры Электротехнический и Политехнический институты в Петербурге, основанные в конце XIX в.

Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, М.М.Ковалевский, С.А.Венгеров, В.И. Семевский, Е.В.Тарле и др.), многие из которых работали безвозмездно.

В начале XX в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. В 1900 г. в Москве вновь были открыты Высшие женские курсы В.И.Герье, закрытые в годы политической реакции (1888). В Москве с 1908 г. начали работать Высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д.Н.Прянишников, в Петербурге работали Бестужевские курсы. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они содержались на частные или общественные средства.

Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1912 г. состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию о совместном обучении в высших учебных заведениях.

В начале XX в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. их было немногим более 170, из них подавляющая часть (145) - мужские семинарии. Учительские институты сохраняли значение основных центров подготовки учителей для городских и уездных училищ. В 1917 г было 47 таких институтов. Учителей для гимназий в основном готовили университеты. К концу 90-х-началу 900-х годов в постановке педагогического образования наметились некоторые сдвиги, открылись несколько высших педагогических заведений, в том числе Женский педагогический институт в Петербурге (1903).

Различные формы внешкольного образования продолжали играть важую роль в просвещении народа. Помимо воскресных школ появились новые формы учебных и культурно-просветительных учреждений для взрослых. Одной из них стали рабочие курсы. Наиболее известными были Пречистенские рабочие курсы в Москве, открытые в 1897 г. на средства В.А.Морозовой, владелеци Тверской мануфактуры. Слушатели учились на трех отделения, программа которых соответствовала низшей, средней и высшей школе. Среди преподавателей курсов были такие ученые, как И.М. Сеченов, В.П. Волгин, В.И.Пичета и др.

В годы революции возникли народные университеты и просветительские рабочие общества. В 1906 г. и последующие годы народные университеты были созданы в столицах, некоторых городах (Н.Новгород, Уфа, Воронеж, Тверь). В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства деятеля народного образования А.Л. Шанявского. Обсуждение вопроса в Государственной думе о создании этого университета вызвало резкую критику правых депутатов. «Если мы санкционируем почин Шанявского, - заявил лидер правых В.М. Пуришкевич, - то разрушим в конце концов Россию». Однако дума приняла "Положение о народном университете".

Университет им. Шанявского сыграл видную роль в демократизации высшего образования в России. В него мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола, материального достатка. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях: научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последний получали диплом о высшем образовании. В 1913-1914 гг. в Университете им. Шанявского учился Сергей Есенин

Преподавание вели представители либерально-демократической научной интеллигенции Москвы (П.Н.Лебедев, А.Н. Реформатский Ю.В. Готье и др.). Многие из ученых, которые здесь преподавали покинули Московский университет в 1911 г. в знак протеста против реакционной политики тогдашнего министра народного просвещения Л.А. Кассо. В 1919 г., основные кафедры и кабинеты Университета им. Шанявского вошли в состав Московского университета.

С 90-х годов получила распространение такая форма культурно- просветительной работы, как народные дома. Это были своеобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекционным залом, даже чайной и торговой лавкой. При некоторых народных домах устраивались воскресные школы. Широкую известность приобрел Литовский народный дом гр. С.В.Паниной в Петербурге.

В развитии культурно-информационного пространства продолжали сохранять свое значение газеты, журналы, книги. Их производство наряду с книжной торговлей приобретало в России в начале XX в. характер крупного капиталистического предпринимательства. Совершенствовалось типографское дело, типографии оснащались новыми машинами, внедрялось электричество, почтовые сообщения заменялись телефонной связью, что значительно ускоряло поступление информации в редакции. Первые телеграфные линии в России появились в 80-е годы, первоначально в Нижнем Новгороде, затем в столицах. В начале XX в. телефонная связь существовала в большинстве губернских городов, между столицами и некоторыми крупными городами России.

Главные центры книжного дела по-прежнему были сосредоточены в Москве и Петербурге, где выпускалось до 2/3 всей печатной продукции. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. В начале века выпускалось 125 легальных газет, через 12 лет - уже более 1000, из них 827 газет - на русском языке.

Среди журналов большую популярность приобрели еженедельники, особенно "Нива" А.Ф.Маркса, издававшаяся с 1870 г. Это был самый распространенный "тонкий" журнал дореволюционной России. Его тираж, не превышавший вначале 9 тыс., к 1900 г. достиг 235 тыс. экземпляров. Одним из лучших российских педагогических журналов был "Вестник воспитания". В журнале, демократическом по своей направленности, особое внимание уделялось вопросам начального, дошкольного и внешкольного образования, развитию детской литературы.

Новым моментом в развитии периодики было возникновение нелегальной рабочей печати.

Революция 1905 г. ликвидировала на некоторое время цензуру. После Манифеста 17 октября политические газеты впервые начали издеваться без предварительной цензуры.

Годы первой российской революции были временем наибольшего развития сатирической журналистики: печаталось около 400 сатирических и юмористических журналов ("Зритель", «Пулемет» "Жупел" и др.). В "дни свободы" 1905 г. в Петербурге Горький стал издавать газету "Новая жизнь". Здесь была ленинская статья "Партийная организация и партийная литература".

В конце 70-х годов XIX в. началась деятельность крупнейших книгоиздателей России - А.С.Суворина и И.Д.Сытина. А.С.Суворин (1834-1912) издавал одну из самых крупных газет «Новое время», тираж которой доходил до 60 -100 тыс. экз. В Петербурге, Москве и других городах Суворин открыл книжные магазины. Наряду с дорогими подарочными изданиями, справочниками («Вся Россия», "Весь Петербург", "Вся Москва") Суворин издавал и общедоступную по ценам литературу. Начиная с 80-х годов XIX в. выходила его "Дешевая библиотека", составившая 300 выпусков. Она включала сочинения русских писателей конца XVIII первой половины XIX в., произведения древнерусской литературы и сыграла большую роль в приобщении демократических слоев населения к произведениям отечественной классики.

И.Д. Сытин (1851-1934), выходец из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. Потом он открыл собственную литографию, где печатались различные лубочные картинки, имевшие широкий спрос. В конце XIX - начале XX в. Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле и книжной торговле. Его связывали дружеские отношения со многими деятелями русской культуры (Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, А.М.Горьким и др.). Под их влиянием он начал издание просветительской литературы для народа. Серия "Библиотека для самообразования" включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии.

К началу XX в. Сытин практически сосредоточил в своих руках издание и продажу книг для народа. Через офеней, которых он сумел привлечь к распространению выпускаемых им книг, миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России. "Он приблизил к народу настоящую книгу. Он превратил в плоть и кровь благородные стремления лучших умов нашей интеллигенции - дать народу здоровую духовную пищу", - писал о Сытине педагог и автор детских книг Н. Тулупов.

В этот период изданием научно-популярной литературы для народа занимался Ф.Ф.Павленков (1839-1900). В 1899 г. его издательство выпустило "Научно-популярную библиотеку по естествознанию", серию из 40 книг. До 1917 г. эта серия выдержала 5 изданий.

Библиотеки продолжали во многом способствовать распространению книг и журналов, особенно в провинции. Рост библиотек, их финансирование продолжались большей частью за счет общественной инициативы и добровольных пожертвований.

Информация о работе Культура России в XX веке