Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 04:29, контрольная работа
Культура - одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества на определенном этапе его развития. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция истории культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.
I . Введение.
II . Культура России в XX веке.
1. Состояние народного образования и просвещения.
2. Успех научной мысли.
3. Художественная культура. Серебряный век русской поэзии
III . Заключение.
IV . Литература.
В условиях "наэлектризованности" (П.Д.Боборыкин) общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла роль театра . Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф.О. Шехтель).
У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. "Мы приняли на себя дело, - говорил он, - имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь".
Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Синтез искусств был одной из характерных черт сценического реализма этого времени.
Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.
Смелая, революционная программа театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни. К рождению нового театра критически отнеслись консервативные круги, выразителем которых была газета "Новое время". Но театральных новаций не приняли и представители символизма. В.Я.Брюсов в статье "Ненужная правда" (1902 г., журнал "Мир искусства") доказывал бессмысленность и бесплодность стремлений передать на сцене "правду жизни". Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда в области сценического искусства. Брюсов был выразителем этих исканий.
В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской. Огромный успех на его сцене имели пьесы Горького "Дачники" и "Дети Солнца". Горький вновь ставил перед русской интеллигенцией вопрос о ее судьбах, о связи с народом, показал то идейное размежевание, которое происходило в ней под влиянием накаленной атмосферы предреволюционных лет. Власти запретили постановку "Дачников" после событий 9 января 1905 г.
В 90-е годы в России появился кинематограф , почти одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге в увеселительном саду "Аквариум", а через несколько дней - в саду "Эрмитаж" в Москве.
Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков (1877-1945) в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе "Художественный" и "Москва" (ныне - дом Ханжонкова). Среди первых игровых отечественных фильмов были "Пиковая дама", "Отец Сергий" (режиссер Я. А, Протазанов, 1881-1945).
Существенные изменения произошли в музыке. Открытие новых консерваторий в Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже действовавшими в Москве и Петербурге свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране, повышении уровня профессионального мастерства музыкантов и композиторов. Появились формы "внешкольного образования", в 1906 г. в Москве при содействии С.И.Танеева была открыта народная консерватория, в следующем году организован Дом песни, ставивший целью пропаганду новых идей в музыке.
В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, все более повышался интерес к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. "Знамением времени" стало усиление лирического начала в музыкальных произведениях. Н.А.Римский-Корсаков - в это время основной хранитель творческих принципов "могучей кучки" - написал полную лиризма оперу "Царская невеста" (1898).
Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С.В.Рахманинова (1873-1943) и А.Н.Скрябина (1871/72-1915). Оба они были выпускниками Московской консерватории и с первых шагов в искусстве заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты.
Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П.И. Чайковского.
Идейно-художественный мир Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием. Лучшие симфонические произведения Скрябина созданы вод впечатлением революционных событий начала XX в. Гимном революции стала его Третья симфония ("Божественная поэма"), первое исполнение которой состоялось в январе 1905 г. под управлением венгерского дирижера Артура Никита.
В начале XX в. центрами музыкальной жизни России был» Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С.И.Мамонтова, а затем - С.И.Зимина). На сцене Московской частной русской оперы Мамонтова в полную силу раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф.И.Шаляпина (1873-1938). "В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин", - писал Горький.
Русская вокальная школа дала немало замечательных певцов, среды которых звездами первой величины были Ф.И.Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В.Нежданова.
Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве . Товарищество передвижников оставалось одной из основных творческих организаций художников России. Многие из передвижников испытали воздействие революционного движения (Н.А. Касаткин, С.В. Иванов, И.И. Бродский и др.). Н.А.Касаткин (1859-1930) обращался к изображению жизни и труда рабочих ("Углекопы. Смена", "Сбор угля на шахте", "Рабочий-боевик"). В его картинах присутствует новый взгляд на рабочего, свободный от народнического "чувства долга". Пролетариат воспринимается как деятельная и активная, самостоятельная сила в общественно-политической жизни. Продолжали устраиваться выставки передвижников, последняя из которых состоялась в 1923 г.
Однако на рубеже веков передвижничество с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом.
Искания в русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников, как М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Серов. Поиски эти носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель (1856-1910). Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм получил наибольшее развитие в творчестве Коровина (1861-1939; "Зимой" "У балкона"). Религиозно-этические настроения свойственны картинам раннего Нестерова (1862-1942; "Видение отроку Варфоломею). Поэтизацию прекрасной человеческой личности, "отрадное" мы чувствуем в полотнах раннего Серова ("Девочка е персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). Им ознаменован поворот от критического реализма передвижников к "реализму поэтическому".
В.А. Серов (1865-1911) - крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова – важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф.И.Шаляпина, И.А.Морозова, О.К. Орловой, Николая II).
Для творчества художников, композиторов этого времени характерен повышенный интерес к народной культуре Древней Руси (В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, И.Я. Билибин, И.Ф.Стравинский).
Широко были известны такие художественные центры как Абрамцево под Москвой С.И.Мамонтова ; Талашкино в Смоленской губернии, принадлежавшее М.К. Тенишевой. Здесь были возрождены и развивались многие народные промыслы, работали художники, скульпторы, музыканты.
Появление "Мира искусств " также было связано с идейно-художественными исканиями в русской живописи. Возникло это художественное объединение в конце 90-х годов в Петербурге. Из кружка молодых "любителей изящного" "Мир искусства" вырастает в крупное явление художественной культуры. Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М.К. Тенишевой. Впоследствии материально изданию помогал В.А.Серов.
К мирискусникам принадлежали художники А.Н. Бенуа (1870-1960), К.А. Сомов (1869-1939), М.В. Добужинский (1875-1957), Л.С. Бакст (1866-1924), Е.Е. Лансере (1875-1946), музыкальный критик В.Ф. Нувель, публицист, близкий символистам Д.В. Философов, С.П.Дягилев (1872-1929) - театральный и художественный деятель с блестящими организаторскими способностями. Он активно содействовал устройству художественных выставок, ставших примечательной чертой общественно-культурной жизни России. На выставках широко экспонировались произведения не только отечественных, но и зарубежных мастеров. Огромный интерес вызывало искусство художников Финляндии, скандинавских стран. Выставка русских и финляндских художников, организованная С.П.Дягилевым в 1898 г., определила в основном художественную платформу будущих "мирискусников".
Художники "Мира искусства" провозгласили новые эстетические принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь посредством искусства объединило вокруг него и тех художников, которые непосредственно к этому объединению не принадлежали (Серов, Врубель, Нестеров). "Мир искусства" - широкое культурно-эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию, оперное и балетное искусство, художественную критику и искусствознание.
В культурной жизни страны начала XX в. это объединение сыграло важную просветительскую роль. Оно выступило с имевшей место недооценкой крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную передвижническую эпоху в силу известной субъективности и пристрастности В.В.Стасова.
Мирискусники "открыли" для современников имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф.Толстого. Большое культурное значение имела выставка портрета, организованная А.Н. Бену и С.П. Дягилевым в 1905 г. в Таврическом дворце, где экспонировалось около 2 тыс. работ. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной петербургской архитектуре, работы по истории русского искусства А.Н.Бенуа, И.Э. Грабаря и других способствовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства.
Художественное творчество мирискусников, как правило, тяготело к ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно их интересовал XVIII век. В среде мирискусников процветал и культ Петра I как основоположника русской европеизированной культуры, культ Петербурга как средоточия этой культуры и культ Пушкина как наиболее полного выразителя "петербургского периода" русской истории. Наиболее значительных успехов художники "Мира искусства" достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, где синтез искусства мог проявиться в наибольшей степени (иллюстрации А.Н.Бенуа к "Медному всаднику" Пушкина, Е.Е. Лансере - к повести "Хаджи Мурат" Л.Толстого, оформление спектаклей в Художественном театре, Русских сезонов в Париже и т.д.). Эти успехи послужили основой для их развития в советское время.
Значительный подъем в этот период переживала скульптура , развитие которой было связано с именами П.П. Трубецкого (1866-1938), А.С. Голубкиной (1864-1927). Голубкина - автор первого в скульптурного портрета К.Маркса (1905). Трубецкой широко известен своими скульптурными портретами Л. Толстого. Он - автор памятника Александру III в Петербурге (1909). На смену гармонии классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения, характерная для импрессионизма.
Воплощением преемственности традиций реализма и бурной его эволюции в новую эпоху было творчество крупнейшего скульптора современности С.Т. Коненкова (1874-1971). По сравнению с мастерами второй половины ХIХ в. он значительно обогатил и расширил принципы классической пластики. Его раннему творчеству была присуща символика ("Самсон", "Нике").
В изобразительном искусстве времени, последовавшего за революцией 1905-1907 гг., творческие поиски находились в основном в русле различных модернистских течений. Художники новых объединений, таких как "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912) были очень разными по своей художественной манере (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, П.П. Кончаловский, И.И.Машков и др.). Но их творчество несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к символизму и футуризму, экспериментаторство в области цвета и формы.
К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда , сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К.С.Малевич (1878-1935), создатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное свое открытие.
В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К.Малевич, В.Кандинский, К. Петров-Водкин, Р.Фальк, М.Шагал, П.Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире не конкретные реалии, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.