Культура русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Русский язык — язык великого народа, язык великой литературы.

Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых богатых языков» мира.

Файлы: 1 файл

Культура русской речи пдо.docx

— 52.28 Кб (Скачать файл)

Культура русской речи

Русский язык — язык великого народа, язык великой  литературы.

Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых богатых языков» мира.

Гимны русскому языку, его богатству и  выразительности можно найти  в сочинениях и размышлениях почти  всех крупнейших русских писателей. Для Тургенева, например, раздумья о  судьбах Родины были неотделимы, неотрывны  от мысли о «великом, могучем, правдивом  и свободном русском языке».

Русский язык стал интернациональным языком, языком межгосударственного общения  и культурно-идеологического взаимодействия между всеми народами Советского Союза. Русский язык распространяется везде, в странах Запада и Востока. Интерес к его изучению возрастает на всех материках нашей планеты.

В этих условиях неизмеримо усиливается, увеличивается  ответственность всех нас, тех, для  кого русский язык является родным, за его чистоту и правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в  слова», — говорил Чехов. «Надо  воспитывать в себе вкус к хорошему языку; как воспитывают вкус к  гравюрам, хорошей музыке», — убеждал  Алексей Максимович Горький молодое  поколение советских писать лей. Изучение языка помогает открыть  законы его развития, правила его  употребления и способы обогащения.

Народ — нe только творец языка, но и двигатель его истории. Народ, вместе с тем, стоит на страже сокровищ своего родного слова, пользуясь ими и умножая их в своей речи и словесно-поэтическом творчестве. Литературный язык становится, по образному выражению Горького, «оружием» всего народа... Известный наш языковед академик Щерба тонко охарактеризовал своеобразие развития русского языка в советскую эпоху.

«Нетрудовые элементы потеряли вес в обществе, — говорил он, — вопросы производства и его организации стали в  центре внимания, элементы политического  образования стали внедряться в  общественное сознание вместе со стремлением  в том или другом отношении  заполнить пропасть между умственным и физическим трудом. Все это привело  к тому, что производственная терминология стала вливаться широкой струёй в наш литературный язык, расширяя знакомство с элементами разнообразных  производственных процессов».

В быстром  и сложном процессе развития современного русского языка закономерно и  естественно возникают колебания, а также болезненные, отрицательные  явления в приемах его употребления, в способах применения разных его  стилистических средств, в практике словопроизводства и словоупотребления, в отношении к литературно-языковым нормам.

Причин  такого рода склонений от чистоты  и правильности речи очень много: и неполное усвоение норм литературного  выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и  неуменье, и нежелание разобраться  в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся  острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о  слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка».

Эти нарушения  чистоты и правильности литературной речи обычно расцениваются как «порча»  языка и вызывают у ревнителей чистоты родного языка огорчение  и справедливое возмущение, побуждают  их к активной борьбе с отклонениями от литературных норм, от правильного  употребления такого богатого, живописного  и могучего языка, как русский  классический язык. Потому что, действительно, как убеждал Горький, «борьба  за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка — есть борьба за орудие культуры».

Как же нужно бороться за чистоту, точность и правильность языка? Необходимо широкое, общенародное распространение научных  сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о путях его развития, о способах образования новых  слов, об огромной роли языка как  «орудия культуры», как средства познания, и обо многом другом, относящемся к вопросам и задачам культуры русской речи. Необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.

Каждый  из нас, из тех, кто относится к  русскому языку как к родному  и свободно пользуется им в своей  общественно-речевой практике, является, вместе с тем, и участником грандиозного процесса народного «языкотворчества», по выражению Маяковского, и все  мы должны внимательно наблюдать  и соблюдать законы и правила  своего родного языка.

Чтобы воспитательная работа в области  культуры русской речи была действительно  действенной и плодотворной, надо определить, с чем бороться, что  признать ошибками и неправильностями, типичными для современности. И  главное: надо выделить именно ходовое, типичное, а не развлекаться анекдотами, уродствами индивидуального словоупотребления. Между тем, многочисленные статьи о  культуре речи, о том, как говорить или как научиться говорить правильно и красиво, появляющиеся в наших журналах и газетах, нередко направляют свое внимание именно в сторону анекдотических случаев и сцен.

Не  претендуя на исчерпывающую полноту, можно распределить трудности и  неправильности, широко распространенные в современной русской речи, по нескольким группам или категориям.

Во-первых. Самая сложная и разнообразная  по составу — это группа небрежностей и «неправильностей» в речи, вызванная  недостаточным знанием стилистических своеобразий или смысловых оттенков разных выражений и конструкций, а также правил сочетания слов. Это — результат неполного  овладения или, во всяком случае, еще  очень неточного, нетвердого владения системой современного русского литературного  языка, его словарем и синтаксисом, его стилистическими средствами. Тут, прежде всего, выделяются случаи нарушения  или неоправданного разрушения старых устойчивых словосочетаний и неудачного образования новых. Например, в разговорной речи: «гулять по больничному листку», «убирать помещение в доме», «переживать за сестру», «дать характеристику на кого-нибудь», «утрясти вопрос», «львиная часть» (вместо: львиная доля), «играть значение» (вместо: играть роль или иметь значение); «одержать успехи» (вместо: добиться успехов или одержать победу); «носить значение» (вместо: носить характер, иметь значение); «разделить на две неравные половины»; «тратить нервы» (вместо: портить нерпы), «играть главную скрипку» (вместо: ... первую скрипку); «заварился сыр-бор» (вместо: загорелся сыр-бор); «криминальное преступление»; «мемориальный памятник» и тому подобное.

Такого  рода примеров скрещивания, контаминации (как говорят языковеды) разных выражений, имеющих близкое или сходное  значение, неоправданных стилистических и словесных сближений, смешений и так далее, больше всего встречается  в небрежной речи. Сюда же примыкают и такие неправильности словоупотребления, как например, взад-назад вместо: взад и вперед, дожидать вместо дожидаться (но сравните — ожидать); подружить вместо: подружиться (и сравните — дружить с кем-нибудь) и другие подобные.

Во-вторых. К границам разговорно-литературной речи приблизились и иногда беспорядочно врываются в сферу литературного  выражения слова и обороты  областного или грубого просторечия: ложить (вместо класть), обратно вместо опять («обратно дождь пошел»), крайний (вместо последний), взади (вместо сзади), заместо (там, где нужно: вместо) и так далее.

Естественно, что широкий поток этого просторечия  несет в разговорную речь слова  и выражения, характеризующиеся  разной яркостью областной окраски  и разной степенью близости к литературному  языку. Разобраться во всем этом должен помочь словарь «Правильность и  чистота русской речи»', подготовленный Институтом русского языка Академии наук и посвященный трудностям и  неправильностям современного словоупотребления. Ведь с просторечием связаны специфические  выражения и обороты речи вульгарного  или фамильярного характера. Например, дать по мозге, устройте пару билетиков; по-страшному, по-тихому (вместо: страшно, тихо); толкнуть речугу; всю дорогу — в значении: «все время» и многие другие.

Эти явления  в разных стилях и разновидностях современной разговорной речи выступают  настолько ощутимо, что они больше всего вызывают протест со стороны  отстаивающих чистоту и правильность русского литературного языка и  чаще всего обсуждаются в нашей  печати.

Третье. Еще одно явление в жизни современного русского языка, особенно в разговорной  речи, вызывающее у многих тревогу  и беспокойство, — это широкое  и усиленное употребление своеобразных вульгарных, а иногда и подчеркнуто-манерных жаргонизмов. От них веет и специфическим  духом пошлого мещанства и  налетом буржуазной безвкусицы. Таковы выражения: «оторвать» в смысле: достать, приобрести («оторвать туфли с модерными каблуками»); «что надо», «сила» — в смысле: замечательный:«звякнуть» (по телефону); «законно — законный» для обозначения положительной оценки; «газует» (бежит); «категорический привет» и даже: «приветствую вас категорически» (вместо «здравствуйте»); «дико»(в значении — очень: дико интересно); «хата» (в смысле квартира) и тому подобное.

Всех  кто ратует за чистоту русского языка, особенно смущает и возмущает  распространение этого вульгарно-жаргонного речевого стиля. Многие готовы квалифицировать  его. и вполне справедливо, как «осквернение языка Пушкина, Толстого, Горького. Маяковского».

В этой очень пестрой, но всегда мутной струе  вульгарной и фамильярной бытовой  речи можно — при более внимательном рассмотрении и изучении — разграничить несколько жаргонных слоев или  пластов и даже несколько социально-речевых  жаргонных стилей вульгарного и  фамильярного характера.

Печальнее всего то, что подобное жаргонное  словообразование в зарубежных работах, посвященных русскому языку, иногда относится к характерным качествам  культуры нашей студенческой молодежи. Так, в статье доцента Стокгольмского университета Нильса-Оке-Нильссона, недавно напечатанной в шестом томе датского журнала «Сканда-Славика», — «Советский студенческий слэнг» (то есть жаргон) помещается словарик такой речи советских студентов: блеск в значении превосходный; железно; мешок времени; предки (в значении: родители); спихнуть экзамен; старик, старикан (значение: профессор); шпаргалитэ; удочка (удовлетворительно) и тому  подобное.

Четвертое. Не менее тяжелым препятствием для  свободного развития выразительных  стилей современного русского языка  является чрезмерное разрастание у  нас употребления шаблонной, канцелярской речи, ее штампованных формул и конструкций. Об этом так писал Константин Паустовский: «Язык обюрокрачивается сверху донизу, начиная с газет, радио и кончая нашей ежеминутной житейской, бытовой  речью». «Нам угрожает опасность замены чистейшего русского языка скудоумным и мертвым языком бюрократическим. Почему мы позволили этому тошнотворному  языку проникнуть в литературу?»  Оценочные эпитеты, излишества экспрессии — это индивидуальные свойства стиля  Паустовского, но основная мысль ясна.

В этой связи нельзя не вспомнить об ироническом  отношении Владимира Ильича Ленина «к канцелярскому стилю с периодами  в тридцать шесть строк и с  «речениями», от которых больно становится за родную русскую речь».

Жалобы  на засилие штампов канцелярско-ведомственной речи и разных сферах общественной жизни раздаются со всех сторон.

Так, в письме Чуракова в редакцию «Известий» — «О родном нашем языке» — сказано: «На наш повседневный разговорный язык, язык газеты, радио, плаката все сильнее наступает неповоротливый язык канцелярии. Он проникает даже в литературу».

Писатель  Леонтий Раковский свою статью «Чувство языка», опубликованную в «Литературной  газете», начинает так:

«Федор  Гладков считал канцеляристов сомнительными  учителями русского языка. К сожалению, канцеляристы не только учителя, но и  — прежде всего — «творцы» того серого, мертвого языка, который так  засоряет нашу речь... Это им принадлежит словесный мусор, рожденный в недрах протоколов и отчетов: «зачитать» и «вырешить», «использовать» и «приплюсовать», «свино-матка» или «рыбо-продукт» вместо доброго, живого слова — рыба».

Пятое. Естественно, что отсутствие прочных  и точных литературных языковых навыков, влияние областного говора и просторечия  особенно часто обнаруживается в  произношении, в воспроизведении  звуковой формы слова.   

 Сюда  относятся и колебания в ударении, а часто — просто нелитературные  ударения в отдельных словах  как разговорного, так и книжного  происхождения, и в их формах. Например: средства (вместо средства), общества (вместо общества), облегчить (вместо облегчить), документ (вместо документ), ходатайствовать (вместо ходатайствовать),ненависть (вместо ненависть), жестоко (вместо жестоко), поняла (вместо поняла), обеспечение (вместо обеспечение), дермантин (вместо дерматин); произношение: фанэра, музэй. кофэ и так далее.

Этот  очерк или перечень отклонений, отступлений  от стилистических норм современной  русской речи очень неполон. Он совсем не касается проблем языка советской  художественной литературы. Между тем, это особая, важная и большая тема.Но вопросы стилистики художественной литературы не могут быть разрешены в общем плане культуры речи. Они нуждаются в освещении истории и теории литературно-художественной речи. Тут, между прочим, открывается новая сфера наблюдений над примерами построения словесных образов и над речевой структурой образов персонажей.К концу беседы с радиослушателями мне хотелось бы еще раз подчеркнуть огромное значение вопросов культуры речи, значение стилистических навыков и лингвистических знаний.Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.Можно закончить эту краткую беседу о русском языке и о некоторых неправильностях в его современном употреблении теми же словами, которыми закончил свою статью о любви к русскому языку покойный советский поэт Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Информация о работе Культура русской речи