Культура русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Русский язык — язык великого народа, язык великой литературы.

Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых богатых языков» мира.

Файлы: 1 файл

Культура русской речи пдо.docx

— 52.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Индикаторы речевого поведения

Речевое поведение человека служит индикатором его общей  эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации  поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную  напряженность человека, которая  проявляется в выборе слов и стиле  построения фраз.

Николай Иванович Тимченко, психолог, член Международной академии наук информации, информационных процессов  и технологий (МАН ИПТ).

Речевое поведение человека в целом служит индикатором его  общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Эрудиция может быть в  известной степени оценена содержательностью  речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния  лица, в частности его эмоциональной  напряженности, проявляющейся в  особенности выбора слов, специфике  стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что  личность несет в себе опыт языкового  развития поколений, в том числе  и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в  рамках заданного многообразными условиями  речевого поведения.

В состоянии эмоциональной  напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают  слова. В частности, по сравнению  с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в  спокойном состоянии и состоянии  эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите  ли», «знаете», «такой», «ну», «вот»  и т. д.

В условиях эмоциональной  напряженности словарный запас  становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи —  грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами  не только состояний, но и глубинных  личностных параметров человека. Можно  менять тембр голоса, пребывать в  разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут  новыми — остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и  надежную информацию, скрыть которую  от внимательного наблюдателя говорящий  может только при соответствующей  специальной тренировке.

Известный отечественный  лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи — основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф — сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он — мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос  человека является весьма характерной  чертой, позволяющей составить общее  впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности  внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует  об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

заметные колебания в  скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

сильные изменения громкости  свидетельствуют об эмоциональности  и волнении собеседника;

ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;

нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках  голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех — одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение  к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф  Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех — есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;

на «э» ( хе-хе ): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;

на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);

на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе — издевательский и протестующий;

на «у» ( ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

 

 

 

 

 

 

Общение,цели общения.

 

Определение общения. 
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.  
В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. 
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. 
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. 
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. 
2) Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то 
сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал. 
3) Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной . Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в узком  смысле слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.  
Употребление этих терминов условно, иногда в боле-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная .  
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее. 
3 – а) Коммуникативная сторона общения.  
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S < = >S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл . А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.  
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».  
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.  
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах). 
3 – б) Средства коммуникации.  
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.  
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов: 
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор 
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст) 
КАК? (осуществляется передача) – Канал 
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория 
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.  
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).  
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения: 
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.) 
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика) 
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: 
- коммуникативные (заменяющие речь) 
- описательные (их смысл понятен только при словах) 
- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. 
Мимика – это движение мышц лица.  
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.  
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса) 
В психологии выделяют четыре дистанции общения: 
- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. 
- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). 
- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. 
- Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз. 
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.  
3 – в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция . Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. 
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. 
3 - г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.  
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом. 
4) Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 
1. Социальные функции общения 
a) Организация совместной деятельности 
b) Управление поведением и деятельностью 
c) Контроль 
2. Психологические функции общения 
a) Функция обеспечения психологического комфорта личности 
b) Удовлетворение потребности в общении 
c) Функция самоутверждения 
5) Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях: 
1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. 
2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). 
3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.  
6) Виды общения . 
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.  
1. По содержанию оно может быть:  
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 
1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) 
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 
2. По целям общение делиться на: 
2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) 
2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) 
3. По средствам общение может быть: 
3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 
3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий) 
3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 
3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). 
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. 
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. 
3. Обсуждение интересующей проблемы. 
4. Решение проблемы. 
5. Завершение контакта (выход из него).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

1. Общение – специфическая  форма взаимодействия человека  с другими людьми как членами  общества; в общении реализуются  социальные отношения людей.  
Л.И. Марисова говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно - потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей: в другом человеке и взаимоотношениях с ним; в принадлежности к социальной общности; в сопереживании и сочувствии; в заботе, помощи и поддержке со стороны других; в оказании помощи, заботы и поддержке другим; в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве; в постоянном обмене опытом, знаниями; в оценке со стороны других, в уважении, авторитете; в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нём.  
М.И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них с их помощью к самопознанию и самооценке.  
Основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.  
Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И.В. Кузнецова выделяет две тенденции – надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение буде формальным). Сочетание этих тенденций даёт четыре типа мотивации общения:  
1. Высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;  
2. Низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остаётся неудовлетворённой и человек уходит в мир своих переживаний;  
3. Низкие надежды на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;  
4. Высокие надежды на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.  
Как показано О.А. Тырновой ведущими мотивами общения являются: у девушек – желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей – общность интересов и дел.

2. Классификация  мотивов общения.

Н.П.Ерастов даёт классификацию мотивов общения, в основе которой лежат различные  виды потребностей: мотив - потребность, мотив - интерес, мотив - привычка, мотив - каприз и мотив-долг.  
При сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Н.П.Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу:  
взаимодействующие – которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными;  
противодействующие – которые исключают друг друга, противоположные по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет её говорить;  
независимо протекающие – не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого.  
Мотивы общения могут быть деловыми и неделовыми (личностными). Последние имеют отношение к знакомству, дружбе, привязанности, любви. В свою очередь, эти мотивы можно разделить в соответствии с двумя видами общения – желательным и нежелательным, в основе которых лежат разные мотивы общения (желание или нежелание общаться с данным человеком).

1. Барьеры  общения.

Иногда появлению  нравственных или эмоциональных  барьеров, препятствующих нормальным человеческим контактам, предшествуют годы знакомства или близких отношений. Но есть один барьер, который вырастает, как правило, при первом же контакте - эстетический.  
Первое впечатление о человеке складывается, прежде всего, по его внешнему виду, манере поведения, стилю одежды. Конечно, провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Внешность всегда многое определяла в отношении к человеку, особенно в кругу малознакомых лиц. В последние годы социологи отмечают массовый всплеск озабоченности людей своим внешним видом.  
Хотя нас и встречают по одежке, но важнее все-таки то, как провожают. А это зависит, как известно от ума. Трудно найти человека, который жаловался бы на недостаток ума, гораздо легче с таким человеком столкнуться в общении. Почему же проявление интеллектуальных слабостей дается человеку значительно легче, чем их осознание? Потому, что интеллект - сложное психологическое образование, различные стороны которого развиты у каждого человека далеко не равномерно. У одних людей развит интеллект - теоретический, у других – практический, у одних - способность к целостному художественному познанию мира, у других - к его логическому расчленению и строго научному воссозданию. Вследствие этого и возникают интеллектуальные барьеры. Теоретик может часами безуспешно разъяснять практику абстрактные принципы мироустройства, а потом столь же безуспешно пытаться починить бытовой прибор, с которым практик управится за несколько минут. Для художника очевидна глупость любой попытки строгого логического обоснования поэтических метафор, а для дисциплинированного ума естествоиспытателя не менее глупы попытки, внести поэтический хаос в стройную систему формул, раскрывающих основы мироздания.  
Интеллектуальные барьеры могут возникать и в результате различной скорости интеллектуальных процессов у людей, вступающих в общение. Известный английский психолог Г. Айзенк создал систему тестов по измерению коэффициента интеллекта, базирующуюся на представлении о том, что природной основой умственных способностей является скорость протекания интеллектуальных процессов. Это не значит, что люди, мыслящие медленно и фундаментально, в принципе не способны решать интеллектуальные задачи. Нередко после длительных раздумий они приходят к весьма нетривиальным решениям. Но, не умея быстро сориентироваться в ситуации, тугодумы часто воспринимаются как люди недостаточно интеллектуально развитые. Мало кому хватает терпения дождаться плодов их длительных размышлений. Не исключено, что человеку с замедленными интеллектуальными процессами, которого все считают не очень умным, просто не хватает времени, отмеренного ему природой, чтобы потрясти мир новыми идеями. Так или иначе, но скорость мышления у людей разная, и, чтобы это не создавало барьеров в их взаимопонимании, необходимо учитывать эти способности и не торопиться выносить однозначный приговор.  
Да, непросто преодолевать интеллектуальные барьеры взаимопонимания, но вот найдены ясные и доходчивые аргументы, в интеллектуальных возможностях собеседника сомнений нет. Казалось бы, нет и никаких оснований сомневаться в том, что наши идеи и предложения будут правильно поняты. А в ответ: "Не понимаю". Следует еще одна попытка разумного объяснения своей позиции, но результат столь же неутешителен. Это уже явный симптом возникновения мотивационного барьера. Он появляется потому, что собеседнику неинтересны высказанные соображения, они не затрагивают его собственных потребностей, не вызывают мотива, побуждающего к пониманию. Логика неудавшегося диалога проста: не понимаю потому, что не хочу понимать, нет никакой личной заинтересованности. В психологии пропаганды известен прием, существенно облегчающий пропагандисту процесс понимания его сообщения слушателями. Нужно так преподнести тему своего выступления, чтобы она сразу увязывалась с насущными потребностями аудитории.  
Наиболее болезненной проблемой мотивации взаимопонимания является потребительское отношение людей друг к другу, когда один человек для другого становится средством реализации утилитарных целей. Классическая формула "ты - мне, я - тебе" как раз и выражает подобный способ понимания человека человеком. В соответствии с ней все люди разделяются на "нужных" и "ненужных". Последние вообще теряют право на понимание, тогда как "нужных" людей окружают заботой, вниманием и почтением.  
Проблема преодоления моральных барьеров во взаимопонимании представляется наиболее сложной и во многих случаях вряд ли разрешимой. Подлость, непорядочность, злонамеренная ложь возводят между людьми такую стену, через которую не пройти даже тем, кто в совершенстве владеет разнообразными средствами общения. Если внимательно присмотреться к стратегии и тактике общения людей непорядочных, то с открытым выражением безнравственных установок встретиться можно не так уж часто. Как правило, для подлого поступка подбирается приличная упаковка. Например, ни один случай преследования за критику не объясняется желанием отомстить за нанесенный критикой ущерб. Того, кто осмелился высказать публично критические замечания в адрес непорядочного руководителя, чаще всего объявляют склочником, отравляющим атмосферу в коллективе, А преследование склочника - дело отнюдь не подлое, по-своему даже благородное.  
Как это ни парадоксально, но моральные барьеры во взаимопонимании возникают и в тех случаях, когда мы имеем дело с человеком, абсолютно ни в чем не нарушившим нравственные нормы. Безупречный во всех отношениях человек нередко рискует быть превратно понятым окружающими. В основе непонимания лежат, по-видимому, глубинные психологические механизмы защиты собственной личности от «посягательств» практически не достижимых образцов социального успеха и безукоризненного нравственного поведения.  
Нельзя, впрочем, не согласиться с Гельвецием в том, что определенные психологические механизмы создают предрасположенность к формированию чувства зависти, особенно если другой человек достигает выдающегося успеха. Признание малых заслуг получить значительно легче, чем выдающихся. Но не будем забывать, что затраченные на достижение высокой цели труды приносят не только конкретные результаты в своём деле, но и способствует лучшему пониманию наших истинных заслуг со стороны других людей. И если не всегда они могут выразить это рационально, то чувства и эмоции людей будут на стороне того, кто не жалеет сил и времени на реализацию целей, имеющих индивидуальный смысл и социальную ценность. Так удается преодолеть один из эмоциональных барьеров взаимопонимания.  
Начнем с негативных эмоций. Известно, что гнев или уныние - плохие советчики в выборе средств общения. В гневе человек может сказать такое, о чем сам впоследствии будет сожалеть. Окружающие редко с пониманием относятся к человеку, дающему волю агрессивным состояниям, даже если он, по существу, и прав. Еще труднее с взаимопониманием приходится тому, кто не может совладать с проявлениями пассивных отрицательных эмоций. Казалось бы, чем сильнее выражено страдание человека, тем больше он вправе рассчитывать на сочувствие и понимание окружающих, Но чем больше страдает человек, тем в большей мере представляется постороннему наблюдателю неприятным, недостойным и заслуживающим того, что с ним происходит. Не случайно древние философы стоики учили людей с максимально возможным достоинством и выдержкой переносить страдания. Во многом, наверное, и потому, что стоицизм как непоколебимость духа, в трудных жизненных ситуациях оценивается другими людьми.  
С положительной эмоциональностью все, казалось бы, обстоит по - другому. Приятные эмоции способствуют благожелательному восприятию других людей. Житейская мудрость учит обращаться с просьбой или предложением к «влиятельным людям» в момент их доброго расположения духа. Но в этой меркантильной рекомендации эксплуатируется один существенный недостаток человека, пребывающего в состоянии радостного возбуждения. В связи с тем, что на фоне такого состояния снижается критичность человека, любое случайно совпадающее с ними во времени событие покажется достаточно привлекательным. К чему это может привести? Во-первых, к согласию с мнением, которое в обычных условиях не приемлемо. Во-вторых, к поддержке человека, не вполне ее заслуживающего.

4. Имидж – сложившийся  в сознании массовом и имеющий  характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого - либо или чего - либо. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно – результат работы специалистов в области психологии политической, психологии рекламы, маркетинга и т.д. Имидж отражает социальные ожидания определённых групп, поэтому его наличие может иногда обеспечить субъекту успех в политической или деловой жизни.  
Манипулирование – скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них.  
Для манипуляции используются следующие приёмы:  
поддразнивающие высказывания;  
подзадоривающие высказывания;  
«невинный» обман, введение в заблуждение;  
замаскированные под малозначительные и случайные высказывания оговор и клевета, которые могут быть приняты за таковые лишь по недоразумению;  
преувеличенная демонстрация своей слабости, неосведомлённости, неопытности для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу и т.д.;  
«невинный» шантаж (дружеские намёки на промахи, ошибки, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых» грехов или личных тайн адресата).

5. Конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно – ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально - психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.  
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.  
С учётом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:  
Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;  
Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) ещё не осознали ситуацию как конфликтную;  
Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:  
конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;  
случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;  
смещённый – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;  
неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.



Информация о работе Культура русской речи