МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования |
«Санкт-Петербургский
государственный университет сервиса
и экономики |
Институт торговли и ресторанного
бизнеса
Кафедра «Сохранение и музеефикация
культурного наследия» |
|
Контрольная работа по дисциплине
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
по теме: «Культура Серебрянного
века»
Выполнила: студентка 1 курса направления
100800.62
Проверил :
Санкт-Петербург, 2012 год
Содержание
- Введение………………………………………………………………3
- Глава 1.Образование………………………………………………….4
- Глава 2.Искусство……………………………………………………11
- Заключение…………………………………………………………...17
- Список использованной литературы………………………………..16
- Приложение …………………………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Эпохи одна
от другой отличаются во времени,
как страны в пространстве.
Новый этап в развитии культуры
России условно, начиная с реформы
1861 года до Октябрьской революции 1917 г.,
называют «Серебряным веком». Впервые
это название было предложено философом
Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях
культуры своих современников отблеск
российской славы предшествующих «золотых»
эпох, какое-то цельное, яркое, динамичное,
сравнительно благополучное время со
своим особенным ликом, резко отличающееся
от того, что было до, и от того, что настало
после. Эта эпоха длиною от силы в четверть
века простирается между временем Александра
III и семнадцатым годом прошлого столетия.
«Серебряный век» занимает
совершенно особое место в
российской культуре.Это противоречивое
время духовных поисков и блужданий,
значительно обогатило все виды
искусств и философию и породило
целую плеяду выдающихся творческих личностей.
На пороге нового века начали меняться
глубинные основы жизни, порождая крушение
старой картины мира. Традиционные регуляторы
существования – религия, мораль, право
– не справлялись со своими функциями,
и зародился век модерна. Нельзя безапелляционно
указать на имя, место или дату, когда и
где забрезжила ранняя заря серебряного
века. Был ли это журнал «Мир искусства»,
или возникший ранее «Северный вестник»,
или сборники «Русские символисты». Новое
движение возникает одновременно в нескольких
точках и проявляется через нескольких
людей, порою даже не подозревающих о существовании
друг друга. Ранняя заря серебряного век
занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году,
когда вышел первый номер «Мира искусства»,
новая романтическая эстетика сложилась
и оформилась.
.
1.ОБРАЗОВАНИЕ
СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ.
Ликвидация крепостного
права, развитие буржуазных отношений
в деревне обострили противоречия
в развитии культуры. Они обнаруживаются,
прежде всего, в охватившей российское
общество дискуссии и в складывании двух
направлений: «западнического» и «славянофильского».
Камнем преткновения, не позволившим примириться
спорящим, стал вопрос: по какому пути
развивается культура России? По «западному»,
то есть буржуазному, или она сохраняет
свою «славянскую самобытность», то есть
консервирует феодальные отношения и
аграрный характер культуры.
Поводом для выделения направлений
послужили «Философические письма»
П. Я. Чаадаева. Он считал, что все
беды России выводились из качеств русского
народа, для которого, якобы, характерны:
умственная и духовная отсталость, неразвитость
представлений о долге, справедливости,
праве, порядке, отсутствие самобытной
«идеи». Как считал философ, «история России
- это «отрицательный урок» миру». Резкую
отповедь ему дал А. С. Пушкин, заявив: «ни
за что на свете я не хотел бы переменить
Отечество или иметь другую историю, кроме
истории наших предков, такой, какой нам
Бог её дал».
Российское общество
разделилось на «славянофилов» и «западников».
К «западникам» относились В. Г. Белинский,
А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин
и др. «Славянофилов» представляли А. С.
Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин.
Для «западников» был характерен
определённый набор идей, который они
отстаивали в спорах. В этот идейный комплекс
входили: отрицание самобытности культуры
любого народа; критика культурной отсталости
России; преклонение перед культурой Запада,
её идеализация; признание необходимости
модернизации, «осовременивания» российской
культуры, как заимствования западноевропейских
ценностей. Идеалом человека западники
считали европейца – делового, прагматичного,
эмоционально сдержанного, рационального
существа, отличающегося «здоровым эгоизмом».
Характерной для «западников» была и религиозная
ориентация на католицизм и экуменизм
(слияние католицизма с православием),
а также космополитизм. По политическим
симпатиям «западники» являлись республиканцами,
им присущи были антимонархические настроения.
По сути, «западники» были сторонниками
индустриальной культуры - развития промышленности,
естествознания, техники, но в рамках капиталистических,
частнособственнических отношений.
Им противостояли
«славянофилы», отличавшиеся своим
комплексом стереотипов. Для них были
характерны критическое отношение к культуре
Европы; её неприятие как антигуманной,
безнравственной, бездуховной; абсолютизация
в ней черт упадка, декаданса, разложения.
С другой стороны, их отличало национализм
и патриотизм, преклонение перед культурой
России, абсолютизация её уникальности,
самобытности, героизация исторического
прошлого. «Славянофилы» свои ожидания
связывали с крестьянской общиной, рассматривая
её как хранительницу всего «святого»
в культуре. Духовным ядром культуры считалось
православие, которое также рассматривалось
некритически, преувеличивалась его роль
в духовной жизни России. Соответственно,
утверждался антикатолицизм и отрицательное
отношение к экуменизму. Славянофилов
отличала монархическая ориентация, преклонение
перед фигурой крестьянина - собственника,
«хозяина», и негативное отношение к рабочим
как «язве общества», продукту разложения
его культуры. Таким образом, «славянофилы»,
по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры
и занимали охранительные, консервативные
позиции.
Противостояние
«западников» и «славянофилов»
отражало растущее противоречие
между аграрной и промышленной
культурами, между двумя формами
собственности - феодальной и
буржуазной, между двумя классами
- дворянством и капиталистами.
Но подспудно обострялись противоречия
и внутри капиталистических отношений
- между пролетариатом и буржуазией. Революционное,
пролетарское направление в культуре
выделяется в качестве самостоятельного
и, по сути, определит развитие культуры
России в ХХ веке.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ.
В 1897 г. проводилась
Всероссийская перепись населения.
Согласно переписи, в России средний
уровень грамотности составлял
21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около
1% населения имели высшее и
среднее образование. В средней
школе, по отношению ко всему грамотному
населению, обучалось всего 4%. На рубеже
веков система образования по-прежнему
включала три ступени: начальную (церковноприходские
школы, народные училища), среднюю (классические
гимназии, реальные и коммерческие училища)
и высшую школу (университеты, институты).
В 1905 г. министерство народного просвещения
вынесло проект закона «О введении всеобщего
начального обучения в Российской империи»
на рассмотрение II Государственной думы,
однако этот проект так и не получил силу
закона. Но растущая потребность в специалистах
способствовала развитию высшего, в особенности
технического, образования. В 1912 г. в России
было 16 высших технических учебных заведений,
помимо частных высших учебных заведений.
В университет принимались лица обоего
пола независимо от национальной принадлежности
и политических взглядов. Поэтому количество
студентов заметно выросло – с 14 тысяч
в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г.
Дальнейшее развитие получило и высшее
женское образование, и юридически в 1911
г. было признано право женщин на высшее
образование. Одновременно с воскресными
школами стали действовать новые типы
культурно-просветительских учреждений
для взрослых – рабочие курсы, просветительские
рабочие общества и народные дома – своеобразные
клубы с библиотекой, актовым залом, чайной
и торговой лавкой.
Большое влияние на
просвещение оказало развитие
периодической печати и книгоиздательства.
В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных
газет и работало около 300 типографий.
В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий.
А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов,
а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи
книжных магазинов. По количеству издаваемых
книг Россия занимала третье место в мире
после Германии и Японии. В 1913 г. только
на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров
книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин
в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали
приобщению народа к литературе, выпуская
книги по доступным ценам: «дешевая библиотека»
Суворина и «библиотека для самообразования»
Сытина. Процесс просвещения был интенсивным
и успешным, а количество читающей публики
быстро возрастало. Об этом свидетельствует
тот факт, что в конце XIX в. было примерно
500 публичных библиотек и около 3-х тысяч
земских народных читален, а уже в 1914 г.
в России насчитывалось около 76 тысяч
различных общественных библиотек. Не
менее важную роль в развитии культуры
сыграл «иллюзион» – кино, появившееся
в Петербурге буквально через год после
его изобретения во Франции. К 1914г. в России
уже было 4000 кинотеатров, в которых шли
не только зарубежные, но и отечественные
картины. Потребность в них была настолько
велика, что в период с 1908 по 1917 г. было
снято более двух тысяч новых художественных
фильмов. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал
первые в мире объемные мультипликации.
НАУКА
XIX столетие приносит
значительные успехи в развитии
отечественной науки: она претендует
на равноправность с западноевропейской,
а порой и на превосходство.
Нельзя не упомянуть ряд работ
русских учёных, приведших к достижениям
мирового уровня. Д. И. Менделеев в 1869 г.
открывает периодическую систему химических
элементов. А. Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает
законы фотоэффекта. В 1863 г. выходит работа
И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».
К. А. Тимирязев основывает русскую школу
физиологии растений. П. Н. Яблочков создаёт
дуговую электрическую лампочку, А. Н.
Лодыгин – лампочку накаливания. А. С.
Попов изобретает радиотелеграф. А. Ф.
Можайский и Н. Е. Жуковский своими исследованиями
в области аэродинамики закладывают основы
авиации, а К. Э. Циолковский известен,
как основоположник космонавтики. П.Н.
Лебедев является основоположником исследований
в области ультразвука. И. И. Мечников исследует
область сравнительной патологии, микробиологии
и иммунологии. Основы новых наук – биохимии,
биогеохимии, радиогеологии – заложены
В.И. Вернадским. И это далеко не полный
список людей, сделавших неоценимый вклад
в развитие науки и техники. Значение научного
предвидения и ряда основополагающих
научных проблем, поставленных ученым
в начале века, становится ясным только
теперь.
Гуманитарные науки
испытывали большое влияние процессов,
происходивших в естествознании.
Ученые-гуманитарии, как В.О. Ключевский,
С.Ф. Платонов, С.А. Венгеров и
другие, плодотворно работали в области
экономики, истории, литературоведения.
В философии получил широкое распространение
идеализм. Русская религиозная философия
с ее поиском путей соединения материального
и духовного, утверждением «нового» религиозного
сознания явилась едва ли не самой важной
областью не только науки, идейной борьбы,
но и всей культуры.
Основы религиозно-философского
Ренессанса, которым отмечен «Серебряный
век» русской культуры, были заложены
В.С. Соловьевым. Его система –
опыт синтеза религии, философии и науки,
«причем не христианская доктрина обогащается
у него за счет философии, а наоборот, в
философию он вносит христианские идеи
и ими обогащает и оплодотворяет философскую
мысль» (В. В. Зеньковский). Обладая блестящим
литературным талантом, он сделал философские
проблемы доступными широким кругам русского
общества, более того, он вывел русскую
мысль на общечеловеческие просторы.
Этот
период, отмеченный целым созвездием
блестящих мыслителей – Н.А.
Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский,
Г.П. Федотов, П.А. Флоренский и другие –
во многом определил направление развития
культуры, философии, этики не только России,
но и на Западе.
ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ
В период «Серебряного
века» люди ищут новые основания
для своей духовной и религиозной
жизни. Очень распространенными оказываются
всевозможные мистические учения. Новый
мистицизм охотно искал свои корни в старом,
в мистицизме Александровской эпохи. Как
и на сто лет раньше стали популярны учения
масонства, скопчества, русского раскола
и иных мистиков. Многие творческие люди
того времени принимали участие в мистических
обрядах, хотя и не все они до конца верили
в их содержание. Магическими экспериментами
увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д.
Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и
многие другие.
Особое место среди распространившихся
в начале ХХ века мистических
обрядов занимала теургия. Теургия
мыслилась «как единомоментный
мистический акт, который должен
быть подготовлен духовными усилиями
одиночек, но, свершившись, необратимо
меняет человеческую природу как таковую»
(А. Эткинд). Предметом мечты было реальное
преображение каждого человека и всего
общества в целом. В узком смысле задачи
теургии понимали почти, так же как и задачи
терапии. Идею о необходимости создания
«нового человека» мы на находим и таких
революционных деятелей как Луначарский
и Бухарин. Пародия на теургию представлена
в произведениях Булгакова.