Центральная фигура
искусства рубежа веков – В.А.
Серов. Его зрелые работы, с
импрессионистической светоносностью
и динамикой свободного мазка
ознаменовали поворот от критического
реализма передвижников к «реализму поэтическому»
(Д.В. Сарабьянов). Художник работал в разных
жанрах, но особенно значительно его дарование
портретиста, наделенного обостренным
чувством красоты и способностью к трезвому
анализу. Поиски законов художественной
трансформации действительности, стремление
к символическим обобщениям привели к
изменению художественного языка: от импрессионистической
достоверности полотен 80-90-х годов к условности
модерна в исторических композициях.
Один за другим вошли в
русскую культуру два мастера
живописного символизма, создавшие
в своих произведениях возвышенный
мир – М.А. Врубель и В.Э.
Борисов-Мусатов. Центральный образ
творчества Врубеля – Демон,
воплотивший мятежный порыв,
который художник испытывал сам и чувствовал
в лучших своих современниках. Для искусства
художника характерно стремление к постановке
философских проблем. Его размышления
об истине и красоте, о высоком предназначении
искусства остро и драматично, в присущей
ему символической форме. Тяготея к символико-философской
обобщенности образов, Врубель выработал
свои живописный язык – широкий мазок
«кристаллической» формы и цвет, понятый
как окрашенный свет. Краски, сверкающие
подобно самоцветам, усиливают ощущение
особой духовности, присущей произведениям
художника. Искусство лирика и мечтателя
Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная
в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов
создавал в своих полотнах прекрасный
и возвышенный мир, построенный по законам
красоты и так не похожий на окружающий.
Искусство Борисова-Мусатова проникнуто
грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами,
которые испытывали многие люди того времени,
«когда общество жаждало обновления, и
очень многие не знали, где его искать».
Его стилистика развивалась от импрессионистических
световоздушных эффектов к живописно-декоративному
варианту постимпрессионизма. В русской
художественной культуре рубежа XIX-XX вв.
творчество Борисова-Мусатова – одно
из самых ярких и масштабных явлений.
Далекая от современности
тематика, «мечтательный ретроспективизм»
является основной объединения
петербургских художников «Мир
искусства». Отвергая академически-салонное
искусство и тенденциозность
передвижников, опираясь на поэтику
символизма, «мирискусники» занимались
поиском художественного образа в минувшем.
За столь откровенное неприятие современной
действительности «мирискусников» критиковали
со всех сторон, обвиняя в бегстве в прошлое
– пассеизме, в декадансе, в антидемократизме.
Однако появление такого художественного
движения не было случайностью. «Мир искусства»
явился своеобразным ответом российской
творческой интеллигенции на всеобщую
политизацию культуры на рубеже XIX-XX вв.
и чрезмерную публицистичность изобразительного
искусства.
Творчество Н.К. Рериха обращено
к языческой славянской и скандинавской
древности. Основой его живописи всегда
был пейзаж, часто непосредственно натурный.
Особенности пейзажа Рериха связаны как
с усвоением опыта стиля модерн – использование
элементов параллельной перспективы,
чтобы соединить в одной композиции различные
объекты, понимаемые как изобразительно
равноценные, так и с увлечением культурой
древней Индии – противопоставление земли
и неба, понимаемого художником как источник
спиритуалистического начала. Ко второму
поколению «мирискусников» принадлежали
Б.М. Кустодиев, одареннейший автор ироничной
стилизации народного лубка, З.Е. Серебрякова,
исповедовавшая эстетику неоклассицизма.
Заслугой «Мира искусства» было создание
высокохудожественной книжной графики,
эстампа, новой критики, широкая издательская
и выставочная деятельность. Московские
участники выставок, противопоставив
западничеству «Мира искусства» национальную
тематику, а графическому стилизму – обращение
к пленэру, учредили выставочное объединение
«Союз русских художников». В недрах «Союза»
развился русский вариант импрессионизма
и оригинальный синтез бытового жанра
с архитектурным пейзажем.
Художники объединения «Бубновый
валет» (1910—1916), обратившись к эстетике
постимпрессионизма, фовизма и
кубизма, а также к приемам русского лубка
и народной игрушки, решали проблемы выявления
материальности натуры, построения формы
цветом. Исходный принцип их искусства
составлял утверждение предмета в противовес
пространственности. В связи с этим изображение
неживой натуры – натюрморт – выдвигалось
на первое место. Овеществленное, «натюрмортное»
начало вносилось и в традиционно психологический
жанр – портрет. «Лирический кубизм» Р.Р.
Фалька отличался своеобразным психологизмом,
тонкой цвето-пластической гармонией.
Школа мастерства, пройденная в училище
у таких выдающихся художников и педагогов,
как В.А. Серов и К.А. Коровин, в сочетании
с живописно-пластическими экспериментами
лидеров «Бубнового валета» И. И. Машкова,
М.Ф. Ларионова, А.В. Лентулова определили
истоки оригинальной художнической манеры
Фалька, ярким воплощением которой является
знаменитая «Красная мебель». С середины
10-х годов важным компонентом изобразительного
стиля «Бубнового валета» стал футуризм,
одним из приемов которого был «монтаж»
предметов или их частей, взятых из разных
точек и в разное время. Примитивистская
тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики
детского рисунка, вывески, лубка и народной
игрушки, проявилась в творчестве М.Ф.
Ларионова, одного из организаторов «Бубнового
валета. Как народному наивному искусству,
так и западному экспрессионизму близки
фантастически-иррациональные полотна
М.З. Шагала. Сочетание фантастических
полетов и чудесных знамений с будничными
подробностями провинциального быта на
полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам.
С примитивистской линией соприкасалось
уникальное творчество П.Н. Филонова.
К 10-м годам прошлого
столетия относятся первые эксперименты
русских художников в абстрактном
искусстве, подлинными теоретиками
и практиками стали В. В.
Кандинский и К.С. Малевич. В то же время
творчество К.С. Петрова-Водкина, декларировавшего
преемственную связь с древнерусской
иконописью, свидетельствовало о жизненности
традиции. Необычайное разнообразие и
противоречивость художественных исканий,
многочисленные группировки со своими
программными установками отражали напряженную
общественно-политическую и сложную духовную
атмосферу своего времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Серебряный век»
стал именно той вехой, которая
предрекла грядущие изменения в государстве
и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного
1917 года, неузнаваемо изменившего людские
души. И как сегодня ни хотели нас уверить
в обратном, но все кончилось после 1917
года, с началом гражданской войны. Никакого
«Серебряного века» после этого не было.
В двадцатые годы по инерции продолжались
еще и некоторые объединения — как, например,
Дом искусств, Дом литераторов, «Всемирная
литература» в Петрограде, но и этот постскриптум
серебряного века оборвался на полуслове,
когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.Остался
лишь холодный лунный пейзаж без атмосферы
и творческие индивидуальности – каждый
в отдельно замкнутой келье своего творчества.
Попытка «модернизации»
культуры, связанная с реформой
П. А. Столыпина, оказалась
неудачной. Её результаты были меньшими,
чем ожидалось, и породили новые противоречия.
Нарастание напряжённости в обществе
происходило быстрее, чем находились ответы
на возникающие коллизии. Обострялись
противоречия между аграрной и индустриальной
культурами, что выражалось и в противоречиях
экономических форм, интересов и мотивов
творчества людей, в политической жизни
общества. Требовались глубокие социальные
преобразования для того, чтобы предоставить
простор для культурного творчества народа,
значительные вложения в развитие духовной
сферы общества, технической его базы,
на что у правительства не хватало средств.
Не спасало и меценатство, частная поддержка
и финансирование значительных общественных,
культурных мероприятий. Ничто не могло
кардинальным образом преобразовать культурный
облик страны. Страна попала в полосу нестабильного
развития и не нашла иного выхода, кроме
социальной революции.
Мы смотрим на серебряный
век как на некоторое единство,
в чем-то загадочное и не
объясненное до конца. Это единство
предстает как освещенное солнечным сиянием
творческое пространство, светлое и жизнерадостное,
жаждущее красоты и самоутверждения. В
нем есть утонченность, ирония, поза, но
есть и проблески подлинного самопознания.
Сколько света по сравнению с пасмурной
погодой безвременья восьмидесятых годов,
какой контраст с тем, что было до, и с тем,
что настало после.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Балакина Т.И. История русской культуры /Т. Балакина// Москва — Аз - 1996
- Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества /Бердяев Н.// Из отечественной философской мысли -М. - Правда, 1989
- Гумилев Н. Сочинения в трех томах /Н.Гумилев// т.3- М. - Художественная литература, 1991
- Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры нач. XX в. /С.С. Дмитриев// Москва —
Просвещение - 1985
- Рапацкая Л.А. Художественная культура России /Л.А. Рапацкая//Москва - Владос, 1998
- Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века /А. Эткинд//М. - ИЦ-Гарант, 1996