Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:29, контрольная работа
Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства - все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания. После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским.
1.Культура Советского периода 1917-1929гг.
Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства - все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания.
После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.
Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией. Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915-1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики, находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г. культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве, Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическим и культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государственного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. В свою очередь Белнацком основал газету «Дзяннща» и журналы «Чырвоны шлях», «Беларуская крынща», организовал работу в Москве Белорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лыч и В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусского национального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добиться определенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата. С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столкнуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация».
В БССР коммунистическая партия большевиков
была вынуждена считаться со сложными
политическими обстоятельствами становления
белорусской государственности, передачей
Западной Беларуси в состав Польши по
окончании советско-польской войны и незавершенным
процессом национально-территориального
строительства. Политика белорусизации предусм
Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года имело свои сложности и препятствия со стороны большевистской власти, но в тоже время наблюдается рост и интерес граждан к родному языку, литературе, культуре, колориту, что, в свою очередь, приводит к отходу в некоторой степени, от коммунистических взглядов к национализму.
Также нельзя не упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и в связи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.
Новая экономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности. Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупнений территории БССР. Присоединение Витебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощность промышленности количественно, но качественные показатели ее были крайне низкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое и моральное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровень производительности труда и квалификации работников, высокая себестоимость продукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживались нормальные производственные процессы. Была восстановлена половина крупных промышленных предприятий, действовавших до первой мировой войны.
Мы видим, что культурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно, подпадало под влияние как экономических так и политических факторов.
В конце 1920-х гг. проведение политики белорусизации было остановлено, а многие политические и общественные деятели БССР ошибочно обвинены в разжигании национализма и репрессированы.
Проведение политики белорусизации дало положительные результаты. В конце 1920-х гг. около 80 % школ работало на белорусском языке, доля белорусов в руководящих органах составляла более 50 %, успешно развивались литература и искусство. Были созданы 2-я Белорусская стрелковая дивизия и 16-й Белорусский корпус (до трех дивизий), а также Объединенная белорусская военная школа имени ЦИК БССР.
Задачи хозяйственного и культурного строительства, подготовки квалифицированных кадров требовали всеобщей грамотности. В Беларуси была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В городах и деревнях организовывались и работали школы и пункты по ликвидации безграмотности, школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения взрослых.
В этой работе принимали участие коллективы фабрик и заводов, колхозов и совхозов, организаций и учреждений, учителя, студенты, школьники, все грамотные люди. В результате грамотность населения БССР в возрасте девяти лет и старше (без учета западных областей) повысилась с 53 % в 1926 г. до почти 79 % в 1939 г. Таким образом, массовая безграмотность в БССР была ликвидирована. Но полностью преодолеть безграмотность до конца 1930-х гг. не удалось. Значительная часть взрослого населения (особенно сельских жителей, преимущественно женщин) не училась. В 1939 г. Совнарком БССР принял специальное постановление, в котором была поставлена задача завершения ликвидации безграмотности и малограмотности в республике.
Одной из центральных проблем культурного строительства стала организация всеобщего обязательного обучения детей. В 1926 г. ЦИК и СНК БССР приняли постановление «О введении всеобщего обязательного обучения детей от 8 до 11 лет».
В 1931/32 учебном году в БССР почти 98 % всех детей в возрасте 8—11 лет учились в 1—4-й группах (классах) единой трудовой школы. В городах, промышленных центрах и 17 районах республики в 5-й группе (классе) обучалось 96 % детей соответствующего возраста. В конце первой пятилетки был завершен переход ко всеобщему обязательному начальному обучению и продолжалась работа по постепенному введению всеобщего обучения на базе семилетней школы.
В годы второй пятилетки (1933—1937) Белорусская ССР сделала большой шаг вперед в осуществлении всеобщего семилетнего обучения и в развитии среднего образования. В конце пятилетки всего работало 7 тыс. школ, в которых училось более 1 млн человек.
XVIII съезд ВКП(б) в 1939 г. поставил задачу осуществления всеобщего среднего обучения в городе и завершения перехода ко всеобщему семилетнему обучению в деревне и во всех национальных республиках. Это была задача, рассчитанная на перспективу.
Подготовка специалистов осуществлялась в высших учебных заведениях. 30 октября 1921 г. состоялось открытие Белорусского государственного университета. Его первым ректором был назначен известный ученый-историк, профессор В. И. Пичета.
В 1925 г. в результате слияния Горецкого сельскохозяйственного института и Белорусского института сельского и лесного хозяйства в Горках была создана Белорусская государственная академия сельского хозяйства имени Октябрьской революции. Всего в конце второй пятилетки в 23 высших учебных заведениях БССР училось около 15 тыс. студентов.
В межвоенный период в БССР было подготовлено более 40 тыс. специалистов высшей квалификации. Среди них — учителя, врачи, инженеры, экономисты, агрономы, юристы, представители других профессий.
Значительное развитие получило среднее специальное образование. Были созданы новые сельскохозяйственные, индустриальные, педагогические, медицинские и другие учебные заведения. В 1939/40 учебном году в БССР работали 102 техникума, в которых насчитывалось около 34 тыс. учащихся.
Кадры квалифицированных рабочих готовили профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества. Осуществлялось также производственно-техническое обучение на фабриках и заводах без отрыва от производств
В 1920-е гг. происходило становление белорусской науки. В 1922 г. был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В 1929 г. он был реорганизован в Белорусскую Академию наук, ставшую центром научной жизни республики. Ученые занимались поиском полезных ископаемых, гидроэнергетических ресурсов, исследованием проблем органической и неорганической химии, повышения урожайности. Они выводили новые сорта зерновых и бобовых культур, а также картофеля. Разрабатывались важные вопросы истории, белорусского языка и литературы, философии и экономики.
Вместе с тем политические репрессии 1920—1930-х гг. вылились в расправу над представителями белорусской науки, литературы и искусства. Практически полностью были уничтожены научные кадры Белорусской Академии наук. В 1930-е гг. были репрессированы 26 академиков и 6 членов-корреспондентов академии. Более половины своего состава потерял в результате репрессий Союз писателей Беларуси. Апогеем репрессий в отношении национальной интеллигенции стало сфабрикованное в 1930 г. дело о «Союзе освобождения Беларуси», по которому было арестовано 108 лучших представителей белорусской интеллигенции.
Бурное развитие белорусской советской литературы началось в 1920-е гг. В это время возникли литературные объединения «Маладняк», «Узвышша», «Полымя». Плодотворно работали белорусские писатели Я. Купала, Я. Колас, Т. Гартный, 3. Бядуля. В их произведениях отражались жизнь, работа и духовный мир простых людей дореволюционной Беларуси, строительство социалистического общества, стремление народа к новой жизни.
В 1920—1930-е гг. творили такие белорусские писатели и поэты, как В. Дубовка, М. Чарот, К. Крапива, К. Чорный, М. Лыньков, П. Трус, П. Глебка, П. Бровка, П. Головач, А. Кулешов, Э. Самуйлёнок.
Важную роль в становлении белорусского театрального искусства сыграл Белорусский первый государственный театр, открывшийся в Минске в сентябре 1920 г. Его режиссером стал Е. Мирович. Одновременно в Минске работала Труппа белорусских артистов под руководством В. Голубка. В 1926 г. она преобразована в Белорусский государственный передвижной театр, который в 1932 г. был реорганизован в Белорусский третий государственный театр с базой в Гомеле. Выдающемуся деятелю белорусского искусства, драматургу и режиссеру этого театра В. Голубку первому в республике было присвоено звание народного артиста БССР. В 1926 г. в Витебске открылся Белорусский второй государственный театр, основу которого составили выпускники Белорусской драматической студии, работавшей в Москве.
В 1930-е гг. были созданы
Государственный русский
Талантливые мастера сцены — В. Крылович, Б. Платонов, Г. Глебов, В. Владомирский, Ф. Жданович, П. Молчанов, А. Ильинский, Л. Ржецкая — внесли неоценимый вклад в развитие белорусского театрального искусства.
Основателями белорусской советской оперы, симфонии, камерной музыки являются Н. Чуркин, Н. Аладов, Е. Тикоцкий. Все они были учениками русских композиторов.
В 1932 г. в Минске
открылась Белорусская
В 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР. В его репертуаре наряду с русской и западноевропейской классикой важное место заняли произведения национального искусства. Среди них — оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырёва (по повести Я. Коласа «Трясина»), первый национальный балет «Соловей» М. Крошнера (по одноименной повести 3. Бядули). Ведущими артистами театра оперы и балета стали Л. Александровская, М. Денисов, И. Болотин.
Информация о работе Культура Советского периода 1917-1929 гг