Культура Советского периода 1917-1929 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства - все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания. После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским.

Файлы: 1 файл

К Р 3 культорология.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

       В 1937 г. была создана Белорусская государственная филармония. Она играла важную роль в музыкальной жизни республики.

       В 1920—1930-е гг. происходило становление белорусского художественного кино. Первыми национальными картинами были «Лесная быль» (1926) режиссера Ю. Тарича по повести М. Чарота «Свинопас» и «Кастусь Калиновский» (1927) режиссера В. Гардина. Основные темы творчества белорусских кинематографистов того времени — революционная борьба белорусского народа и строительство социалистического общества. К числу лучших фильмов принадлежат «Первый взвод», «Золотые огни» В. Корш-Саблина, а также фильмы для детей «Полесские робинзоны» и «Концерт Бетховена».

       Об успехах белорусской живописи свидетельствуют произведения, появившиеся еще в 1920-е гг. Среди них — картины В. Волкова «Молотобоец», «Плотогоны», «Партизаны», М. Филипповича «Битва на Немиге», «Ночь на Ивана Купалу», «Восстание К. Калиновского», пейзажи В. Кудревича «Утро весны», «Над Свислочью», «На Соже».

В конце 1920-х — 1930-е  гг. белорусские художники создали  много произведений, посвященных  борьбе за власть Советов, героике гражданской  войны и социалистического строительства. Наиболее известными из них являются картины И. Ахремчика «Подписание  манифеста о создании БССР» и  «Вступление Красной Армии в  Минск», М. Моносзона «Встреча советских танкистов в Западной Белоруссии».

        Выдающимися архитектурными постройками 1920 1930-х гг. стали Дом правительства, Дом Красной Армии, здания Академии наук, Государственного театра оперы и балета (архитектор И. Лангбард), Белорусского театра юного зрителя, Дворца пионеров и школьников, гостиницы «Беларусь» (архитекторы А. Воинов, В. Вараксин) в Минске, а также новые здания в Могилеве, Витебске, Гомеле и других городах. В 1939 г. началось возведение здания Центрального Комитета Компартии (большевиков) Беларуси (сейчас резиденция Президента Республики Беларусь).

       Белорусские скульпторы создали ряд монументальных композиций, украсивших Дом правительства, Дом Красной Армии, Дворец пионеров и школьников.

       Достижения в области культурного строительства периода 1930-х гг.— это обще цевилизационные ценности, настоящая культурная революция, обеспечившая качественно новый уровень интеллектуального потенциала Советской Беларуси.

 

 

 

 

1.Культура Советского периода  1929-1956гг.

       28—30 октября 1939 г. в Белостоке состоялось Народное собрание Западной Беларуси. В соответствии с докладами депутатов С. О. Притыцкого и Ф. Д. Манцевича Народное собрание приняло Декларацию о государственной власти и Декларацию о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. Были приняты также резолюции о конфискации помещичьих земель, о национализации банков и крупной промышленности.

       2 ноября 1939 г. внеочередная 5-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о включении в состав СССР Западной Беларуси и ее воссоединении с БССР, а 14 ноября 1939 г. 3-я (внеочередная) сессия Верховного Совета БССР постановила принять Западную Беларусь в состав БССР. В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР территория последней увеличилась со 125,6 до 225,6 тыс. км2, а население — с 5,6 до 10,3 млн человек. На присоединенной территории было образовано 5 областей — Барановичская, Брестская, Белостокская, Вилейская и Пинская, которые в свою очередь делились на районы и сельсоветы.

       После воссоединения Западной Беларуси с БССР в границах республики оказались 3 епархии, ранее входившие в состав православной автокефальной церкви в Польше: Виленская, Гродненская и Полесская. Там действовало около 800 храмов и 5 монастырей. Советская власть не встала на путь закрытия храмов и проведения массовых репрессий в отношении духовенства, как это делалось в свое время в Белорусской ССР. Однако было объявлено о национализации церковного имущества, запрещении преподавания в школах Закона Божьего и свертывании книгоиздательской деятельности церкви. В средствах массовой информации развернулась широкая антирелигиозная кампания.

       Воссоединение Западной Беларуси с СССР и БССР имело историческое значение. Был положен конец разделению белорусского этноса и белорусской этнической территории. Сбылась извечная мечта белорусского народа жить в едином белорусском национальном государстве. Включение западно-белорусских земель в состав СССР и БССР содействовало ускорению их социально-экономического и культурного развития.

       С разгромом фашистской Германии и ее союзников началась новая полоса в историческом развитии советского общества. Ее отличительной чертой стало его духовное возрождение.

Послевоенное  восстановление нашей страны включало преодоление последствий войны  и возврат к модели развития общества, которая определилась в довоенный  период. Эта модель развития была связана  с постепенным формированием  индустриального общества.

Процесс восстановления в послевоенные годы сопровождался дальнейшим повышением роли науки и образования. Их быстрое  развитие после войны открывало  новые горизонты для технического и общественного прогресса в  Беларуси. Для писателей, деятелей культуры Беларуси было характерным стремление служить интересам страны, способствовать ее развитию. В соответствии с партийным  курсом творческие интересы человека подчинялись интересам государства. Вместе с тем явственно обозначился  процесс обострения противоречий между  возрастанием роли народных масс в  жизни страны и настойчивым стремлением  власти к ее ограничению.

      За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946-1947 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 - 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей - фронтовиков. В 1949 - 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг.

       В 1951-1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 - уже 30,2%, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% учителей.

      Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 - в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 - из 46 школ - только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.

       Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование - техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.

       Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием.

       После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. - 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.

       Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки.

       В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС - КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против "коленопреклонения перед Западом", против "белорусского национализма" и "безродного космополитизма". Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о "золотом веке" в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны "идеологически вредными". Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.

       Основной темой белорусской литературы в послевоенный период стал подвиг белорусского народа в Великой Отечественной войне. Серьезное осмысление военной темы и глубокий психологизм присущи прозе М. Лынькова, И. Науменко, В. Быкова, И. Чигринова и др. Белорусских писателей волновали морально-этические проблемы (произведения К. Крапивы, И. Шамякина). Лучшими произведениями исторической тематики были романы, повести и пьесы В. Короткевича, пробуждавшие интерес к историческому наследию белорусского народа. Успешно развивалась поэзия. В историю белорусской литературы вошли имена таких поэтов, как А. Кулешов, П. Бровка, П. Панченко, П. Глебка, М. Лужанин, Н. Гилевич, Г. Буравкин и др.

   Ведущей темой театрального и киноискусства стала так же Великая Отечественная война. После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946 г.). Творческими достижениями белорусских театров были постановки пьес «Константин Заслонов» А. Мовзона, «Трибунал» А. Макаёнка, «Последний шанс» В. Быкова, «Рядовые» А. Дударева. На театральных подмостках была создана масштабная и уникальная сценическая летопись подвига белорусского народа во время войны. Не меньшую известность приобрели белорусские художественные киноленты на военную тему: «Альпийская баллада» (режиссер Б. Степанов), «Возьму твою боль» (режиссер М. Пташук), «Свадебная ночь» (режиссер А. Карпов), «Я родом из детства» (режиссер В. Туров) и др.

       Важным событием стала экранизация В. Туровым романа-эпопеи И. Мележа «Люди на болоте». Значительный вклад в экранизацию русской литературной классики и создание детских фильмов-сказок внесла киностудия «Беларусьфильм». Ежегодно она выпускала на экраны до 70 художественных, документальных и научно-популярных фильмов. Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе - "Дети партизана", "Константин Заслонов". Были экранизированы "Павлинка" Я. Купалы, "Поют жаворонки" и "Кто смеется последним" К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы "Красные листья" и "Часы остановились в полночь". Была восстановлена и получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи.

       Тема войны занимала важное место и в музыкальном искусстве. Она объединяла произведения белорусских композиторов Е. Тикоцкого, Г. Пукста, Ю. Семеняко, Г. Вагнера, В. Оловникова. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с .Цитовичем В 1955 г. был утвержден Государственный гимн БССР, музыку к которому написал Н. Соколовский, а слова — М. Климкович. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

       В белорусском изобразительном искусстве тоже преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе - "Оборона Брестской крепости" И. Ахремчика, "Минск, 3 июля 1944 года" В. Волкова, "Пленных ведут" А. Шибнева, "Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске" Е. Зайцева и др.

       Для архитектуры Беларуси конца 1940-х — начала 1950-х гг. не менее характерно стремление увековечить победу советского народа в Великой Отечественной войне. Потому не случайным стало возвращение к наследию эпохи классицизма с ее величием и триумфальностью, со зданиями, украшенными богатым декором и скульптурой.

       В едином стиле выдержана композиция Ленинского проспекта в Минске (ныне проспект Независимости). Бесспорным достижением белорусских архитекторов стал ансамбль площади Победы в Минске (архитекторы Г. Заборский, В. Король). Торжественны и исполнены величия проекты, которые создали архитекторы А. Воинов (здание ЦК КПБ в Минске, в соавторстве), В. Король (здание Минского почтамта; Монумент Победы; мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», в соавторстве), М. Парусников (здание Госбанка, стадион «Динамо», в соавторстве).

      Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры

 

 

 

 

 

 

 

     


Информация о работе Культура Советского периода 1917-1929 гг