Культура средневековья в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы: исследование культуры средневековья в Западной Европе. Для этого, я поставила следующие задачи:
1. Изучить источники литературы.
2. Проанализировать основные тенденции культуры.

Содержание работы

Введение.
I. Романский стиль:
1. Архитектура и скульптура;
2. Живопись и декоративное искусство.
II. Готический стиль:
1. Архитектура и скульптура.
III. Литература.
IV. Музыка и театр.
V. Наука и образование.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

   Танцевальные  песни, такие, как рондо и  вирелай, тоже находятся в их  репертуаре. Вся эта монофоническая  музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

 

   Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные (вопросно-ответные), песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и архитектурные детали церквей. Вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. Библейские пьесы: изображали сцены от сотворения мира до распятия Христа. Их назывались различно — пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы.

   В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как-то связать специализацию цеха с предметом. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. Пьесы полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание.

   Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно. В Англии и Испании использовались - передвижные сцены. Во Франции - синхронные постановки. Иногда в Англии пьесы ставились «вкруговую»    

    В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек», обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Добрые Дела и другие пороки и добродетели. Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, создали форму народной драмы.

 

V. Наука и образование  

Средневековое образование было в основном религиозным. С раннего средневековья, вся система образования контролировалась церковью. В монастырях и церковных школах изучались "семь свободных искусств" (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия - учебные дисциплины, сложившиеся еще в поздней античности) - главным было изучение богословских наук. Вплоть до конца IX в. все школы находились в руках церкви (в них обучались как будущие священники, так и не предназначенные для церковной карьеры юноши, однако это были, в основном, дети из знатных семей).

        Появляются светские школы в городах, возникают университеты (к началу 13 в.). Первый университет был открыт в Болонье, позже в Париже (1200 г.), Оксфорде, Кембридже. Университетское образование велось на латинском языке. В средневековом университете имелось четыре факультета: подготовительный, где обучались семи "свободным искусствам", богословский, медицинский и юридический. Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города. Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. В европейских университетах были разработаны и стали применяться основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут и многое другое).

 

  Средневековая наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. "Низшие" науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и т.д.) подчинялись и служили философии. В XII в. в Византии была забыта материалистическая философия Демокрита и Эпикура, хотя особенно большое распространение имело учение Платона. Из последователей философской системы Платона наиболее выдающимся византийским философом XII в. был Михаил Пселл. В своих трудах он доказывал, что философия и религия представляют самостоятельные области познания. Выдающимся мыслителем был ученик Пселла Иоанн Итал. Он смело выступил против церковной схоластики, а так же против использованного ею учения Аристотеля. Церковь обвинила Иоанна Итала в ереси и подвергла его жестоким гонениям. Философские взгляды как Пселла, так и Итала оказали влияние на развитие западноевропейской философии. В XI в. наметился и некоторый подъём в развитии естественных наук, особенно медицины. К этому времени относятся медицинские трактаты Дамнастия, Стефана Магнетия и Симеона Сета.      

В условиях теократизма (господства религиозных взглядов) наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология. В XI в. именно теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика (прежде всего метод познания Бога и созданного им мира) - философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная ей. Сутью схоластики было осмысление христианской догматики с рационалистических позиций с помощью логических методов. Этим обусловлено то, что в схоластике центральное место заняла разработка разного рода общих понятий, классификаций (универсалий). Вершиной схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в.). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.

   Определенных успехов в XIII веке в Италии достигли географические знания. Торговые сношения северных итальянских городов-республик со странами Азии очень расширили географический кругозор европейцев. Венецианец Марко Поло составил подробное описание своих путешествий по Китаю и Северной Индии. Его путешествие, предпринятое с торговыми целями, было совершено в 1275 – 1292 гг. через Сирию, Иран и Афганистан.

Заключение

 

В результате моего исследования, можно сделать такие выводы:

  1. Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.
  2. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.
  3. Некоторые элементы современной цивилизации были заложены именно в эпоху Средневековья, которая во многом подготовила век Ренессанса (эпоха Возрождения) и Просвещения. 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников.   Москва, 1989 год.
    2. Драч Г.В. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. "Феникс". Ростов-на-Дону, 1996 год.
    3. Карсавин Л.П. Культура средних веков.  Киев, 1995год.
    4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. «МарТ». Москва – Ростов-на-Дону, 2006год.
    5. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). "Феникс". Ростов-на-Дону, 1997 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.01.2009 год




Информация о работе Культура средневековья в Западной Европе