Культура средневековья в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы: исследование культуры средневековья в Западной Европе. Для этого, я поставила следующие задачи:
1. Изучить источники литературы.
2. Проанализировать основные тенденции культуры.

Содержание работы

Введение.
I. Романский стиль:
1. Архитектура и скульптура;
2. Живопись и декоративное искусство.
II. Готический стиль:
1. Архитектура и скульптура.
III. Литература.
IV. Музыка и театр.
V. Наука и образование.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

                                       Содержание:

 

   Введение.

  1. Романский стиль:
    1. Архитектура и скульптура;
    2. Живопись и декоративное искусство.
  2. Готический стиль:
    1. Архитектура и скульптура.
  1. Литература.
  2. Музыка и театр.
  3. Наука и образование.

Заключение.

       Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

                                       Введение

      Цель моей работы: исследование культуры средневековья в Западной Европе.  Для этого, я поставила следующие задачи:

1. Изучить источники литературы.

2. Проанализировать основные тенденции культуры.

 

   Выделяют раннее Средневековье - V-VIII вв., высокое (классическое) Средневековье - IX-X вв. и позднее Средневековье - XI-XII вв.

     Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения варваров. Эти вторжения закончились падением Рима (476г.). Новые западноевропейцы принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами».   Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской, в результате,  замедлялось экономическое и культурное развитие.

    В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Поэтому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление.

  Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, развивались архитектура, литература, театр, музыка, скульптура, живопись.

   Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. В XIV — XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов, города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

 

   Средневековая культура сформировалась в условиях господства натурального хозяйства, феодальных отношений, зависимости крестьян от феодалов, взаимных обстоятельств и иерархической вертикали сеньора и вассала на основе договоров, семейных связей, личной верности; политического господства военного сословия – рыцарства.

 

 

 

 

 Научной основой исследования стали: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г., Карсавин Л.П., Гуревич А.Я., Драч Г.В., Чернокозов А.И.

 I. Романский стиль:

                                1. Архитектура и скульптура

   Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский (XI-XII вв.). Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен.

  Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства.

    Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа — собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526 г.-548 г.) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 г. и 805 г. Карлом Великим в Ай-ля-Капелле, прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

    Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные прароманские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

    Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

 

      Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Живопись и декоративное искусство

   Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

 

      Прароманские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн).

     Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

    Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях, и в мозаике.

                                II. Готический стиль:

1. Архитектура и скульптура

   На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль — готический (XIII – XIV вв.).

   Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего, церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

    Характерной чертой готического собора являлись столбы, состоявшие из пучка высоких и стройных колонн, на которые опирались рёбра (невюры) стрельчатых арок, перекрещивающихся на очень большой высоте. Всё здание, таким образом, состояло из строительных ячеек (травей) ограниченных четырьмя внутренними пучками колонн и имевших особые, выступавшие снаружи здания столбы (контрфорсы), которые через связующие полуарки принимали на себя значительную часть тяжести свода. Поэтому готические соборы в отличие от соборов романского стиля на нуждались в тяжёлых и толстых стенах. Здания стали менее массивными. В стенах появились огромные окна со стёклами, разукрашенными яркой живописью по стеклу (виражи). Многочисленные статуи, каменная резьба и орнаменты с растительными мотивами придавали готическим зданиям ещё большую динамичность. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре (Собор Парижской Богоматери), Бурже, Бове, Амьене, Реймсе и в других городах. При помощи великолепных готических храмов церковь стремилась внушить народным массам идеи о недосягаемой высоте божества, а также католической церкви, как его представительнице на земле, и о ничтожности самого человека.

   Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

     Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который, тем не менее, придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Литература

   Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основная черта - героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме "Песнь о Нибелунгах" герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв. Свет торжествовал над мраком. “Песнь о Нибелунгах”, идеология рыцарства нашла своё отношение и в стихотворных романах, наиболее популярным из которых является роман немецкого поэта Готфрида Страсбургского о «Тристане и Изольде», представляющей творческую переработку аналогичной темы французской рыцарской поэзии. Роман интересен тем, что Готфрид изображает в нём чисто земную любовь и тем самым стремится освободить рыцарскую поэзию от господства церковного мировоззрения.

    Наряду с романом возникла и рыцарская лирическая поэзия (миннезанг). Её представители – меннезангеры (“певцы высокой любви”) сами исполняли свои произведения. Крупнейшими творцами миннезингера в Германии были Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1160 г. – 1230г. ), а так же Гартман фон дер Ауэ и Вольфрам фон Эшенбах.

      Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной Даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали разговорный живой язык. Во французской поэме XII в. "Песнь о Роланде" прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля. В высокой литературе растущее внимание к человеку блестяще выражено Данте. В "Божественной комедии" он показывает грешников как людей, тоскующих о земной жизни, проявляет интерес к человеку, его страстям: "Вы созданы не для животной доли, но к доблести и знанью рождены".

III. Музыка и  театр

   Средневековая  музыка носит по преимуществу  духовный характер и является  необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

    Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви.

Информация о работе Культура средневековья в Западной Европе