Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотела бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание работы

Введение...........…………………………….…………………………3 стр
Византия – центр тысячелетней культуры………………………….4 стр
Первый период истории Византии (IV-VII вв.)…………………….5 стр
Второй период истории Византии (VII-ХII вв.)……………………5 стр
Третий период истории Византии (ХII-ХIV вв.)…………………...7 стр
Заключение…………………………………………………………..11 стр
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Ленинградский государственный университет

имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

Факультет:      Экономики и инвестиций

 

Кафедра:          Экономики и управления

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

 

По предмету:   Культурология

 

 

КУЛЬТУРА  ВИЗАНТИИ

 

 

 

 

                                                            

                                                             

 

                                                              Выполнила: студентка 3 курса

                                                              Специальность: Бух.учет, анализ  и аудит

                                                              Группы 5401

                                                              Яшина Зульфия Рафисовна

 

 

 

 

 

 

Дудинка 2006 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение...........…………………………….…………………………3 стр
  2. Византия – центр тысячелетней культуры………………………….4 стр
  3. Первый период истории Византии (IV-VII вв.)…………………….5 стр
  4. Второй период истории Византии (VII-ХII вв.)……………………5 стр
  5. Третий период истории Византии (ХII-ХIV вв.)…………………...7 стр
  6. Заключение…………………………………………………………..11 стр
  7. Список литературы………………………………………………….12 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В своем реферате я  хотела бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры  в Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Византия – центр тысячелетней культуры

 

Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.  Если пытаться отделить византийскую культуру  от  культуры  Европы, Переднего и Ближнего Востока,  то наиболее  важными будут следующие факторы:

  1. в  Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
  2. в Византии была религиозная общность (основной религией было                                христианство в форме православия);
  3. в Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро,   состоящее из греков;
  4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными влияниями, исходившими из  стран, находившихся на  близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами").

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все времена. Неиссякаемым  источником  культуры  было  народное  творчество.  Под покровом традиций и  стереотипов жило, действовало  и пробивало себе дорогу  новое, творческое начало.

Всю тысячелетнюю историю  Византии можно условно разделить  на три периода:  

  1. середина IV – первая половина VII  вв.   -   период   разложения рабовладельческого  строя  и   становления  средневекового   общества.
  2. середина VII – начало XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.
  3. XII – середина XV вв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования  Византийского государства можно  рассматривать как важнейший  этап в формировании мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и  принципы христианства. В  ранней Византии  новый расцвет переживает философия неоплатонизма.  Появляется  ряд философов-неоплатоников -Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом.  Христианство впитало в себя  многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что несло клеймо  язычества приходит  компромисс  между христианским  и античным  миросозерцанием. 

2. Первый  период истории Византии (IV-VII вв.)

 

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая система  духовных  и  нравственных  ценностей,  более соответствующая складу  мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.

Меняется и сам человек  той эпохи, его видение мира, его  отношение к  вселенной,  природе,  обществу.  Создается  новый  по  сравнению с античностью  "образ  мира",  воплощенный  в  особую  знаковую систему символов. На  смену античному  представлению о  героической личности, античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться (очень  симпатичная философия),  приходит мир страждущего, раздираемого  противоречиями,  маленького,  греховного  человека.  Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение. Христианство с небывалой интенсивностью выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности

В ранней Византии кристаллизуется  одна из фундаментальных идей средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской империи".

Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматической  напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве наблюдается удивительное  смешение  языческих и христианских идей, образов, представлений, колоритное  соединение языческой мифологии с христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей, писателей, поэтов.

Коренные изменения  происходят в сфере изобразительного искусства и эстетических воззрений  византийского общества. Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом опиралась  на  античные   воззрения  о  сути   прекрасного,  однако синтезировала и  переосмысливала их  в духе  христианской идеологии. Не отрицая телесной красоты византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много  выше.   Большое  значение   для  установления   византийского эстетического сознания  имело раннехристианское  осмысление мира  как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем  красота, созданная руками человека, как бы "вторичная"  по  своему  происхождению.

В VI-VII вв. византийские художники  сумели создать свой собственный  стиль в искусстве. С этого  времени Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств".  За ним следуют  Равенна, Рим, Никея,  Фессалоника, также  ставшие   средоточием  византийского   художественного   стиля.

Расцвет византийского  искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы.  Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. храм  св.  Софии.  Он всегда оставался  главной  святыней  Византии.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия  в Равенне - поражает изысканностью  и элегантностью архитектурных  форм. Особую славу этому храму  принесли его знаменитые мозаики  не только церковного, но и светского  характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ,  очищенный  от  инородных  влияний.  В  основе  его лежит опыт мастеров  Востока  и  Запада,  пришедших  независимо  друг от друга к созданию  нового  искусства. 

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные коллонады, великолепную  драгоценную  утварь.  Все  это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать  ему отраду  в повседневности  реальной  жизни.

В прикладном искусстве  Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и  живописи,  определилась  ведущая  линия  развития  византийского искусства,  отражающая  становление  средневекового  миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах  художественного  выражения. 

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. В V-VII  вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский статус, включается  в  систему  репрезентации  государственной власти. Особый колорит  сохраняла  музыка  городских  улиц,  театральных  и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее  положение в средневековой Византии.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными ристаниями, пользующимися  огромной  популярностью.

Если подвести итог по первому периоду существования  Византии, то можно сказать, что в  этот период сформировались основные особенности византийской культуры.  Прежде всего  к ним  следует отнести  то, что византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям получаемым  извне.  Но  постепенно  уже  в  ранний период они синтезировались  главной,  ведущей  греко-римской  культурой.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие  античности.

Борьба светской и  церковной культур особенно характерна для первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры первые века существования Византии были временем острой идеологической борьбы,  столкновения  противоречивых  тенденций,  сложных идейных коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества, позитивного развития  науки и искусства.  Это были века, когда в  муках борьбы  старого с  новым рождалась  культура будущего средневекового общества.

Информация о работе Культура Византии