Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотела бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание работы

Введение...........…………………………….…………………………3 стр
Византия – центр тысячелетней культуры………………………….4 стр
Первый период истории Византии (IV-VII вв.)…………………….5 стр
Второй период истории Византии (VII-ХII вв.)……………………5 стр
Третий период истории Византии (ХII-ХIV вв.)…………………...7 стр
Заключение…………………………………………………………..11 стр
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3. Второй период истории Византии (VII-ХII вв.)

 

Во втором этапе развития культуры, который пришелся на время со второй половины VII в. до XII в., выделяют время иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IX в.), время правления императоров Македонской династии так называемое «Македонское возрождение»:  867-1056гг.,  и   время  царствования  Комнинов «Комниновское  возрождение»: 1081-1185 гг..

Широкое распространение  суеверий помогало церкви властвовать  над умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение. Этому способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее сужение  светского знания.

Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах  которого  сильнее,   чем  в  других   отраслях,  сказалось иконоборчество.  Развитие  наиболее   массовых,  религиозных видов изобразительного  искусства   (иконописи и   фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е.  после победы иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросло  воздействие  античной  традиции,  а  с  другой  - все более устойчивые   рамки   приобретал   вырабатывавшийся   в   ту   эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, самих их поз, подбора красок, распределения светотеней и т.п. Этому канону  в последующем будут строго следовать византийские художники.

Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и  разнообразней стали  книжные миниатюры  и орнамент.  Однако подлинно  новый  период  в  развитии  книжной миниатюры приходится на XI-XII  вв.,  когда  переживала  расцвет  константинопольская  школа мастеров в этой области искусства. В  ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы,  отмеченные  печатью особого совершенства  вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран  византийского культурного круга  господствовала та же крестовокупольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор  фасада  приобрел   в  IX-X  вв.,   когда  возник  и   получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано  с  расцветом  городов,  усилением  общественной роли церкви, изменением  социального   содержания  самой   концепции  сакральной архитектуры в целом и храмового  строительства в частности (храм как образ мира).Возводилось много новых  храмов, строилось большое число монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру.

Помимо изменений в  декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например  в  Греции  X-XII  вв.  свойственно  сохранение  некоторой архаичности архитектурных форм  (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались  узорный кирпичный декор и полихромная пластика.

В VIII-XII вв. оформилось специальное  музыкально-поэтическое церковное  искусство. Благодаря его высоким  художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее  проникали ранее даже  в литургию. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально-поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного  письма (нотации), а также литургических  рукописных сборников, в которых  фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).

Общественная жизнь  также не обходилась без музыки. В книге "О церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях.

Это и песни-шествия, и  песни во время конных процессий, и песни при императорском  застолье, и песни-аккламации, и т.п.

С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу теоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

Как итог ко второму  периоду я хотела бы сказать, что Византия в это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры.  В  общественном  развитии  и  в эволюции культуры Византии очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные  ее  срединным положением  между  Востоком  и Западом.

 

 

 

 

 

3. Третий  период истории Византии (ХII-ХIV вв.)

 

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма  и развал  Византийской империи. Ввиду недостатка  материала по  данному периоду скажу  лишь, что, несмотря  на  то,  что  Византия  просуществовала  на 1000 лет дольше Великой  Римской  империи,  она  была таки завоевана в  XIV  в. турками-сельджуками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Византия  внесла огромный вклад  в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры  перешли  к  соседним  государствам.  Практически  все  время средневековая Европа  развивалась на  основе достижений  византийской культуры. Византию  можно назвать  "вторым Римом",  т.к. ее  вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА


Информация о работе Культура Византии