Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :
1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);
3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………....2
2.Три периода истории Византии…………………………………………………..5
3.Основные пути развития культуры Византии…………………………………...8
4.Расцвет византийской культуры………………………………………………...16
5.Закулючение………………………………………………………………………20
6.Список литературы……………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ(фул).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение…………………………………………………………………………....2

2.Три периода истории Византии…………………………………………………..5

3.Основные пути развития культуры  Византии…………………………………...8

4.Расцвет византийской культуры………………………………………………...16

5.Закулючение………………………………………………………………………20

6.Список литературы……………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой своего реферата я  выбрал культуру Византии, потому что  я считаю, что это государство  внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры, Византии принадлежит особое, выдающееся место.

Культура этого государства  представляет собой сложную, но всё  же единую систему культурных ценностей. Изменение, происходящее в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние всех видов культуры – закон их развития. Хотя, конечно, общие явления – борьба старого с новым, зарождение новых тенденций – протекали в разных отраслях культуры по-разному. Сопоставление их поможет выявлению главных направлений эволюции Византийской культуры.

В художественном творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом форм,  образным  видением  мысли, утонченностью   эстетического

мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди всех  стран  средневековой Европы. Прямая  наследница  греко-римского мира  и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры.  Если пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы , Переднего  и  Ближнего Востока,  то наиболее  важными будут  следующие факторы :

1. В Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был греческий);

2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);

3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

4. Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает  того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как  племен и народов, населявших ее, так  и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными влияниями, исходившими из  стран, находившихся на  близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их "варварами" ).

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена. Неиссякаемым  источником  культуры  было  народное  творчество.  Под покровом традиций и  стереотипов жило, действовало  и пробивало себе дорогу  новое, творческое начало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРИ ПЕРИОДА ИСТОРИИ  ВИЗАНТИИ

 

Всю тысячелетнюю историю  Византии можно условно разделить  на три периода   :   1.сер.IV-пер.пол.VII   вв.   -   период   разложения рабовладельческого  строя  и   становления  средневекового   общества. 2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии. 3.XII-сер.XV  вв.  -  последний период,  характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия  существования Византийского  государства можно рассматривать  как  важнейший  этап  в  формировании  мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий  Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно  примыкал   и  сосуществовал   с  ранневизантийской философской мыслью.  Но неоплатонизм  требовал от  своих приверженцев специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

Формирование христианства как философско-религиозной системы  было сложным и длительным процессом.  Христианство впоитало в себя  многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о троичности божества, один  из центральных  догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовала ее в своих  целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что  несло  клеймо  язычества  приходит  компромисс  между христианским  и  античным  миросозерцанием.  В  самом  неоплатонизме образовалось два  течения :  одно -  радикальное, настроенное  против христианства,  другое  -  более  умеренное.  Постепенно  берут  верх сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс отталкивания,  обособления   и  одновременно   сближения,  слияния и неоплатоничекой  философии  и   христианского  богословия,  который завершается  поглощением  неоплатонизма  христианством.

Наиболее образованные и дальновидные христиански богословы поняли необходимость  овладения  всем  арсеналом  языческой  культуры  для использования ее в создании  философских концепций. В трудах  Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна Златоуста  можно  увидеть  сочетание  идей  раннего  христианства  с неоплатонической  философией,  порой   парадоксальное  переплетение риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как Василий  Кесарийский,   Григорий  Нисский   и  Григорий   Назианзин, закладывают  собственно   фундамент  византийской   философии.  Их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления.  В  центре  их  философии  находится  понимание  бытия  как совершенства,  что   ведет  своеобразному   оправданию космоса,   а следовательно, мира  и человека.  У Григория  Нисского эта  концепция порой приближается к пантеизму.

В переходную   эпоху   гибели   рабовладельческого   строя  и становления феодального общества коренные  сдвиги происходят во всех сферах  духовной  жизни  Византии.  Рождается  новая  эстетика, новая система  духовных  и  нравственных  ценностей,  более соответствующая складу  мышления  и  эмоциональным  запросам средневекового человека. Патристическая  литература,  библейская  космография,  литургическая поэзия,  монашеская   повесть,  всемирная   хроника,  христианская агиография,  пронизанные  религиозным  миросозерцанием,  мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной культуре.

Меняется и сам человек  той эпохи, его видение мира, его отношение к  вселенной,  природе,  обществу.  Создается  новый  по  сравнению с античностью  "образ  мира",  воплощенный  в  особую  знаковую систему символов. На  смену античному  представлению о  героической личности, античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться (очень  симпатичная философия),  приходит мир  страждущего, раздираемого  противоречиями,  маленького,  греховного  человека.  Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам античных писателей, обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения истории  ранневизантийских  историков  и  хронистов. В ранней Византии кристаллизуется  одна из фундаментальных идей средневековья  -  идея  союза  христианской  церкви  и  "христианской империи".

Духовная  жизнь  тогдашнего  общества  отличается  драматической напряженностью;  во   всех  сферах   знания,  литературе   искусстве наблюдается  удивительное  смешение  языческих  и  христианских идей, образов, представлений, колоритное  соединение языческой мифологии  с христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей, писателей, поэтов. Индивидуальность художника  еще не растворилась в церковно-догматическом   мышлении.

Коренные изменения  происходят в сфере изобразительного искусства и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом опиралась  на  античные   воззрения  о  сути   прекрасного,  однако синтезировала и  переосмысливала их  в духе  христианской идеологии. Отличительной  чертой   византийской  эстетики   был  ее   глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем пыталась  снять  дуализм  земного   и  небесного,  божественного  и человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много  выше.   Большое  значение   для  установления   византийского эстетического сознания  имело раннехристианское  осмысление мира  как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем  красота, созданная руками человека, как бы "вторичная"  по  своему  происхождению.

Византийское искусство  генетически восходило к эллинистическому и восточнохристианскому художественному  искусству. В  ранний период  в византийском искусстве как бы  слились рафинрованная платоничность и трепетная чувственность позднеантичного импрессионизмас наивной, порой грубоватой  экспрессивностью  народного  искусства  Востока. Эллинизм долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций, чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство своих произведений. Но  эллинизм не мог  в полной мере  противостоять мощному потоку восточных  влияний, нахлынувших на  Византию в первые столетия  ее  существования.  В  Это  время  ощущается воздействие на византийское искусство египетских,  сирийских, малазийских, иранских художественных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ

 

Можно наметить основные пути развития византийского изобразительного искусства в эпоху классического  средневековья. С X-XI вв. в искусстве  господствует пышная декоративность. Торжественный монументализм все  чаще соединяется с усложненной  символикой. Победа обобщенно-спиритуалистичекого принципа в эстетике приводит к растворению многообразия реального мира в символах, художник стремится освободиться от излишних, докучливых деталей, не раскрывающих, по его мнению, основной идеи произведения. В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая, рассудочная симметрия, спокойная, торжественная уравновешенность линий и движений человеческих фигур на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное искусство приобретает вневременный и вне пространственный характер; абстрактный золотой фон, столь любимыми византийскими мастерскими, заменяет реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую функцию: он призван как бы отгородить отвлеченное изображение. того или иного явления от живой деятельности окружающего мира. Стилизованные архитектурные ассамблеи, фантастические пейзажи фона делают все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество художника приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией и церковным авторитетом, а порывы индивидуальных творческих исканий мастера подчинены нивелирующему действию канона.

Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом   опиралась  на  античные   воззрения  о  сути   прекрасного,  однако   синтезировала и  переосмысливала их  в духе  христианской идеологии.

Информация о работе Культура Византии