Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :
1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);
3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………....2
2.Три периода истории Византии…………………………………………………..5
3.Основные пути развития культуры Византии…………………………………...8
4.Расцвет византийской культуры………………………………………………...16
5.Закулючение………………………………………………………………………20
6.Список литературы……………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ(фул).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Еще одним шедевром византийского  классического стиля являются сравнительно недавно открытые мозаики южной  галереи храма св. Софии в Константинополе (XII в.) Это прежде всего великолепный Деисус. В центре расположен Христос - величественный, мудрый, суровый; по одну его сторону стоит Мария с необычайно красивым, нежным, скорбным лицом, по другую - Иоанн Креститель, его мощная фигура дышит трагической силой и с странной напряженностью. Одухотворенные лица, исполненные возвышенной духовности, сохраняют объемность и рельефность, красочную лепку, богатство цветовых оттенков, почти акварельную изысканность колорита. Верное чувство пропорций соразмерность частей фигур восходящие к традициям эллинизма, соединяются с экспрессией и суровостью византийского неоклассицизма. На той же южной галерее Софии Константинопольской был открыт еще один мозаичный ансамбль, на этот раз светского характера, с портретами императоров и императриц. На одной из мозаик изображены император Константин IX Мономах (1042-1054) и его супруга императрица Зоя (умерла в 1050г.) Оба в строгих фронтальных позах, облаченные в роскошные парадные одежды, с венцами на головах стоят по сторонам восседающего на троне Христа. В руках василевса мешочек с золотом - дар на содержание церкви, в руках василиссы свиток - вероятно, дарственная грамота, подтверждающая привилегии храма. Рядом на стене император Иоанн Комини (1118-1143), его супруга Ирина, дочь венгерского короля Ладислава, и их сын Алексей. Они стоят по сторонам Богоматери с младенцем на руках, в таких же фронтальных позах, со всеми регалиями императорской власти и с ктиторскими дарами в руках.

Весь ансамбль выполнен в единой художественной манере, портретное сходство хотя и присутствует, но заслоняется условными, канонизированным олицетворением императорской власти; индивидуальные черты не выявлены; императоры представляют сильными, мужественными, воплощая идеал правителя. Императрицы обе красивы и изящны. Зоя, которой в то время было 64 года, изображена в виде молодой женщины с нежным округлым лицом, большими глазами, светлыми пышными волосами. И хотя Михаил Пселл рассказывает, что императрица Зоя благодаря знанию тайн косметики до старости сохраняла красоту, все же ясно, что художник польстил могущественной василиссе. Императрица Ирина представлена стройной, изящной молодой женой, с тонким лицом, светлыми волосами - рафинированная и элегантная правительница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный  подъем. 
Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы. Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности. Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на

шедевры античности и  в их  переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII  вв.,  что сказалось на  выборе  и сюжетов,  и жанров,  и художественных  форм.  Как  во  времена  античности,  эпистолография, изобиловавшая  реминисценциями  из  древней  греко-римской мифологии, стала  средтвом  ярко  эмоционального  повествования,  самовыражения автора, поднимаясь до уровня  изысканной прозы. Смело заимствуются  в этот  период  сюжеты  и  формы  и  восточной  и  западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за всю историю  Византии начиная  с IV  в. оформился  и стал  постепенно расширяться  с  XII  в.  цикл  народоязычной  литературы.  Обогащение идейного и  художественного содержания  литературы за  счет усиления народной фольклорной традиции,  героического эпоса наиболее  наглядно предстает в эпической поэме о  Дигенисе Акрите, созданной на основе цикла народных  песен в  X-XI вв.  Фольклорные мотивы  проникают и  в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман. На  второй  период  приходится  также  и  расцвет  византийской эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой  вокруг  культовых  изображений.  Иконопочитателям  пришлось подытожить  главные  христианские  концепции  образа  и  на их основе разработать  терию  соотношения  образа  и  архетипа,  прежде  всего применительно  к  изобразительному  искусству.  Были  изучены функции образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических  и миметических  (подражательных), -  по-новому осмысленно отношение образа к  слову, поставлена проблема приоритета живописи  в  религиозной  культуре.

Наиболее  полное  развитие  получило  в  ту эпоху антикизируещее направление  эстетики,   ориентировавшееся  на   античные  критерии прекрасного.  Возрождался  интерес  к  физической  (телесной) красотечеловека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика  эротизма;  вновь  пользовалось  особым  вниманием  светское искусство. Новые  импульсы обрела  также теория  символизма, особенно концепция  аллегории;  стало  цениться  садово-парковое  искусство; возрождение коснулось и драматического искусства, омыслению которого посвящались  специальные  труды. В целом эстетическая мысль в  Византии в VIII-XII вв. достигла, пожалуй, высшей точки  своего развития, оказывая  сильной влияние на художественную  практику  ряда  других  стран  Европы  и  Азии. Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах  которого  сильнее,   чем  в  других   отраслях,  сказалось иконоборчество.  Развитие  наиболее   массовых,  религиозных  видов изобразительного  искусства   (иконописи  и   фресковой  живописи) возобновилось лишь после  843 г., т.е.  после победы иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросло  воздействие  античной  традиции,  а  с  другой  - все более устойчивые   рамки   приобретал   вырабатывавшийся   в ту эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения светотеней и т.п. Этому канону  в последующем будут строго следовать византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось усилением  стилизации,  призванной  служить  целям  передачи  через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом  образе  религиозной  идеи.

Достигает  в  тот  период  нового  расцвета  искусство  цветного мозаичного  изображения.  В  IX-XI  вв.  реставрировались  и  старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством. В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и  разнообразней стали  книжные миниатюры  и орнамент.  Однако подлинно  новый  период  в  развитии  книжной миниатюры приходится на XI-XII  вв.,  когда переживала  расцвет  константинопольская  школа мастеров в этой области искусства. В  ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы,  отмеченные  печатью  особого  совершенства  вкуса  и техники. В  VII-VIII  вв.  в храмовом  строительтве  Византии  и стран византийского  культурного  круга  господствовала  та  же  крестово-купольная композиция, которая  возникла в VI  в. и характеризовалась слабо выраженным внешним  декоративным оформлением. Большое  значение декор  фасада  приобрел   в  IX-X  вв.,   когда  возник  и   получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано  с  расцветом  городов,  усилением  общественной роли церкви, изменением  социального   содержания  самой   концепции  сакральной архитектуры в целом и храмового  строительства в частности (храм как образ мира).Возводилось много новых  храмов, строилось большое число

монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру. Помимо изменений  в декоративном  оформлении зданий,  менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий и  членений фасада, что  изменило и силуэт  храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например  в  Греции  X-XII  вв.  свойственно  сохранение  некоторой архаичности архитектурных форм  (не расчлененность плоскости  фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля  - здесь также  все шире использовались  узорный кирпичный  декор  и  полихромная  пластика.

В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное музыкально-поэтическое церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким  художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку, мелодии которой ранее проникали ранее даже  в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была  проведена   канонизация  лаотональной   системы  -   "октоиха" (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические  памятники позволяют  заключить, что система  ихосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее популярными  жанрами  церковной  музыки  стали  канон  (музыкально-поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко всем  праздникам,  всем  торжественным  событиям  и  памятным   датам.

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации),  а также литургических рукописных  сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с  нотацией). Общественная жизнь также  не обходилась без  музыки. В книге  "О церемониях византийского двора" сообщается  почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во  время конных процессий, и песни при императорском  застолье,  и  песни-аккламации,  и  т.п. С  IX  в.  в  кругах  интелектуальной  элиты нарастал интерес к античной  музыкальной  культуре,  хотя  этот   интерес  и  имел  по преимуществу теоретический характер : внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков. Как итог ко второму периоду я  хотел бы сказать, что Византия в это время достигла наивысшего  могущества и наивысшей точки  развития культуры.  В  общественном  развитии  и  в эволюции культуры Византии очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные  ее  срединным положением  между  Востоком  и  Западом. Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку  развития феодализма  и развал  Византийской империи. Ввиду  недостатка  материала  по  данному  периоду  скажу  лишь, что, несмотря  на  то,  что  Византия  просуществовала на 1000 лет дольше Великой  Римской  империи,  она  была   завоевана  таки  в  XIV  в. турками-сельджуками. Но,  несмотря на  это, Византия  внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры  перешли  к  соседним  государствам.  Практически  все  время средневековая Европа  развивалась на  основе достижений  византийской культуры. Византию  можно назвать  "вторым Римом",  т.к. ее  вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение необходимо отметить, что вXI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции, в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, и в нем пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов.

Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? 
Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности. Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в 
Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами. При этом происходил плодотворный синтез культур 
Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы 
Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до 
XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, 
Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из народной культуры. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. 
Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии. 

Информация о работе Культура Византии