Культура власти древних греков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 01:38, реферат

Описание работы

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять
следующие периоды:
1. Гомеровский (XI-IX вв.до н.э.)
2. Архаический (VIII-VI вв.до н.э.)
3. Классический (V-IV вв.до н.э.)
4. Эллинистический (конец IV-I вв.до н.э.)

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Эгейская ( Крито – Микенская культура)…………………………...4
1.1. Культура Крита ……………………………………………..……..4
1.2. Архитектура…………………………………………………..……5
1.3. Живопись …………………………………………………………..7
1.4. Катастрофа …………………………………………………...…….7
2. Культура Микен ………………………………………………….….9
2.1. Архитектура ……………………………………………….……….9
2.2. Упадок…………………………………………………………..….10
3.Гомеровский период ( ХI – IХ ВВ. до Н.Э. )…………………….…11
3.1. Мировоззренческие основы культуры ………………………..…11
4.Архаический период (VIII-VI ВВ, до Н,Э,)………………………...14
4.1 Мировоззренческие основы культуры……………………………14
5. Классический период (V-IV ВВ. до Н,Э,)……………………….....19
5.1. Театр ……………………………………………………………….19
5.2 Архитектура…………………………………………………..…….21
Заключение …………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

     Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе ежит ахейский эпос - сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).

Своими корнями  эпическая традиция уходила в  период микенской культуры. Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги - разновидности кифары, как это делает Ахилл в «Иллиаде». Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы - аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены «Иллиада» и «Одиссея»

    Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам.

    У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод.

    Мир великолепных олимпийцев был чрезвычайно похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии. Боги - это как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся только бессмертием.

   Греческая мифология и религия были наполнены гуманистическим звучанием. Если

боги схожи  с людьми, то люди - с богами: любимые  герои греков - Диомед, Аякс, Агамемнон - богоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.

   

 

3.3.Керамика

 

Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение.

    Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

4.Архаический период (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)

 

4.1.Мировоззренческие основы культуры.

 

    Это время глубоких общественных перемен в жизни Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры. Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы. Совершенствуется металлургия и техника литья, увеличивается производство товаров для продажи, появляются общегреческие рынки, чеканятся монеты.

    В это время одной из основных линий внутренней жизни Греции становится борьба демоса (народа) - земледельцев, ремесленников, торговцев - против родовой аристократии. В это время власть иногда сосредотачивалась в руках единоличных правителей - тиранов, но обычно теряла свою опору в народных массах и уступала место республиканскому правлению.

    Обслуживаемые рабами свободные граждане наслаждались благами жизни в небольших государствах. Эти государства образовывались вокруг городов,

которые становились  их культурными и экономическими центрами. Отсюда

специфическое название греческого государства - полис, что означает «город- государство». Каждый полис включал городское поселение и окружающие его пахотные земли.

    В формировании греческого рабовладельческого общества большую роль сыграла колонизация греками Средиземноморского побережья, а также берегов Черного и Мраморного морей. Колонии становились независимыми полисами.

    В VIII-VI вв.до н.э. широко распространяется алфавитная письменность,

возникшая на основе финикийской.

    Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия,

«наука всех наук». Появляются первые исторические и географические труды.

    

4.2.Игры

 

    Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное

начало. Знатные  аристократы в поэмах Гомера состязаются  в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе.

    Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции.

    Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех

игр выступали  нагими, поэтому женщинам под страхом  смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

    Программа игр представляла: бег на короткую дистанцию в один стадий (192,27 м), С 724 г.до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).

В 720 г.до н.э. была введена длинная дистанция - круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м). С 708 г.до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;

с 688 г.до н.э. - кулачный бой; с 680 г.до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в.до н.э. добавился панкратий - борьба, в которой были разрешены любые приемы. В 632 г.до н.э. допустили молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой

лошадей, скачки на жеребятах.

    

4.3.Письменность и литература

 

    Через посредство финикийцев в VIII-VI вв.до н.э. греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов. Наиболее распространенным их них был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах). В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе.

    Эпоха героев ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекали не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики.

    Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с острова Палос (VII в.до н.э.). Он передал в своих стихах и порывы страсти, и

оскорбленное  самолюбие, и желание мести, и  готовность стойко переносить

превратности  судьбы. Вместо гексаметра Архилох  ввел в литературу новые

размеры - ямб  и хорей. Еще один иониец, Анакреонт  с острова Теос (VI в.до

н.э.), остался  в памяти человечества как певец  дружеских пиров и любви.

Именно лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно пирующих греков.

    Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на острове Лесбос на рубеже VII-VI вв.до н.э. Это поэт Алкей и поэтесса Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, наиболее распространенной формой которого был дифирамб - песнь в честь бога Диониса.

    Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI-V вв.до н.э.), воспевавшего добродетель - арете - врожденной свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.

    

4.4.Архитектура

 

    В эпоху архаики уже возникли основные и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в.до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-строечной конструкции.

    Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров дорического и ионического.

    Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель храма имела сложную форму, похожую на рога барана (так называемого волюты). Немного позднее, в V в.до н.э. в Греции появляется коринфский ордер - пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

    Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная часть их была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия).

    Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветием красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Классический Период (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)

 

    В самом начале V в.до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ персидской державы. В ходе греческо-персидских войн сложился морской союз греческих городов, в который входило около двухсот государств. Первенство в нем принадлежало Афинам - крупнейшему экономическому, политическому и культурному центру Древней Эллады.

    Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании - экклесии, обладавшем высшей властью. В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость. Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан - малоимущим из казны выплачивали театральные деньги - теорикон - два обола на посещение театра.

    В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до

шестнадцати лет  обучались в частных платных  школах, где преподавались

грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось

физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина.

    

5.1.Театр

    Греческая трагедия (от слова «трагос», т.е. козел, буквально означает «песнь козла») произошла из печальных песен в честь бога виноградарства Диониса. Ему был посвящен козел, и участники празднества одевались в козлиные шкуры. Предводителем хора был запевала - «корифей».

    В VI в.до н.э. Феспидом Афинским был введен один актер, затем Эсхилл ввел второго, а Софокл - третьего. Площадка для выступлений называлась орхестра. Первоначально зрители сидели на земле, затем, по инициативе Эсхилла (примерно 472 г.до н.э.) появилась «скена» - крытое сооружение небольшого размера для раздевалки актеров и хранения театрального реквизита. Передняя часть скены, обращенная к зрителям, была фоном драматического действия. Перед скеной - помостки - проскенион, предшественник современной сценической площадки. Три элемента: орхестра для хора, скена с проскениумом для актеров и «театрон» для зрителей - основополагающие элементы античного и современного театра.

    Театр Диониса в Афинах имел 100 м в ширину, диаметр орхестры - 24 м, каменные скамьи уходили вверх на 30 м по наклонной и составляли 78 ступенек. Высота скамей 33 см (зрители приносили с собой подушки). Число зрителей - 17 тысяч.

Информация о работе Культура власти древних греков