Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:25, реферат
Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее
истории. Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было
бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не
располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а
действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во
многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и
исключительно переломному времени.
"сепараторной культуры" со специфическим языком, особыми символами,
оценками, ценностями, системой лидерства, социальным контролем, даже
своеобразными формами обмена и производства. "Наше общество, - пишет
Коулмен, - имеет внутри себя ряд малых молодежных обществ, которое выражают
и сосредотачивают молодежные интересы и установки, часто очень далекие от
тех, которые имеют взрослые. На этой основе могут возникнуть стандарты,
способные привести к целям совсем иным, нежели цели взрослого общества."
Английский социолог Ш. Аллен считает, что в определенном смысле о
"молодежной культуре" можно говорить как о "потребительском потенциале"
молодого поколения. В него включаются те социально-культурные стереотипы,
которые определяют направленность жизненных стремлений молодежи. В основном
они характеризуются " известной одномерностью, одинаковостью, подвержены
влиянию современной моды. Эта потребительская психология молодежи
рассматривается как основа возникающего социального единства, для которого
характерны общие увлечения и интересы, переживания и ценности.
Д.Макрей выразил эту позицию так: "Сегодня молодежь Англии более едина,
чем это было в прошлом. Сегодня обычаи и взгляды молодых людей как в
городе, так и в сельской местности все меньше отличаются друг от друга.
Региональные значения тоже исчезают, так как с увеличением приобретаемых
мотороллеров, машин молодежь получает возможность, быстрее передвигаться. К
тому же газеты, радио, телевидение воспитывают общую культуру, а это и
создает единство, которого не было прежде."
Английский
экономист М.Абрамс считает,
покупательскую способность, а многие отрасли (одежда, косметика,
магнитофоны, пластинки) прямо адресуются ее вкусом. Заработок молодых людей
хотя и невелик, но расходы огромны. Американские социопсихологи М. и К.
Шерифы на основе большого исследования пришли к выводу, что "основными
показателями образа жизни молодежи являются комфортабельные жилища, машины,
модная одежда, свободные деньги, досуг и развлечения."
Западные
социологи отмечают
якобы пассивно-безразличное отношение к общественным событиям, позднее
наступление социальной зрелости у части молодежи. Она получает возможность
довольно долго жить за счет "общества взрослых", не думая о заработке, о
трудностях и препятствиях социальной жизни. В некоторых исследованиях
социологами внушается молодежи, что она должна образовать самостоятельную
особую группу в обществе, которая живет иными, специфически молодежными,
"антивзрослыми" ценностями. Ничего, если в них проявляется и
эксцентричность, и сумасбродство, и позерство. Юношей и девушек эти
социологи убеждают в том, что время молодости должно быть освобождено от
забот; ответственности, тревог, которые беспокоят взрослых. Нужно жить
только сегодняшним днем, развлекаться, не вникать в жизненные проблемы.
"Молодежная культура" при таком подходе, создает особый "замкнутый" мир
настоящего, отрезанный от прошлого и будущего. производительной силой. В
качестве мирового феномена НТР выступает важным фактором формирования
общечеловеческой культуры.
Правильное, гуманное понимание современных отношений культурной
революции и ИГР может способствовать определению рациональных основ
планомерного преодоления экономического и духовного кризиса в масштабах
планеты при активном международном сотрудничестве, а также формирование
культурных потребностей человека, качественно отличных от ныне принятых на
большей части планеты. Характеристика НТР, ее социальных и духовных
последствий, в том числе влияния, оказываемого на культуру, будет дано в
одной из статей ниже, мы коснемся только аспекта этой темы-роли массовой
коммуникации как одного из "продуктов" научно-технического прогресса.
На основе
НТР к настоящему моменту
сложилась чрезвычайно
социально-культурном отношении система массовой коммуникации, которая
обладает эффективными способами влияния на духовное производство и
потребление не только внутри отдельных национальных государственных
организмов, но и открывает новые возможности для формирования более широких
культурных общностей, так как позволяет легко преодолевать этнические и
языковые барьеры. Она способна обеспечить массовое объединение широких,
территориально рассредоточенных аудиторий, унификацию культурных
потребностей.
В совокупности современные каналы массовой коммуникации в состоянии
обеспечить передачу всего комплекса общезначимой культурной информации
(политической, научной, художественной) и наряду с другими институтами
также хранение и распространение культуры, эффективно участвовать в
формировании развитой личности.
Между тем, если исследовать эволюцию позиций, ценностей и настроений
молодежи, то нельзя не увидеть изменений, которые произошли в молодежной
культуре 60-х годов. В них стали появляться новые черты - критика
потребительского отношения, выраженного в "вещизме", протест против лжи,
лицемерия и фальши буржуазного мира, ощущение несправедливости,
одиночества, поиск смысла и цели жизни. Источник всех настроений заключен
не в самой молодежной культуре. В ней лишь отразились и получили социально-
психологическое выражение глубокие социальные противоречия и сдвиги,
произошедшие в обществе. В молодежную культуру, поэтому ученые стали
включать и те явления, в которых выражаются оппозиционные настроения юношей
и девушек, сознательное недовольство и критика буржуазного образа жизни,
бунтарства и выступлений против общепринятых ценностей, поиск новых идеалов
и жизненных целей, стремление к гуманизму, к освобождению от
потребительских штампов массовой культуры.
Э. Коэн пишет: "Первое, что мы должны сделать - это изменить отношение
взрослых к молодежи. Слишком многие из нас проявляют свою враждебность,
считая их "козлами отпущения" и срывая на них свои неприятности. Мы должны
прекратить это, не отвергать их, а подходить к их проблемам с доброй волей
и сотрудничеством. Только в этом духе можем мы начать создавать программу,
которая откроет новые возможности для современной молодежи " Некоторые
теоретики молодежной культуры считают; что необходимо прислушиваться к
требованиям молодежи. Розак пишет, что "молодежный протест нашего времени
выходит за пределы идеологии и достигает уровня сознания, пытающегося
преобразовать самые глубинные чувства, которые касаются "я", другого
человека, среды "
Особое место в молодежной культуре занимает рок - и поп-музыка. Практика
показывает, что она не является рядовым жанром молодежного искусства и
оказывает прямое и активное влияние на формирование мировоззрения молодежи.
Рок-музыка признается наиболее значимой частью молодежной культуры, это
вызвано тем, что рок слушает наиболее активная и образованная часть
молодежи, в первую очередь, студенчество.
Рок в современном мире следует определять гораздо шире, чем просто
популярную музыку, скорее это музыка, выражающая реакцию молодежи
на такое состояние общества и его культуру, которые по тем или иным
причинам ее не устраивают.
Рок-музыка прошла различные этапы своего развития, в которые претерпевали
кардинальные изменения
ее музыкальные формы и
своего развития она всегда отвечала сложившимся вкусам молодежи. Однако,
главным в ней является тот или иной жизненный стиль и определенное
отношение к ценностям традиционной культуры. Несмотря на обилие
разнообразных форм рок музыки, их объединяет одна общая особенность,
выделяющая рок в целом из всей массы современного музыкального опыта, это
динамизация ритма. Разным возрастным группам молодежи нравится равная
музыка. Молодежным группам, различающимся по уровню образованности,
нравится разный рок.
Кумиры рок музыки поистине интернациональны, пользуются всемирной
известностью в молодежной среде. Ее ритм, настрой в какой-то мере проникает
и в так называемую "серьезную" музыку.
Что касается массовой культуры, то здесь следует говорить о социально-
культурном, художественном феномене, более широкого общественного звучания,
противоречивого по своему характеру и связанного в значительной мере с
[кризисными явлениями в духовной и эстетической жизни современного
общества.
И в предыдущие эпохи чуткое к историческим переменам, к тончайшим
поворотам индивидуальных жизненных судеб художественное творчество
отличалось страстными раздумьями о личности и обществе, о человеке и
человечности. Еще прогрессивные мыслители Греции стремились возвеличить
творческое начало в человеке, подчеркивая его способность здесь, на земле,
проявлять свои таланты. В ХУШ-ХГХ вв. пафос освобождения личности от
духовного и материального
порабощения наполняет
В современных условия все глубже выявляется противоречивая сущность
общества. Особенно часто обозначавшиеся в конце 70-х годов экономический,
энергетический, политический и другие кризисы явились выражением новой
стадии общего кризиса, неотделимого от тотальной деградации морали.
Появившаяся на этой волне массовая культура особенно в 70-е годы получала