Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 14:46, контрольная работа
Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени.
изображения мира, принцип создания картин как самостоятельного объекта,
особой реальности, механизма или организма, имеющего свою структуру, свой
порядок форм, независимый от зрительного впечатления, лежащего в основе
обыкновенной живописи или статуи.
Отрицание изобразительности мотивируется тем, что реалистическое искусство
создает второй, ненужный мир, мир "дубликатов", по выражению Малевича.
Зрительное впечатление есть иллюзия, перспектива глаз обманывает, весь
видимый нами мир есть ничтожный, жалкий обман. Абстрактное искусство требует
выхода за пределы внешнего мира в область чистой реальности, где нет большой
разницы между обманутыми субъектами и действительностью, где все абсолютно и
не зависит от ограниченных условий внешнего мира.
Итак, мы видим, как возникают и распадаются идейно-художественные системы
начала XX в., протекающие на высшее, исчерпывающее значение. Они
противопоставляют себя глобально-историческим процессам, выделяются из них, и
даже считают себя венцом всего социального, национального, стилевого мирового
опыта искусства. Но подлежит сомнению их вклад в мировое искусство. Каждое из
них и все они в совокупности в то же время историчны, а не абсолютны, они
обесценивают художественные достижения прошлых эпох.
Среди социально-художественных феноменов первой половины XX в. выделяется так
называемая молодежная культура (субкультура), а также связанная в известной
мере с ней массовая культура.
Проявление молодежной субкультуры было обусловлено совокупностью объективных
и субъективных предпосылок, среди которых на первый план выдвинулась
демографическая ситуация - возрастание удельного веса молодых людей в составе
населения. Одна из закономерностей демографии состоит в том, что после
опустошительных войн и катаклизмов рождаемость резко повышается: человечество
зализывает раны и его коллективный организм ощущает прилив новых сил. Волна
послевоенной рождаемости в Европе была особенно высока, и на рубеже 1950-1960
гг. необычайно большая часть общества оказалась состоящей из молодежи 13-19
лет.
Концепция молодежной субкультуры довольно подробно разработана западными
социологами и ее основные идеи мы пытаемся изложить.
В этой концепции культура рассматривается как целостное образование,
структуру которого образуют различные подсистемы, так называемые субкультуры.
Среди них выделяют и молодежную культуру, порожденную индустриальным
обществом с его развитыми потребительскими тенденциями.
Американский социолог А.К. Коэн пишет, что субкультура - это культура в
культуре, имеющая достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она
включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и
вкусы, жаргон и манеру поведения, предрассудки и предубеждения, характерные
для социальной группы и разделяемые ее членами.
При делении общества на культурные подгруппы социологи используют самые
различные признаки: территориальные размещение, вероисповедание, национальные
традиции, возраст, пол и многие другие. В понятие субкультуры вносятся даже
те отличия, которые проявляются в особенностях приготовления пищи, воспитания
детей и т.д. Социолог Л. Рейсман считает, что "различные классы живут в
различных культурных мирах, даже если они включают определенные элементы
единой культуры. К субкультуре можно отнести культуру среднего класса,
низшего, высшего класса, в общем, столько, сколько их можно обнаружить и
выделить." В нем подчеркиваются лишь общность поведения, развлечений,
совпадений вкусов, ценностей и позиций. Нормам культурной жизни придается
значение факторов, определяющих общность интересов, групповую солидарность,
осознание своей сопринадлежности.
Наиболее распространенным подходом к описанию феномена "молодежной культуры"
является рассмотрение ее как своеобразной формы адаптации молодежи к нормам,
стандартам и образу жизни современного общества. Т. Парсонс включает в
понятие "молодежной культуры", стремление молодежи заимствовать основные
внешнекультурные формы и роли взрослости (курение, алкоголь, одежда). В этом
процессе, считает он, нет полного единообразия, ибо различные молодые люди
имеют свои референтные группы среди взрослых, с которыми они идентифицируют
себя. Кроме того, из всего диапазона ценностей, норм, качеств взрослого
человека молодежь фиксирует внимание и выделяет те из них, которые в большей
степени соответствуют ее представлениям о должном, помогают разрешать
эмоционально-психологические напряжения и противоречия. У "молодежной
культуры" есть и свои черты. Парсонс характеризует их как преобладание
атлетической доблести, романтичности и безответственности. В данном случае
"молодежная культура" ассоциируется с теми образцами поведения, нормами,
ценностями, которые распространены в группе сверстников. Эта группы выполняют
функцию социализации личности наряду с семьей, школой и другими институтами.
В период юности они приобретают особенное значение, ибо сама принадлежность к
группе оказывает сильное влияние на личность, формируя ценности, характер,
стиль поведение, вкусы, манеры, привычки. Д. Коулмен исходит из того, что
сосредоточение молодежи в учебных классах и корпусах создает тип "молодежного
общества", которое и является предпосылкой ее социально-культурной автономии.
На основе проведенного исследования учащихся колледжей в Чикаго он пришел к
выводу, что в молодежной среде существует свой, весьма обособленный мир,
"сепараторной культуры" со специфическим языком, особыми символами, оценками,
ценностями, системой лидерства, социальным контролем, даже своеобразными
формами обмена и производства. "Наше общество, - пишет Коулмен, - имеет
внутри себя ряд малых молодежных обществ, которое выражают и сосредотачивают
молодежные интересы и установки, часто очень далекие от тех, которые имеют
взрослые. На этой основе могут возникнуть стандарты, способные привести к
целям совсем иным, нежели цели взрослого общества."
Английский социолог Ш. Аллен считает, что в определенном смысле о "молодежной
культуре" можно говорить как о "потребительском потенциале" молодого поколения.
В него включаются те социально-культурные стереотипы, которые определяют
направленность жизненных стремлений молодежи. В основном они характеризуются "
известной одномерностью, одинаковостью, подвержены влиянию современной моды.
Эта потребительская психология молодежи рассматривается как основа
возникающего социального единства, для которого характерны общие увлечения и
интересы, переживания и ценности.
Д.Макрей выразил эту позицию так: "Сегодня молодежь Англии более едина, чем
это было в прошлом. Сегодня обычаи и взгляды молодых людей как в городе, так
и в сельской местности все меньше отличаются друг от друга. Региональные
значения тоже исчезают, так как с увеличением приобретаемых мотороллеров,
машин молодежь получает возможность, быстрее передвигаться. К тому же газеты,
радио, телевидение воспитывают общую культуру, а это и создает единство,
которого не было прежде."
Английский экономист М.Абрамс считает, что молодежь имеет весьма высокую
покупательскую способность, а многие отрасли (одежда, косметика, магнитофоны,
пластинки) прямо адресуются ее вкусом. Заработок молодых людей хотя и
невелик, но расходы огромны. Американские социопсихологи М. и К. Шерифы на
основе большого исследования пришли к выводу, что "основными показателями
образа жизни молодежи являются комфортабельные жилища, машины, модная одежда,
свободные деньги, досуг и развлечения."
Западные социологи отмечают потребительскую ориентацию сознания молодежи,
якобы пассивно-безразличное отношение к общественным событиям, позднее
наступление социальной зрелости у части молодежи. Она получает возможность
довольно долго жить за счет "общества взрослых", не думая о заработке, о
трудностях и препятствиях социальной жизни. В некоторых исследованиях
социологами внушается молодежи, что она должна образовать самостоятельную
особую группу в обществе, которая живет иными, специфически молодежными,
"антивзрослыми" ценностями. Ничего,
если в них проявляется и эксце
и сумасбродство, и позерство. Юношей и девушек эти социологи убеждают в том,
что время молодости должно быть освобождено от забот; ответственности,
тревог, которые беспокоят взрослых. Нужно жить только сегодняшним днем,
развлекаться, не вникать в жизненные проблемы. "Молодежная культура" при
таком подходе, создает особый "замкнутый" мир настоящего, отрезанный от
прошлого и будущего. производительной силой. В качестве мирового феномена НТР
выступает важным фактором формирования общечеловеческой культуры.
Правильное, гуманное понимание современных отношений культурной революции и
ИГР может способствовать определению рациональных основ планомерного
преодоления экономического и духовного кризиса в масштабах планеты при
активном международном сотрудничестве, а также формирование культурных
потребностей человека, качественно отличных от ныне принятых на большей части
планеты. Характеристика НТР, ее социальных и духовных последствий, в том
числе влияния, оказываемого на культуру, будет дано в одной из статей ниже,
мы коснемся только аспекта этой темы-роли массовой коммуникации как одного из
"продуктов" научно-технического прогресса.
На основе НТР к настоящему моменту сложилась чрезвычайно важная в социально-
культурном отношении система массовой коммуникации, которая обладает
эффективными способами влияния на духовное производство и потребление не
только внутри отдельных национальных государственных организмов, но и
открывает новые возможности для формирования более широких культурных
общностей, так как позволяет легко преодолевать этнические и языковые
барьеры. Она способна обеспечить массовое объединение широких, территориально
рассредоточенных аудиторий, унификацию культурных потребностей.
В совокупности современные каналы массовой коммуникации в состоянии
обеспечить передачу всего комплекса общезначимой культурной информации
(политической, научной, художественной)
и наряду с другими
хранение и распространение культуры, эффективно участвовать в формировании
развитой личности.
Между тем, если исследовать эволюцию позиций, ценностей и настроений
молодежи, то нельзя не увидеть изменений, которые произошли в молодежной
культуре 60-х годов. В них стали появляться новые черты - критика
потребительского отношения, выраженного в "вещизме", протест против лжи,
лицемерия и фальши буржуазного мира, ощущение несправедливости, одиночества,
поиск смысла и цели жизни. Источник всех настроений заключен не в самой
молодежной культуре. В ней лишь отразились и получили социально-
психологическое выражение глубокие социальные противоречия и сдвиги,
произошедшие в обществе. В молодежную культуру, поэтому ученые стали включать
и те явления, в которых выражаются оппозиционные настроения юношей и девушек,
сознательное недовольство и критика буржуазного образа жизни, бунтарства и
выступлений против общепринятых ценностей, поиск новых идеалов и жизненных
целей, стремление к гуманизму, к освобождению от потребительских штампов
массовой культуры.
Э. Коэн пишет: "Первое, что мы должны сделать - это изменить отношение
взрослых к молодежи. Слишком многие из нас проявляют свою враждебность,
считая их "козлами отпущения" и срывая на них свои неприятности. Мы должны
прекратить это, не отвергать их, а подходить к их проблемам с доброй волей и
сотрудничеством. Только в этом духе можем мы начать создавать программу,
которая откроет новые возможности для современной молодежи " Некоторые
теоретики молодежной культуры считают; что необходимо прислушиваться к
требованиям молодежи. Розак пишет, что "молодежный протест нашего времени
выходит за пределы идеологии и достигает уровня сознания, пытающегося
преобразовать самые глубинные чувства, которые касаются "я", другого
человека, среды "
Особое место в молодежной культуре занимает рок - и поп-музыка. Практика
показывает, что она не является рядовым жанром молодежного искусства и
оказывает прямое и активное влияние на формирование мировоззрения молодежи.
Рок-музыка признается наиболее значимой частью молодежной культуры, это
вызвано тем, что рок слушает наиболее активная и образованная часть молодежи,
в первую очередь, студенчество.
Рок в современном мире следует определять гораздо шире, чем просто
популярную музыку, скорее это музыка, выражающая реакцию молодежи на
такое состояние общества и его культуру, которые по тем или иным причинам ее
не устраивают.
Рок-музыка прошла различные этапы своего развития, в которые претерпевали
кардинальные изменения ее музыкальные формы и содержание. Но в любой период
своего развития она всегда отвечала сложившимся вкусам молодежи. Однако,
главным в ней является тот или иной жизненный стиль и определенное отношение
к ценностям традиционной культуры. Несмотря на обилие разнообразных форм рок
музыки, их объединяет одна общая особенность, выделяющая рок в целом из всей