Культура западноевропейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование средневековой культуры. ……………………………..5
Основные характеристики становления культуры……………………5
Периодизация и средневековой культуры…………………………….6
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры ……………………………………………………………………..10
Глава II. Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья…………………………………………..14
2.1. Научная культура в средние века……………………………………..14
2.2. Средневековое искусство……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Челябинский государственный университет

Институт экономики отраслей, бизнеса  и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынка

Реферат

по предмету: «Культурология»

на тему: «Культура западноевропейского средневековья»

 

 

 

 

 

                Выполнила: Сысуева Е. С.

                     группа 27УВ - 201

                   Проверил: к.ф.н, Сибиряков И. В.

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

Содержание

 

Ведение……………………………………………………………………………3

Глава I. Формирование средневековой культуры. ……………………………..5

    1. Основные характеристики становления культуры……………………5
    2. Периодизация и средневековой культуры…………………………….6
    3. Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры ……………………………………………………………………..10

Глава II. Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья…………………………………………..14

  2.1.  Научная культура в средние века……………………………………..14

2.2. Средневековое искусство……………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

Введение

 

Термин «средневековье»  возник в эпоху Ренессанса. Мыслители  итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные»  века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, обе эти оценки средневековья создавали односторонние и ложные образы важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

На самом деле это была многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием, являлось средневековое общество. Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более тысячелетний период (V- XV вв.).

Переход от античной цивилизации  к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Риской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним разрушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в социально-экономическом упадке, лежащим в её основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем в господствующую религию. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на империю.

Во-вторых – великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375г., когда впервые отряды пересекли дунайскую границу империи, и до 455г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476г. прекратила своё существование. В результате этих завоеваний на её территории возникли десятки варварских королевств.          С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя – Византия), просуществовавшая до середины XV в. 

Также отметим, что средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

 

  

 

Глава I. Формирование средневековой культуры

    1.  Основные характеристики становления культуры

 

Становление средневековой  культуры происходило в результате противоречивого процесса столкновения двух культур – античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (взятие Рима вандалами в 455г. стало символом уничтожения культурных ценностей – «вандализмом»), с другой - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения её наследия, особенно латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов. Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и другие науки.

Важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Оно являлось не только основой духовной культурой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Социальной основой  средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:

• отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала);

• условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала);

• иерархичность – собственность была распределена между всеми феодалами, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу, где почти каждый мог быть вассалом и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры – феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители – крестьяне, что в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты; 2) культуры «безмолвствующего большинства», т.е. культуры простонародья.

  Средневековая культура формировалась в условиях:

•господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII века с появлением товарно-денежным обращением, возникшим в результате роста и усиления городов;

• замкнутой феодальной вотчины – сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

• слабой центральной  власти;

•феодальной раздробленности, порождавшей войны, смерть, разрушение.

 

    1. Периодизация средневековой культуры

 

В основе периодизации средневековой  культуры находятся этапы развития её социально-экономического фундамента – феодализма. Соответственно выделяют

- раннее Средневековье – V-IX вв.;

- зрелое или высокое (классическое) Средневековье – X-XIII вв.

- позднее Средневековье – XIV-XV вв.

 

 

 

Раннее Средневековье (V-IX вв.) – это период перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение «силового мышления» мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный  процесс синтеза христианских и  варварских традиций. Драматизм этого  процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на «силовом мышлении» варварского сознания. И только постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Возникшие в VI веке варварские государства – вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (примерно 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученных. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.

Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой – это время постепенного укрепления христианства, усвоение античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пересекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступала церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана «Академия» по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, много сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений.

В раннем Средневековье  были созданы первые письменные «Истории»  варваров. В целом для раннего  Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов  другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.

Упразднение рабства  способствовало развитию технических  изобретений. Следует отметить, что в целом для средневековья характерно широкое использование технических изобретений.  В XII в. появляется ветряная мельница. В XIII в. изобретено рулевое колесо. В период зрелого Средневековья (XIV веку) появились шлюзы с воротами, что позволило перейти к строительству каналов и способствовало развитию торговых связей, как внешних, так и внутренних.

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени «культурного безмолвия». Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост, как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются    от власти духовных и светских феодалов.  Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества,  возникает новый класс-буржуазия.

Начавшийся процесс  разложения феодализма (социально-экономической  основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся, прежде всего в разрушении её целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе – эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества1.

 

 

    1. Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры

 

Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности. Тем самым, важнейшей особенностью средневековой культуры является роль христианского вероучения и церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему этих знаний, его устройстве, действующих в нем силах и законах. Эта картина мира, целиком определявшая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии.

Информация о работе Культура западноевропейского средневековья