Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:16, реферат
Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов.
Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование средневековой культуры. ……………………………..5
Основные характеристики становления культуры……………………5
Периодизация и средневековой культуры…………………………….6
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры ……………………………………………………………………..10
Глава II. Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья…………………………………………..14
2.1. Научная культура в средние века……………………………………..14
2.2. Средневековое искусство……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынка
по предмету: «Культурология»
на тему: «Культура западноевропейского средневековья»
Выполнила: Сысуева Е. С.
группа 27УВ - 201
Проверил: к.ф.н, Сибиряков И. В.
2011
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава I. Формирование средневековой культуры. ……………………………..5
Глава II. Аспекты интеллектуальной и художественной
культуры западноевропейского Средневековья………………………………………….
2.1. Научная культура в средние века……………………………………..14
2.2. Средневековое искусство……………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, обе эти оценки средневековья создавали односторонние и ложные образы важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.
На самом деле это была многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием, являлось средневековое общество. Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более тысячелетний период (V- XV вв.).
Переход от античной цивилизации
к средневековью был
Во-вторых – великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375г., когда впервые отряды пересекли дунайскую границу империи, и до 455г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476г. прекратила своё существование. В результате этих завоеваний на её территории возникли десятки варварских королевств. С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя – Византия), просуществовавшая до середины XV в.
Также отметим, что средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.
Становление средневековой культуры происходило в результате противоречивого процесса столкновения двух культур – античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (взятие Рима вандалами в 455г. стало символом уничтожения культурных ценностей – «вандализмом»), с другой - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.
После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения её наследия, особенно латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов. Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и другие науки.
Важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Оно являлось не только основой духовной культурой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.
Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:
• отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала);
• условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала);
• иерархичность – собственность была распределена между всеми феодалами, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу, где почти каждый мог быть вассалом и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.
На основе феодальной
земельной собственности
Средневековая культура формировалась в условиях:
•господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII века с появлением товарно-денежным обращением, возникшим в результате роста и усиления городов;
• замкнутой феодальной вотчины – сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;
• слабой центральной власти;
•феодальной раздробленности, порождавшей войны, смерть, разрушение.
В основе периодизации средневековой культуры находятся этапы развития её социально-экономического фундамента – феодализма. Соответственно выделяют
- раннее Средневековье – V-IX вв.;
- зрелое или высокое (классическое) Средневековье – X-XIII вв.
- позднее Средневековье – XIV-XV вв.
Раннее Средневековье (V-IX вв.) – это период перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение «силового мышления» мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.
Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный процесс синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на «силовом мышлении» варварского сознания. И только постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.
Возникшие в VI веке варварские государства – вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (примерно 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученных. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.
Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой – это время постепенного укрепления христианства, усвоение античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пересекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступала церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана «Академия» по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, много сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений.
В раннем Средневековье были созданы первые письменные «Истории» варваров. В целом для раннего Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.
Упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений. Следует отметить, что в целом для средневековья характерно широкое использование технических изобретений. В XII в. появляется ветряная мельница. В XIII в. изобретено рулевое колесо. В период зрелого Средневековья (XIV веку) появились шлюзы с воротами, что позволило перейти к строительству каналов и способствовало развитию торговых связей, как внешних, так и внутренних.
Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени «культурного безмолвия». Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост, как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются от власти духовных и светских феодалов. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.
В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества, возникает новый класс-буржуазия.
Начавшийся процесс разложения феодализма (социально-экономической основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся, прежде всего в разрушении её целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе – эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества1.
Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности. Тем самым, важнейшей особенностью средневековой культуры является роль христианского вероучения и церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему этих знаний, его устройстве, действующих в нем силах и законах. Эта картина мира, целиком определявшая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии.
Информация о работе Культура западноевропейского средневековья