Культура западноевропейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование средневековой культуры. ……………………………..5
Основные характеристики становления культуры……………………5
Периодизация и средневековой культуры…………………………….6
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры ……………………………………………………………………..10
Глава II. Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья…………………………………………..14
2.1. Научная культура в средние века……………………………………..14
2.2. Средневековое искусство……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в Романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

 

Готическое искусство  и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и  совершенствования общественных отношений приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство  возникло во Франции около 1140г., которое распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским стилем. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего, церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка, интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали более динамичными и экспрессивными. Собор Парижской богоматери являлся одним из первых больших собором. В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210г.). Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию, в Италии оно было не столь сильным.

Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они прикреплялись к колоннам, то они были известны как статуи-колонны. Наряду с ними широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. С 1180г. романская стилизация начинает переходить в новую стадию, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Литература западноевропейского Средневековья весьма разнообразна по жанрам и имеющимся в ней течениям, направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и латыни. К литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого европейского народа; но сюда относятся и многие исторические хроники, наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» – ученые клирики. Здесь также встречаются исторические хроники, жития святых, проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера, из которых особое место занимают труды мистиков, но на латыни создавалась и поэзия вагантов (ваганты – бродячее племя школяров, средневековых студентов). Это латинские стихи ученых клириков, в основном воспевающие радости жизни и бичующие церковные нравы.

В это время развивается  новый литературный жанр – рыцарский  роман. Это своего рода, переосмысленные героические эпосы. Старый эпос обращен к национальному преданию, новый эпос описывает современность. Рыцарский роман как жанр начинался с античных сюжетов, но вскоре для воспевания подвигов потребовался новый материал – свои походы и герои, мужественные рыцари и страстные любовники. Герои новых эпосов приобретают авантюрно-куртуазные черты. И при этом роман сам по себе претендует на достоверность, потому что описывает реальные события, войны, любовные свидания. И эта претензия на достоверность становится для романа основной характеристикой.

Возможно, на фоне мистических  мираклей, аллегорических фарсов и  разного рода мистификаций, которыми была пропитана вся средневековая  культура, достоверность романа была своего рода противовесом, оборотной  стороной мистического восприятия действительности.

И как в литургической  драме родился новый театр  мистики и драмы человеческих страстей, так рыцарский роман  положил начало новой художественной литературе. Автор не просто пересказывал услышанные истории, он создавал свой собственный мир, свое пространство и время. Авторами первых романов были ученые клирики, которые составляли хроники или летописи исторических событий. Этот литературный жанр в последующих веках стал самым популярным и распространенным жанром, заменившим летопись и эпос. Самым популярным романом XII-XIII вв. становится «История бритов» Гальфрида Монмутского , в которой собраны все легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Рыцарский роман как  литературный жанр можно считать  чрезвычайно важным в истории западноевропейской средневековой культуры, благодаря которому раскрылось множество событий, описанных доподлинно и реалистично, в конфликте между личностью и государством, индивидуальным бытием и государственной службой, возвышенной любовью и страстью, которые до сих пор почти никак не различали. Именно с рыцарского романа начинается понимание особого мира книги, восприятие его как реальности, основанной на особом авторском даровании создавать при помощи слова реальные картины мира.4

Музыку в средние века рассматривали, прежде всего, как науку и познание. Музыку делили на «мировую» и «человеческую». Последняя могла быть «теоретической и практической», то есть музыкой, в собственном смысле слова. Что же касается «теоретической» музыки, то она, связанная с познанием мира «мировой музыки, представляла собой не что иное, как философию математики.

Как и ранее, музыка в  западноевропейском Средневековье  играла важную роль в духовной жизни  общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.5

Музыка входила в  число «семи свободных искусств», центрами обучения музыки были монастыри, с XII в. – соборы и университеты. В XII веке в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.

Различные церковные песнопения, являющиеся обязательным элементом литургии, к VI в. сводились воедино и упорядочивались            (по преданию, эту реформу осуществил папа Григорий I). К концу VI - началу VII вв. относится и складывание основной разновидности западноевропейской церковной музыки – григорианского хорала. Григорианский хорал – одноголосное каноническое пение. Плавное, одноголосное развертывание мелодии символизировало единство, «соборность» мирян, погружали их в состояние мистической отрешённости от грешного мира, вызывали чувство благоговения. Каноничность григорианского хорала выражалось в унификации текста, напевов и самого характера исполнения. Вплоть до конца средневековья музыкальные разделы мессы основывались на григорианском хорале. Они состояли из пения псалмов, исполнявшихся профессиональным хором певчих и священниками, и гимнов. Первоначально гимны исполнялись только мирянами, им были присущи черты народной песни. Позже их стали исполнять и профессиональные певчие.6

 

Заключение

 

Главным истиной ценностью культуры Западной Европы в средние века был Бог, что было отражено во всех аспектах интеллектуальной и художественной культуры. Архитектура и скульптура были «Библией в камне», литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала библейские темы в линиях и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии.

Интегрированная часть  средневековой культуры являлась единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога. Такая унифицированная система культуры может быть названа идеациональной.

Закат средневековой  культуры заключался именно в разрушении этой системы культуры в конце XII века, когда появился зародыш нового основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, - реально и имеет смысл.

Этот приобретающий  вес принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII - XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и чувственна. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Таким образом, возникла современная форма культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей этому миру».

 

Список литературы

 

1) Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье. – М., 2004. – 136 с.

2) Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб., 2000. – 360с.

3) Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.:

1999. – 669с.

4) Гуревич А.Я. История средних веков. – М., 2000. – 426с.

5) Корякина Е.П., Развитие культурологической мысли в XIX-XX веках. - М., 1993.- 80с.

6) Русанова П.П. Культура и искусство средневекового города. - М., 1984. - 240с.


 


7) http://revolution.allbest.ru/culture/00003545_0.html

8) http://www.nspu.net/fileadmin/library/books/15/index.html

1 Гуревич А.Я. История средних веков. – М., 2000. – 42 с.

2 http://revolution.allbest.ru/culture/00003545_0.html

3 Корякина Е.П.,М.,1993.- 48с

4 http://www.nspu.net/fileadmin/library/books/15/index.html

5 Русанова П.П.  Культура и искусство средневекового города. - М., 1984. - 144с

6 Корякина Е.П.,М.,1993.- 60с

[]


Информация о работе Культура западноевропейского средневековья