Культура Западной Европы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

В первой половине XX века завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной; капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.
Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторений капитализм был подвергнут серьёзному реформированию.

Содержание работы

1. События XX века в истории Западной Европы.
2. Западная культура в первой половине XX века.
3. Западный авангард.
4. Западная культура второй половины XX века.
5. Западная массовая культура.
6. Культура постмодернизма.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Культура Западной Европы XX века .docx

— 42.80 Кб (Скачать файл)

Стиль ар деко был блестящим и роскошным. Дизайнеры  использовали его для создания дорогой  мебели из полированного красного и  черного дерева с блестящей обивкой. Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона  внесло оттенок экзотики, стиль использовался  в отделке кинотеатров, появление  которых носило массовый характер. Огромные залы строились в Европе с использованием египетских, мавританских и ацтекских мотивов.

Сюрреализм (1924-1940) – последнее значительное течение европейского авангарда. Основные его представители – А.Бретон во Франции, С.Дали в Испании, Р.Магритт в Бельгии, Г.Мур в Англии. Сюрреализм опирается иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З.Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Сюрреалисты создали свой, новый взгляд на мир. Французский поэт А.Бретон (1896-1966) в 1924 году опубликовал первый Манифест сюрреализма, первоначально возникшего как литературное направление. Бретона поддержали и другие поэты – П.Элюар (1895-1952) и Л.Арагон (1897-1982). Они экспериментировали и создавали прозу и поэзию, записывая все, что придёт им в голову в момент вдохновения. Сюрреализм нашел воплощение также в искусстве театра и кино.

Термин «ар нуво» использовал дизайнер Анри Ван де Вельде (1863-1957) в 1894 году, но затем он стал общепринятым, особенно в Англии и Франции. В Германии его называют югендстиль по имени журнала «Югенд». В Италии он известен как стиль либерти по названию лондонского магазина. Это новый стиль декоративного искусства, вдохновленный мотивами живой природы, павлинами, лилиями, развевающимися волосами, сложным переплетением линий.

 

Литература  модернизма. Образцом для писателей послужило творчество француза М.Пруста (1871-1922), в чьем романе «В поисках утраченного времени» герой воспринимает реальность через призму субъективного опыта и своей памяти. В «Улиссе» ирландца Дж.Джойса (1882-1941) внутренний мир главных героев передаётся через калейдоскоп образов, впечатлений и чувств. Внутренний мир человека детально передал австрийский писатель Ф.Кафка (1883-1924). Романы «Процесс» и «Замок» отражают закоулки подсознания человека, загнанного в бюрократические ловушки.

 

4. Западная  культура второй половины XX века.

 

Научно-техническая  революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:

    • переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
    • общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
    • культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.

 

Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она сохраняется и продолжает развиваться.

В послевоенную эпоху писатели стремились найти  средства, способные развить эксперименты модернистов межвоенных лет и в то же время отразить современное состояние мира. Французские писатели работали над тем, что назвали «новый роман». Его представители: Н.Саррот, Ален Роб-Грийе, М.Бютор, новый роман строит картину мира, воспроизводя калейдоскоп впчатлений, порой очень детальных, и казалось бы, излишних.

В 70-е годы – в связи с появлением идеологии  неоконсерватизма – статус религии  начинает заметно повышаться.  Возникает  движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике  с её аскетизмом и самоограничением, к возрождению религиозных корней культуры.

Усиливается критика гедонизма потребления  с его культом физических удовольствий и наслаждений.

В искусстве  ее представляет главным образом реализм.

Искусство второй половины XX века представляют:

    • французскую литературу: М.Дрюон, Э.Базен, Ф.Саган, Ж.Сименон;
    • швейцарскую: Г.Гессе, Ф.Дюрренматт, М.Фриш;
    • немецкую: Г.Белль и Г.Грасс;
    • английскую; Дж.Осборн и Дж.Брейн, А.Мердок, Г.Грин.

 

Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери).

Кино и  течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).

 

Развитие  научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и  достижениями, но и такими проблемами как:

    • разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
    • трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.

 

При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к  научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.

 

5. Западная  массовая культура

 

Массовая  культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического  и культурного существования  и лишена значительного пласта исторического  и культурного прошлого. В искусстве  США не успели создать настоящее  классическое искусство. Исключением  является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я  не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная  тема.

Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями  западноевропейской цивилизации и  культуры:

    • книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;
    • появляются газеты и журналы (с XVII века);
    • изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;
    • появляются радио и кинематограф (1895);
    • изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;
    • возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

 

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.

Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить  интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

 

Отличительные черты массовой культуры:

    • соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;
    • низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличется от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;
    • создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, творчество которых – яркая, но безвкусная продукция массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;
    • паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной и высокой культуры. В качестве примеров можно указать на то, как «Пигмалион» Б.Шоу превратился в «Мою прекрасную леди», а «Ночи Кабирии» Ф.Феллини – в фильм «Милая Чарити»;
    • близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;
    • как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличению. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

 

Виды  и формы, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.

Массовая  культура в борьбе за потребителя  выработала выработала следующие способы:

    • в литературе – система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экземпляров;
    • в кино и музыке – система «звёзд».

 

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.

 

В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой  критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.

В 70-е годы критика уступает место положительным  оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

 

6. Культура  постмодернизма.

 

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего  успеха и триумфа. Благодаря средствам  массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

 

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:

    • в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;
    • экономический кризис 30-х годов;
    • экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

 

Эти и другие события и явления и вызвали  переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм соответствует  обществу потребления.

Постсовременное общество теряет интерес к целям  – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Важные  черты постсовременности:

    • широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
    • господство моды;
    • театрализация почти всех событий политической жизни.

 

Идеи непосредственных предшественников постсовременной  философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо.

Наука перестает  быть привилегированным способом познания.

В искусстве  постмодернизма выделяются две основные тенденции:

    • в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо)
    • структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

 

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино. К нему также примыкают художники: Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии.

Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.

Информация о работе Культура Западной Европы XX века