Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:56, контрольная работа
В первой половине XX века завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной; капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.
Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторений капитализм был подвергнут серьёзному реформированию.
1. События XX века в истории Западной Европы.
2. Западная культура в первой половине XX века.
3. Западный авангард.
4. Западная культура второй половины XX века.
5. Западная массовая культура.
6. Культура постмодернизма.
Список используемой литературы.
Министерство общего
и профессионального
Всероссийский Заочный
Финансово-Экономический
РЕФЕРАТ
По предмету «Культурология»
На тему: «Культура Западной Европы XX века»
Работу выполнила:
Студентка 1-го курса
факультета Финансы и Кредит
г. Сургут
2004г.
Содержание
|
1. События XX века в истории Западной Европы. |
2. Западная культура в первой половине XX века. |
3. Западный авангард. |
4. Западная культура второй |
5. Западная массовая культура. |
6. Культура постмодернизма. |
Список используемой литературы. |
1. События XX века в истории Западной Европы.
В первой половине
XX века завершается становление индустриальной
цивилизации и начинается переход к постиндустриальной;
капитализм превращается из монополистического
в государственно-
Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторений капитализм был подвергнут серьёзному реформированию.
Осуществлённые реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления.
К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизма и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, - противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.
2. Западная культура в первой половине XX века.
1900 год открывал
новую эпоху, полную надежд, оптимизма
и материализма, но в то же
время резкую, противоречивую, ставящую
трудно разрешимые вопросы.
Первая мировая война, никто не догадывался, что она потрясёт европейскую цивилизацию до самого основания.
Происходит вторая научная революция, в результате которой возникает новая, неклассическая наука.
Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А.Эйнштейн, М.Планк, А.Пуанкаре, Н.Бор, М.Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
В 1905 году А.Эйнштейн предложил свою специальную теорию относительности. При всей своей парадоксальности она подтвердилась экспериментами. Уравнение Эйнштейна показало, что с увеличением скорости увеличивается масса и время замедляет свой ход.
Идея о том, что континенты движутся по земной поверхности, пришла в голову немецкому метеорологу А.Вегенеру (1980-1930) в 1912 году. Он заметил, что края континентов подходят друг другу, как кусочки игры-мозаики, и высказал, что в прошлом они представляли собой сверхконтинент, который он назвал Пангея.
Английский химик Ф.Содди в 1913 году заявил, что элементы могут существовать в более чем одной форме с одинаковыми химическими свойствами, но различной массой. Он назвал их изотопами.
В 1939 году произошло открытие деления ядра.
Фирма «Браун Бовери» произвела в 1936 году первую газовую турбину. Ф.Уиттл (1907-1996) в Англии и Г.П. фон Охайн в Германии работали над газовой турбиной для самолёта. Фон Охайн выполнил свою задачу первым – в августе 1939 года. А первый реактивный двигатель Уиттла поднял самолёт в мае 1941 года.
Ученые Германии в 30-е года создали первую баллистическую ракету – А4.
На рубеже 40-50-х гг. шотландский химик-органик А.Тодд определил химический состав ДНК. Его открытие, носителя наследственности, дало механизм для эволюции.
В сфере познания внутри каждой из наук идет процесс дробления на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму.
Основными философскими направлениями являются:
Главным направлением
в искусстве Франции выступает
Основными темами произведений писателей-экзистенциалистов – Ж.-П.Сартра (пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог») и А.Камю (романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе») являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.
Скульптуру представляют ваятели Э.Бурдель («Геракл», «Пенелопа», «Сафо») и А.Майоль («Ночь», «Помона», «Средиземноморье»).
Главными фигурами немецкой литературы являются Т.Манн («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Л.Фейхтвангер («Гойя», «Мудрость чудака»).
Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж.Голсуорси («Сага о Форсайтах»), С.Моэма («Бремя страстей человеческих»). Б.Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя практически во всех жанрах – драме, романе, новелле.
Фовизм, кубизм, экспрессионизм и футуризм сталкивались друг с другом, а потом ниспровергались сторонниками всё более радикальных концепций и изобретений: психоанализ З. Фрейда (1856-1939), теория относительности А.Эйнштейна (1879-1955), полет первого самолёта с двигателем внутреннего сгорания (1903).
3. Западный авангард.
Традиционное искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, но оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду.
Авангардизм явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего. Но если в модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости, то авангардизм оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангардизм – это модернизм, обращённый к обществу и науке и устремлённый в будущее.
Стиль «модерн» (1880-1910) наибольшее распространение получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности (Х.Ван де Вельде в Бельгии, Й.Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ч.Макинтош в Шотландии).
Фовизм (1905-1908) стал первым течением авангардизма. Фовисты (А.Матисс, М.Вламинк, А.Дерен, А.Марке) поставили перед искусством задачу «изобретать реальность», «заново создавать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего ими ценится чистый цвет. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве. Фовисты искали новые возможности живописи, используя экспрессивные мазки и всё более натуральные цвета. Они оказали мощное влияние на экспрессионизм, но в их работах отсутствовал его эмоциональный накал. «Радость жизни» Матисса (1906) отличается пасторальной красотой, но живые розовые, жёлтые, оранжевые тона, упрощённость рисунка придают её такую потрясающую новизну, что эта картина сделала Матисса лидером авангарда. К 1908 году группа фовистов распалась.
Экспрессионизм (1905-1920) получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э.Кирхнер, Э.Нольде, М.Пехштейн, Ф.Марк, П.Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Экпрессионисты использовали искажённые формы и кричащие цвета, одной из главных тем был стресс.
В 1911 году в Мюнхене возникла группа экспрессионистов Синий всадник, которую основал Ф.Марк вместе с Василием Кандинским. Их подход к жизни и искусству был более разнообразным и лиричным; вера в то, что живопись может передать духовную сущность природы. Ф.Марк написал «Желтых лошадей» в 1912 году. Художник погиб под Верденом во время Первой мировой войны.
Экспрессионизм в театре был бунтом против реализма, он принёс на сцену напряжение, деформирующие реальность произведения. Это ярко проявилось в трилогии немецкого драматурга Георга Кайзера (1878-1945) «Газ».
Кубизм (1908-1930) – одно из главных течений авангардизма. Его представители – П.Пикассо, Ж.Брак, Ф.Леже, Р.Делоне – исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приёмов. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделённых самостоятельным бытиём и значением. Большое полотно в совершенно новом стиле «Авиньонские барышни» Пикассо (1907) ознаменовало собой начало нового направления. Пикассо отказался от традиционных правили перспективы, чтобы одновременно показать объект с разных точек зрения, разбив изображение на несколько взаимосвязанных планов.
Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф.Маринетти, У.Боччони, Дж.Балла, Л.Руссоло. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города; восхищались современностью, обещавшей блестящее будущее, полное машин, скоростей и динамизма. Футуристы видели, назревает война, и приветствовали её, веря, что она сметёт всё старое и отжившее. Художники использовали перенятые у кубистов технические приёмы.
Движение футуристов распалось во время Первой мировой войны.
Ужасы войны у многих вызвали отвращение к культурному наследию прошлого. Сразу после войны реакция выразилась в трёх основных вариантах:
Во время войны центр культурной жизни переместился в Цюрих, ставший домом для многих писателей, художников, музыкантов и революционеров. Возникло художественное течение, высмеивающее всё подряд, которое было названо словом «дада», наугад выбранным в словаре и в детской речи означавшим лошадку. Например, эльзасский художник Ж.Арп прославился своими коллажами из беспорядочно разбросанных кусочков цветной бумаги. А французский художник М.Дюшан (1887-1968) выставлял в качестве произведений искусства обычные изделия промышленности вроде «Велосипедного колеса» (1913).
В Германии был основан Баухауз архитектором В.Гропиусом (1883-1969). Это искусство, дизайн, технология и архитектура объединились под одной крышей. Баухауз стремился сделать современный дизайн доступным простым людям. Яркие краски и дерзкие формы – его черты. Нацисты предали анафеме модернистские работы Баухауза и закрыли в 1933 году.
Картины австрийского художника Г.Климта, одного из основателей Венской Сецессии, например «Девушки» (1912-1913), воплотили подавленный эротизм. Сецессия означает раскол. Радикальные художники заявили о своем размежевании с традициями. Г.Климт создавал панно и картины, сочетавшие оригинальность композиции с мозаичной декоративностью. Его ученик Э.Шиле (1890-1918) обратился к выражению могучего и волнующего животного начала жизни.
Венская Сецессия объединяла не только живописцев, но и архитекторов, дизайнеров. Дворец Стокле (1905-1911) в Брюсселе, построенный Й.Хофманном (1870-1956), состоящий из множества прямоугольных форм, выделяется простотой и рациональностью. Архитектура Венской Сецессии была важнейшим звеном в цени, связывавшей ар нуво с модернистской архитектурой, возникшей после Первой мировой войны.
Художественная фотография. Художники-авангардисты 20-х годов, в первую очередь дадаисты, придали фотографии самостоятельное художественное значение. Дадаист М.Рэй (1890-1976) делал полуабстрактные работы, манипулируя с фотографиями, которые называл фотограммами. Художник Дж.Хартфильд (1891-1968) изготовлял коллажи из обрезков фотографий (фотомонтаж). Работы Тины Модотти (1896-1942) отличает синтез композиции и социально-политического звучания. Её произведение «Снова» отражает судьбу женщины, обречённой на бесконечное вынашивание и выкармливание детей.