Культурная ценность импрессионизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века. В соответствии с этим были решены задачи:
изучить историю развития импрессионизма;
определить основные характерные черты импрессионизма;
определить культурную ценность импрессионизма;
сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение. 3
1.Импрессионизм. 5
1.1 История развития импрессионизма 5
1.2 Основные характерные черты импрессионизма. 7
2.Импрессионизм как направление в искусстве. 10
2.1 Импрессионизм в живописи. 10
2.2 Импрессионизм в литературе. 12
2.3 Импрессионизм в музыке. 13
3.Культурная ценность импрессионизма. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

реферат по истории мировой культуры.docx

— 43.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение. 3

1.Импрессионизм. 5

1.1 История развития импрессионизма 5

1.2 Основные характерные черты импрессионизма. 7

2.Импрессионизм как направление в искусстве. 10

2.1 Импрессионизм в живописи. 10

2.2 Импрессионизм в литературе. 12

2.3 Импрессионизм в музыке. 13

3.Культурная ценность импрессионизма. 14

Заключение. 17

Список использованной литературы. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В XIX веке индустриальное развитие сократило  расстояния и уплотнило время. Пейзажи  изменились и представали перед  человеком в новом, непривычном  для него виде. Расцвет пейзажа  был подготовлен всем развитием  французской культуры и искусства. Тяга к природе, ко всему естественному, стремление противопоставить академическому направлению чувства простые  и непритязательные, отчетливо осознавались еще накануне французской революции. В начале 70-х годов во Франции  начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства  художники сделали для себя правилом писать не в своей мастерской, а  под открытым небом: на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Это и  были будущие «импрессионисты». Важным принципом импрессионизма был уход от типичности. В искусство вошла  сиюминутность, случайный взгляд, создается  впечатление, что полотна импрессионистов  написаны простым прохожим, гуляющим по бульварам и наслаждающимся жизнью.

Есть все основания рассматривать  импрессионизм в истории искусства  как закономерное завершение того большого этапа его развития, который был  начат в эпоху Ренессанса. Распространение  импрессионизма в художественной культуре других стран мира, Европы есть проявление общей закономерности которая на определенной ступени развития того или иного народа приводит к обязательному  появлению именно этой стадии. Правда существование импрессионизма в  русской живописи всегда подвергалось сомнению и не признавалось многими  исследователями. Среди наиболее распространенных мифов о нем имели место  следующие расхожие суждения: русские  художники не были знакомы с импрессионизмом, не заметили его зарождения и развития, отсюда слабо выявленный ранний его  вариант и запоздалый поздний  «фантом» как бледный отсвет французского влияния. Импрессионизм не характерен для русского менталитета, чужд русскому духу. Признавая наличие таких  художников, как Константин Коровин  и Игорь Грабарь, историки искусства  приходили к странному выводу: импрессионисты в России были, а импрессионизма не было.

Актуальность выбранной темы объясняется  необходимостью изучения данного направления  французского искусства с целью  понять культурную ценность импрессионизма и оценить его культурное наследие с современной точки зрения.

Анализируя классический французский  вариант этого течения, можно  установить его характерные черты. Выявление этих характерных черт в разных национальных художественных школах, в том числе и русской, дает возможность найти ответ  на вопрос о влиянии французской  живописи на широкое европейское  и общемировое художественное движение.

Цель работы – исследовать импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века. В соответствии с  этим были решены задачи:

  • изучить историю развития импрессионизма;
  • определить основные характерные черты импрессионизма;
  • определить культурную ценность импрессионизма;
  • сформулировать выводы.

Объектом исследования данной работы является – французское искусство XIX века. Предметом исследования выступает - импрессионизм, как одно из направлений  французского искусства XIX века.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.

 

 

 

 

1.Импрессионизм.

1.1 История развития импрессионизма

На гребне идей Французской революции во французском  искусстве происходят серьезные  изменения. Для многих деятелей искусства  реалистическое направление перестает  быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности  и типизации. Рождается новая, субъективная художественная реальность. Теперь, важно  не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит  он. На этой волне формируется одно из направлений искусства - импрессионизм.

В начале 70-х гг. XIX в. во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в  истории мирового искусства художники  сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению  металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к  переноске, которые заменили старые краски, готовившиеся вручную из масла  и порошковых пигментов, художники  смогли покинуть свои мастерские, чтобы  работать на пленэре. Работали они очень  быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит пейзажа. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. В 1870-х гг. многие из этих художников потянулись в Париж. Это и были будущие "импрессионисты".

Большое количество разнообразных  художников объединены этим названием  и у каждого из них была своя манера рисования. Так, в группу импрессионистов  объединяют тех художников, которые  участвовали в выставках импрессионистов  в 1870-х - 1880-х годах. Это Клод Моне, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Анри Тулуз-Лотрек и другие.

Новые приемы живописи молодых художников, непривычный вид картин привели  к тому, что их произведения не принимали  в Парижский Салон, где у живописцев была единственная возможность представить зрителям свои работы. Тогда они смело выступили против недоброжелательно настроенного жюри Салона, которое год за годом упрямо отказывалось выставлять их произведения. Объединившись в 1874 году, они организовали свою независимую выставку. Выставка была открыта в ателье фотографа Надара, которое находилось в Париже на бульваре Капуцинов. После этой выставки художников стали называть импрессионистами. Это название родилось благодаря критику Луи Леруа. Так называлась картина Клода Моне, показанная на выставке – «Впечатление. Восходящее солнце» (“Impression. Levant soleil”).

Это слово подходило к их работам, потому что в них художники  передавали своё непосредственное впечатление  от увиденного. Художники по-новому подошли к изображению мира. Главным  для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены  фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная  после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в  природе. Импрессионизм стал последним  крупным художественным движением  во Франции XIX века.

Нельзя сказать, что путь художников-импрессионистов  был лёгок. Сначала их не признавали, пресса либо игнорировала художников, либо издевалась над ними; их живопись казалась слишком смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел  покупать их картин. Но они упорно шли  своим путём. Ни бедность, ни голод  не могли заставить их отказаться от своих убеждений.

Художники не сразу приняли название "импрессионисты", которое к  ним прилепил один недоброжелательный журналист. Но они возобновили опыт независимых выставок с 1876 года. Публика  начала их принимать только в самом  конце XIX века благодаря поддержке  искусствоведов и ряда торговцев  картинами. Прошло много лет, некоторых  из художников-импрессионистов уже  не было в живых, когда, наконец, их искусство  было признано.

Импрессионизм – это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение реальной жизни, запечатлеть его в картине надолго. Данное направление в искусстве открыло глаза и художникам, и зрителям на цвет и свет в природе, перевернуло рутину академических правил.

1.2 Основные характерные  черты импрессионизма.

Сейчас, когда горячие споры  о значении и роли импрессионизма ушли в прошлое, вряд ли кто решится  оспаривать, что движение импрессионистов  было дальнейшим шагом в развитии европейской реалистической живописи. "Импрессионизм - это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности".

Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче окружающего  мира, они стали писать преимущественно  на открытом воздухе и подняли  значение этюда с натуры, почти  вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой  в мастерской.

Импрессионисты показывали красоту  реального мира, в котором каждый миг уникален. Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, "музейная" чернота в их полотнах уступает место  бесконечно многообразной игре рефлексов  и цветных теней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту  лондонских туманов, беспокойную атмосферу  жизни большого города, россыпь его  ночных огней и ритм непрестанного  движения.

В силу самого метода работы на пленэре  пейзаж, в том числе открытый ими  городской пейзаж, занял в искусстве  импрессионистов очень важное место. Однако не следует, полагать, что живописи импрессионистов было свойственно только "пейзажное" восприятие реальной действительности, в чем их нередко упрекали критики. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк.

Интерес к человеку, и в особенности  к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления  искусства. Его жизнеутверждающий, демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял буржуазному миропорядку. В этом нельзя не видеть преемственности импрессионизма по отношению к основной линии развития французского реалистического искусства XIX века.

Изображая пейзажи и формы с помощью цветных точек, импрессионисты подвергли сомнению прочность и материальность окружающих вещей. Но художник не может довольствоваться одним впечатлением, ему необходим рисунок, организующий целостную картину. Начиная с середины 1880-х годов новое поколение художников - импрессионистов, связанных с данным направлением искусства, ставит все новые и новые эксперименты в своей живописи, в результате которых растет число направлений (разновидностей) импрессионизма, художественных групп и мест проведения выставок их работ.

Художники нового направления не смешивали  различные краски на палитре, а писали чистыми цветами. Кладя мазок  одной краски рядом с другой, они  часто оставляли поверхность  картин шероховатой. Было подмечено, что  многие цвета становятся более яркими по соседству друг с другом. Этот прием получил название эффекта  контраста дополнительных цветов.

Художники-импрессионисты чутко отмечали малейшие изменения в состоянии  погоды, так как они работали на натуре и хотели создать образ  пейзажа, где мотив, цвета, освещение  сливались бы в единый поэтический  образ городского вида или сельской местности. Импрессионисты придавали  большое значение цвету и свету  за счет рисунка и объема. Исчезли  четкие контуры предметов, контрасты  и светотень были забыты. Они стремились к тому, чтобы сделать картину  подобной открытому окну, сквозь которое  виден реальный мир. Этот новый стиль  повлиял на многих художников того времени.

Следует отметить, что импрессионизм  и постимпрессионизм - это две  стороны, или, вернее, два последовательных временных этапа того коренного  перелома, который положил рубеж  между искусством Нового и Новейшего  времени. В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века.

 

 

 

2.Импрессионизм как направление  в искусстве.

2.1 Импрессионизм в живописи.

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.

На Эдуара Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне,Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.

Информация о работе Культурная ценность импрессионизма