Культурная ценность импрессионизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века. В соответствии с этим были решены задачи:
изучить историю развития импрессионизма;
определить основные характерные черты импрессионизма;
определить культурную ценность импрессионизма;
сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение. 3
1.Импрессионизм. 5
1.1 История развития импрессионизма 5
1.2 Основные характерные черты импрессионизма. 7
2.Импрессионизм как направление в искусстве. 10
2.1 Импрессионизм в живописи. 10
2.2 Импрессионизм в литературе. 12
2.3 Импрессионизм в музыке. 13
3.Культурная ценность импрессионизма. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

реферат по истории мировой культуры.docx

— 43.04 Кб (Скачать файл)

Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.

Последним элементом, который повлиял  на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаги — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.

К преимуществам импрессионизма как  течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они  выступали главными заказчиками  на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.

Импрессионисты в этом вопросе  занимали достаточно компромиссные, промежуточные  позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.

Вместо этого появилось виденье  будничности и современности. Художники  часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при  определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались  сюжеты флирта, танцев, пребывание в  кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.

2.2 Импрессионизм в литературе.

В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его  черты нашли отражение в натурализме и символизме.

Прежде всего характеризуется  выражением частного впечатления автора, отказом от объективной картины  реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой  отсутствие сюжета, истории и заменой  мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где знаменитая фраза «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.

В натурализме главным принципом  была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в  романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.

Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения  к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах  тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.

Также эти настроения коснулись  драматургии (импрессионистская драма), в пьесы вторгается пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний, цельная композиция распадается на ряд сцен, наполненных лиризмом, а в диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Эти признаки нашли своё полное отражение в творчестве Артура Шницлера.

2.3 Импрессионизм в музыке.

Музыкальный импрессионизм являлся  одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.

Музыкальный импрессионизм возник как прямая оппозиция академическим  традициям в музыкальном искусстве  Франции конца XIX столетия. Первым и  наиболее выдающимся представителем этого  направления был Клод Ашиль Дебюсси. Его импрессионизм опирался на национальные традиции французского искусства. Интересно, что музыкальные картины Дебюсси сравнивали с некоторыми пейзажами К. Моне, с их богатой палитрой, обилием полутонов, скрадывающих переходы от одного цвета к другому.

В творчестве художников и композиторов - импрессионистов общей была не только тематика, но и художественный метод - стремление к передаче первого  непосредственного впечатления  от явления. Это определило тяготение  импрессионистов к миниатюрным  формам: в живописи - к портрету и  этюду, а в музыке - к романсу, прелюдии, ноктюрну, фортепианной или оркестровой  миниатюре с импровизационной манерой  изложения. Несколькими точными  штрихами Дебюсси умел создавать  вполне реальный, жизненный музыкальный  образ: «Вечер в Гренаде», «Девушка с волосами цвета льна», «Менестрели». Его мелодия - это движение, переливы, смена света и тени, смена одного ощущения другим. Дебюсси в своих  прелюдиях стремился создать  не образ, а скорее атмосферу, окружающую данный образ, эмоциональное восприятие явления в совокупности со зрительными ассоциациями.

«Импрессионистичность» музыки Дебюсси наиболее ярко проявилась в двух его симфонических сочинениях - «Море» и «Образы», в которых композитор ставил не сюжетные, а колористические и живописные задачи.

 

 

 

 

 

3.Культурная ценность импрессионизма

Картины и полотна великих художников эпохи импрессионизма в настоящее  время оцениваются очень высоко и цены на них на мировых аукционах  доходят до нескольких сотен тысяч  долларов (евро), что явно говорит  о мировом признании творений художников – импрессионистов.

Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX – XX столетия. Она одарила нас такими великими мастерами как Клод Моне («Завтрак на траве», «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинов», «Стога сена», «Руанский собор»), Эдгар Дега («Четырнадцатилетняя танцовщица», «Ночное кафе», «Абсент»), Эдуард Мане («Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»), Огюст Ренуар («Женщина, поправляющая шляпу», «Девушка в шляпе с красными маками», «Мадам Шарпантье со своими детьми», «Бал в саду Мулен де ла Галет», «Купальщицы», «Чета Сислей», «Завтрак гребцов», «Ложа», «Первый выезд»), Альфред Сислей («Канал в море»), Камиль Писсаро («Вспаханная земля», «Оперный проезд»), Поль Сезанн («Натюрморт с персиками и грушами»), Анри Тулуз-Лотрек и многие другие.

Следует отметить, что импрессионизм  стал этапом, когда произошел коренной перелом, который положил рубеж  между искусством Нового и Новейшего  времени. Он завершает развитие всего  после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в  зрительно достоверных формах самой  действительности, и является началом  крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно  нового его этапа - искусства ХХ века.

Стоит отметить, что импрессионизм - это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности, в которой каждый миг уникален. Импрессионисты неизмеримо расширили  возможности изобразительного искусства, открыв мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, в данной работе был  рассмотрен импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века, также были изучены основные моменты истории создания этого  движения и характерные черты  импрессионизма.

В целом можно сказать, что во французском искусстве конца XIX века произошли очень серьезные изменения. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и отрицается само реалистическое видение  мира. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается  новая, субъективная художественная реальность. Теперь, важно не то, как все видят  мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он. На этой волне формируется  одно из направлений искусства –  импрессионизм, который стал дальнейшим шагом в развитии европейской  живописи.

Итак, импрессионизм – это явление  нового подхода к живописи, новый  взгляд, жажда остановить мгновение  реальной жизни, запечатлеть его  в картине надолго. Данное направление  в искусстве открыло глаза  и художникам, и зрителям на цвет и свет в природе, перевернуло  рутину академических правил.

Импрессионизм, зародившись во Франции, появился и в других художественных школах, волнами распространился  в искусстве многих стран мира. При этом имело место не влияние  извне в форме прямого заимствования  чужого языка, а взаимодействие, диалог художественных культур, продиктованный собственными тенденциями развития каждой культуры.

Яркими представителями импрессионизма в России была К.Коровин, И.Грабарь, И.Левитан. Импрессионизм в русской  живописи в своем более чем  вековом течении смог преодолеть две основные черты исторической ограниченности его французского варианта: утрату материальности и монументальной картинной формы.

Список использованной литературы.

 

  1. Андреев Л.А. Импрессионизм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Андреев. - М., 2001.- 284 с.
  2. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века: учебное пособие / Н.В. Яворская. - М., 2005. – 343 с.
  3. Соколов Э.В. Культурология: учебник / Э.В. Соколов. - М.,2005.- 200с.
  4. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов / под ред. Е.В. Попова. - М., 2002. – 258 с.
  5. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие / П.С. Гуревич - М.: Знание, 2004.- 356 с.
  6. Импрессионизм [электронный ресурс]//http:www.wikipedia.ru-Дата обращения: 13.04.2013

 

 

 

 


Информация о работе Культурная ценность импрессионизма