Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:26, реферат
Культурные последствия расширяющихся контактов между .представителями разных стран и культур выражаются среди прочего и в постепенном стирании культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется одним и тем же "звездам" спорта, кино, эстрады. Однако со стороны более старших поколений естественной реакцией на этот процесс стало стремление сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.
Еще один принципиальный момент
для понимания содержания, которое
вкладывал в понятие "идентичность"
Э. Эриксон, заключается в том, что,
пожалуй, главным фактором, обусловливающим
эту динамику, ее движущей силой
является диалектическое взаимодействие,
взаимозависимость и
Деструктивной альтернативой идентичности, с точки зрения психосоциального подхода, является спутанность идентичности: "Неспособность многих молодых (и не только молодых. — В. И., М. К.) людей найти свое место в жизни базируется на предшествующих сильных сомнениях в своей этнической идентичности, или ролевой спутанности, соединяющейся с застарелым чувством безнадежности.
В своих работах Э. Эриксон
выделил еще одну форму внутриличностной
организации по принципу тотальности,
являющейся, наряду со спутанностью идентичности,
деструктивной альтернативой
В своих трудах, посвященных проблемам идентичности Э. Эриксон достаточно часто употребляет именно понятие "эго-идентичность", он фактически трактует его значительно шире, чем можно было бы ожидать исходя из классических представлений эго-психологии в рамках психоаналитической традиции.
1.3 Межкультурные контакты
Межкультурные контакты нередко заканчиваются сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга. Посредством заимствований происходит проникновение культурных новаций из одних культур в другие, где подобные новации по объективным причинам возникнуть не могли. Для любого общества подобные культурные контакты имеют как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, они способствуют взаимообогащению культур, сближению народов, демократизации общества. С другой, — интенсивное и слабо контролируемое заимствование повышает потенциальную опасность утраты той или иной общностью своей культурной самобытности. Одним из проявлений подобных процессов являются изменения культурной идентичности.
"В социальных науках
под идентичностью
В основе существования и
развития любой культуры, общества
лежат базовые системы
Одна из основных человеческих
потребностей состоит в разнообразных
взаимосвязях с окружающим миром, в
коллективной жизнедеятельности, которая
реализуется путем
Формирование идентичности,
но Эриксону, проходит в виде сменяющих
друг друга психосоциальных
Со второй половины 1970-х
гг. понятие идентичности прочно вошло
в лексикон всех социально-гуманитарных
наук. Сегодня это понятие широко
используется и в культурологии.
В самом общем смысле оно означает
осознание человеком своей
Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности — профессиональную, гражданскую, этническую. политическую, религиозную и культурную.
Культурная идентичность - принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.
Можно сказать, что сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, в понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.
Культурная идентичность предполагает формирование у индивида устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.
В культурологии является
аксиомой утверждение, согласно которому
каждый человек выступает носителем
той культуры, в которой он вырос
и сформировался как личность.
Хотя в повседневной жизни он обычно
этого не замечает, воспринимая как
данность специфические особенности
своей культуры, однако при встречах
с представителями других культур
эти особенности становятся очевидными
и человек осознает, что существуют
другие формы переживаний, виды поведения,
способы мышления, значительно отличающиеся
от привычных и известных. Разнообразные
впечатления о мире трансформируются
в сознании человека в идеи, установки,
стереотипы, ожидания, которые в
итоге становятся для него регуляторами
его личного поведения и
На основе сопоставления
и противопоставления позиций, мнений
различных групп и общностей,
выявленных в процессе взаимодействия
с ними, происходит становление личной
идентичности человека — совокупности
знаний и представлений индивида
о своем месте и роли как
члена соответствующей
Перечисленные семантические
варианты понятия «чужой» позволяют
определить его в самом широком
смысле: «чужой» — это все то,
что находится за пределами само
собой разумеющихся, привычных и
известных явлений или
Только через осознание
«чужого», «другого» происходит формирование
представлений о «своем». Если такое
противопоставление отсутствует, у
человека нет необходимости осознавать
себя и формировать собственную
идентичность. Это относится ко всем
формам личной идентичности, но особенно
четко проявляется в
Когда происходит утрата идентичности,
человек ощущает свою абсолютную
чуждость окружающему миру. Обычно
это случается в ходе возрастных
кризисов идентичности и выражается
в таких болезненных ощущениях,
как деперсонализация, маргинализация,
психологическая патология, асоциальное
поведение и т.п. Потеря идентичности
также возможна в связи с быстрыми
изменениями социокультурной