Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:54, реферат
Цель представленной работы. Показать понимание феномена культурной картины мира.
Задачи:
- определиться с понятиями;
- описать основные направления культуры повседневности;
- выделить исторические периоды историографии по данному вопросу
Введение 2
1.Разбор понятий 4
2. Многообразие и единство культур 8
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Культурологическя концепция Тойнби строится на уверенности, что не человечество или национально-государственные образования представляют «умопостигаемую единицу истории», а культурно-исторические типы, именуемые обществами или цивилизациями.
Они не тождественны, но, в принципе, соотнесены, поскольку в их задачу входит реализация конечной целевой установки. Но здесь уже Тойнби выступает как апологет идеи проведения, потому что для каждой цивилизации или общества существует собственный путь предназначения в истории, определенный Божественным Логосом. Это и называется Вызов, брошенный Божественным Логосом различным народам.
«Ответ народов на этот Вызов и составляет, по мнению Тойнби, основное содержание исторического процесса. Вызов Божественного Логоса осуществляется в многообразных формах: особенности природной среды обитания, взаимодействия с другими народами и т. д. Этот вызов реализуется в историческим процессе через многоактные конкретные проявления. «Ответы» на «вызовы» могут быть различны и в этом причина непохожести исторического пути народов»22.
Тойнби также говорил и о социальной стадиальности: генезисе, росте, надломе и разложении, которые проходит любое общество (цивилизация). Жизнеспособность цивилизации определяется уровнем освоения жизненной среды и развитием духовных основ данного общества. При этом серия последовательных "ответов" на последовательные "вызовы" должна истолковываться как проявление роста, если по мере развертывания исторического процесса наблюдается тенденция к смещению действия из области внешнего окружения в область внутреннего. Тойнби считал, что по мере роста все меньше и меньше возникает «вызовов», идущих из внешней среды, и все больше и больше появляется «вызовов», рожденных внутри действующей системы или личностей. Основной же критерий роста это прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности.
Надо учитывать, что использование категории «цивилизация» в интерпретации Тойнби имеет определенные границы. Рассматривать национальную историю какой-либо страны с этой точки зрения, по его мнению, необоснованно и непродуктивно. Цивилизация, по Тойнби, это нечто большее, чем привычное нашему восприятию европейское государство-нация. Это, в первую очередь, культурная и духовная общность, имеющая структурирующие компоненты в социальной и экономической сферах. Таким образом, рассмотрение цивилизации как системы является огромным вкладом ученого в общую разработку проблемы цивилизационного подхода.
На основании приведенного выше материала мы делаем вывод, что цивилизация в интерпретации Тойнби – это сложная социальная система, на которую влияет целый ряд обстоятельств. Это структурированная творческим меньшинством (элитой) форма социальной организации, которая реагирует на внутренние и внешние импульсы, пытаясь сохранить при этом свойство внутренней самодетерминации всей системы, «чувство равновесия» и находя баланс между властью над окружением и возможностью внутренней духовной эволюции. Такая установка кажется перспективной и придает цивилизационному подходу к истории осмысленность.
Все три автора говорили
о жизни социума. Только подходы
у них разнятся. В нашем случае
была поставлена задача, выявить
категориальные позиции, по которым
можно оценить полученную
В качестве результатов можно обозначить следующие моменты. Каждая из представленных типологий является эмпирической, поэтому культурологический подход при анализе социокультурного аспекта феноменов культуры вполне оправдан.
Что касается предметной конкретизации, то наиболее важным у Данилевского является фактор выделения им фундаментальной характеристики культуры , а именно, ее деятельностную природу.
Для Шпенглера культурный диалог невозможен, в принципе, поскольку его видение культуры ограничено рамками конкретного историко-культурного типа. Соответственно, существующего изолировано от других культур. И никакого взаимообмена не предполагается.
Мы видим, насколько взаимосвязаны, казалось бы, разноплановые историко-культурологические теории, рассматривающие различные культурные картины мира. А поскольку в основе любой научной методологии лежит принцип историзма, состоящий в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили.
11Багдасарьян Т. Культурология. http://www.studfiles.ru/
2 Багдасарьян. Указ. соч.
3 Культурная картина мира.http://www.grandars.ru/
4 Багдасарьян. Указ. соч.
5 Камкин А.К.Методология теории культурно-исторических
типов Николая Данилевского. http://www.gumilev-center.ru/
6 Камкин. Указ. соч.
7 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. http://www.vehi.net/
8 Данилевский Россия и Европа. http://monarhiya.narod.ru/DNY/
9 Данилевский. Указ соч.
10 10 Данилевский Указ. оч.
11 Там же.
12 Там же.
14 История философии. Там же.
15 Шпенглер О. Закат Европы. http://az.lib.ru/s/shpengler_
16 Гуревич П.С. Культурология. - М.:Гардарики, 1999.-с.147.
18 Тойнби А. Постижение истории .http://lib.ru/HISTORY/
19 Тойнби Указ. соч.
20 Там же
21 Тойнби А. Постижение истории .http://lib.ru/HISTORY/
Информация о работе Культурная картина мира и проблема единства и многообразия в мировой культуре