Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 17:26, реферат
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Введение.......................................................................................................................................3
1. Средневековая культура..........................................................................................................4
2. Культура средневековой Европы...........................................................................................6
3. Индийская культура в Средневековье...................................................................................9
3.1 Средневековая индийская философия...........................................................................10
4. Арабская средневековая культура.......................................................................................11
5. Культура Средневековой Японии........................................................................................13
6. Культура средневекового Китая...........................................................................................14
7. Культура русского средневековья....................................................................................... 15
7.1 Образование, просвещение, книгопечатание................................................................16
Заключение.................................................................................................................................17
Список литературы....................................................................................................................18
Кафедра философии и социальных наук
РЕФЕРАТ
по культорологии
На тему: Культурная картина мира в эпоху средневековья
Выполнил (-а):студент (-ка)
Нижний Новгород
2015 г.
Содержание:
Введение......................
1. Средневековая культура......................
2. Культура средневековой Европы........................
3. Индийская культура в Средневековье.................
3.1 Средневековая индийская философия.....................
4. Арабская средневековая культура......................
5. Культура Средневековой Японии........................
6. Культура средневекового Китая.........................
7. Культура русского средневековья.................
7.1 Образование, просвещение,
книгопечатание................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение:
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.
Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.
Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.
1. Средневековая культура:
Европейская культура в период с V по XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего средневековья V-X вв.; средневековая культура ХI-ХIII вв.; культура позднего средневековья XIV-XVII вв.). Начало средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с её возрождением в Новое время.
Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество.
С образованием централизованных государств сформировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества, — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом.
Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Следует подчеркнуть, что средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только так называемых «крестовых походов» (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.
Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии.
По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога. Вместе с тем, складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретают рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу церкви.
Особым феноменом культуры средневековья выступает рыцарская литература.
Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Развивается эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах» и др.).
Вначале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рождённый городской европейской жизнью, готический стиль. За лёгкость и ажурность его называли застывшей, или безмолвной, музыкой, «симфонией в камне».
Средневековая культура глубоко противоречива. В ней отражаются раздробленность бытия (когда каждый народ имеет свой уклад жизни) и тяга к всеединству (град Божий на земле); прикреплённость человека к земле, своей общине, поместью и христианская универсальность человека; страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию.
Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры вплоть до наступления эпохи Возрождения, ознаменовавшейся кардинальными изменениями в мироощущении людей, обращением человека к самому себе.
2. Культура средневековой Европы:
Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна. Одно несомненно — культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становилось государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, в Божественную Троицу.
Понятие Божественной Троицы трактовалось так. Бог — един в трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, искупитель грехов, и Бог-Дух Святой — абсолютно соравны и совечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи Церкви получить спасение. Воздействие Церкви на феодальное общество было огромным, хотя и не одинаковым в различных странах.
Между Западной и Восточной Церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая все более принципиальный характер. В середине IX в. это был спор о филиокве, т.е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной Церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной Церкви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда Церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе Церкви продолжали претендовать на роль Вселенской Церкви — «католической» (в западной транскрипции) или «кафолической» (в транскрипции восточной). С этого времени Западная Церковь называет себя римско-католической, а Восточная — греко-кафолической, т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной).
Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII—начале VIII вв. в одном из монастырей на
северо-востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая Церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права.
В XII—XIII вв. значительно расширилось влияние Католической Церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий Ш (1160 или 1161—1216 гг.). Только императорам разрешалось целовать его руку, все прочие должны был довольствоваться целованием креста на папской туфле. Римская Католическая Церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность. Примером может служить продажа индульгенций — грамот об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. Цена индульгенции зависела от тяжести преступления.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами были стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формальнологическим проблемам. Влияние Церкви на средневековые университеты было огромным.
В IX—Х вв. отмечен подъем в области естественно-научных знаний. Созданы энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах — русаках. Составлены руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получили науки оккультные: алхимия, астрология, магия.
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие этнические песни, пользовались у англосаксов большим уважением.
Значительным явлением в литературе Франции XII—XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика Католической Церкви и духовенства за алчность, лицемерие, , невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи Святой Церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.
Важнейший памятник английской литературы XIII в. — знаменитые баллады о Робине Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.
Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией — песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII в. в Италии возникает так называемый новый сладостный стиль, прославляющий любовь к женщине.
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества — городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась во Франции в XI—XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе.
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр —моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека.
Информация о работе Культурная картина мира в эпоху средневековья