Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 17:26, реферат
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Введение.......................................................................................................................................3
1. Средневековая культура..........................................................................................................4
2. Культура средневековой Европы...........................................................................................6
3. Индийская культура в Средневековье...................................................................................9
3.1 Средневековая индийская философия...........................................................................10
4. Арабская средневековая культура.......................................................................................11
5. Культура Средневековой Японии........................................................................................13
6. Культура средневекового Китая...........................................................................................14
7. Культура русского средневековья....................................................................................... 15
7.1 Образование, просвещение, книгопечатание................................................................16
Заключение.................................................................................................................................17
Список литературы....................................................................................................................18
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от Церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся.
3. Индийская культура в Средневековье:
Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.
Харша, правитель княжества Канаудж, попытался приостановить этот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре.
В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами –бенгали, маратхи, хинди и панджаби.
Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и самодовлеющей. Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах.
Одним из величайших гениев средневековой Индии был Амир Хусров Дехлеви – поэт, музыкант, лингвист. Он изобрел несколько музыкальных инструментов, ставших классическими в индийской музыкальной культуре, а его эксперименты в области поэзии привели к возникновению урду, одного из основных языков Индии.
3.1 Средневековая индийская философия:
Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбе мировой цивилизации и культуры.
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. – индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии: одический – первая половина I тыс. до н. э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический – вторая половина I тыс. до н. э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т. п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический – с первого тыс. н. э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).
4. Арабская средневековая
Под средневековой арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. К началу VIII в.н.э. арабы подчинили себе Иран, Ирак, Сирию, Палестину, Египет, часть территории Северной Африки, Закавказья, Испании. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура осталась единой. Ведущим связующим звеном являлся ислам.
Основателем ислама является реальный человек – пророк Мухаммед (Магомед, Мухаммад), биографию которого знает каждый мусульманин.
Мухаммед рано осиротел, и его воспитывали сначала дедушка, затем дядя, который был богатым торговцем. В 25 лет Мухаммед стал работать у 40-летней вдовы, имеющей несколько детей. Женщина занималась торговлей – организовывала караваны с товарами для продажи их в соседних странах. Вскоре они поженились. Это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей.
В 622г. Мухаммед покинул Мекку и вместе со своими сторонниками переселился в Медину – город пророка. С этого момента начинается мусульманское летоисчисление. Жители Медины сразу признали Мухаммеда своим религиозным и политическим вождем, поддерживали его в стремлении победить Мекку. В 630г., после полной победы Медины, Мухаммед возвращается в Мекку, которая становится центром ислама.
Основы религии знает каждый мусульманин, и образованный, и неграмотный. Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится в 112 суре (главе) Корана: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: “Он – Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда”.
Паломничество совершается в месяце зу – ль – хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца
Ибрахима, первого проповедника единобожия. Это Священная Кааба в Мекке и Запретная мечеть вокруг неe.
По старым арабским обычаям девочки не считались при указании количества детей в семье, однако стало принято желать счастья и при рождении дочери.
Мужчина считался абсолютным лидером. Божье благословение лежало на сыновьях, поэтому только после рождения сына человек считался полноценным. На мужчине лежала забота о старших и младших, он должен был быть стойким, целеустремленным, великодушным, быть готовым к любым невзгодам и испытаниям, уметь любить и веселиться.
Мужчина заботился прежде всего о своих волосах и оружии, из украшений носил только перстень. То уважение, которое народы Востока имеют к мужской бороде, – заслуга Магомета. Всякое поругание ее считалось самым ужасным оскорблением. Зато голову арабы стали брить, оставляя только пук волос на макушке.
А самым благородным спортом считался, как и в наше время, поло – игра в мяч верхом на лошади, позволяющая продемонстрировать виртуозное мастерство управления конем. Никогда не ослабевало увлечение охотой: знатные люди охотились на львов, которых было достаточно и в Ираке, и в Египте.
Также, несмотря на запреты ислама, вино пили всегда и во всех краях. Про халифа ал-Васика вскользь упомянуто, что когда умерла его любимая невольница, от так по ней горевал, что даже не пил вина. Но даже самые безнравственные люди не могли допустить, что вино можно пить во время обеда: питье вина не считалось частью трапезы.
Места, где продавались спиртные напитки (так называемые «кабачки»), держали в основном христиане. Пили даже в высших религиозных кругах. Периодически на весь исламский мир находила волна благочестия: халифы вдруг запрещали торговать вином, а ханбалиты ходили по городу и громили кабачки и дома тех людей, у которых находили спиртные напитки Но такая правоверная реакция была недолгой.
Пирушка обычно открывалась закусками – подавали оливки и фисташки, сахарный тростник, вымоченный в розовой воде, яблоки. Искусство приготовления пищи пользовалось огромным успехом. Уже в то время были написаны первые книги по кулинарии и диетике, которые были широко распространены. Основой рациона был пшеничный хлеб, молоко и мясо – баранина.
5. Культура Средневековой Японии:
В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство. Синтоизм- это древняя японская религия, возникшая и развивавшаяся в Японии независимо от Китая. Известно, что истоки синтоизма уходят в глубокую древность и включают в себя тотемизм, анимизм, магию и др., присущие первобытным народам. Буддизм возник в Японии еще до нашей эры, но получил распространение только в 5-6 веках. не подлежит сомнению, что Хейанский период (8-12 века) является золотым веком японской государственности и культуры, в становлении которых существенную роль сыграл буддизм.
Конфуцианство. Его расцвет начинается в 13 веке. Именно в это время конфуцианство приобретает независимость от буддизма. Типично японской является поэзия хайкай, ведущая свое происхождение от утонченной салонной игры. Традиционное японское искусство невозможно представить без каллиграфии. Согласно традиции, иероглифическая письменность возникла из божества небесных образов. От иероглифов впоследствии произошла живопись.
В 15 веке в Японии стихотворение и картина прочно соединились в одном произведении. Японский живописный свиток содержит два вида знаков — письменные (стихотворения, колофены, печати) и живописные, и Кабуки — наиболее известные формы театра. Театр Но пользовался огромным успехом у военных. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась при помощи канонизированной пластика актеров и производил не раз сильное впечатление. Кабуки — более поздняя форма театра, возникновение которой относится к 7 веку. На рубеже 16-17 веков произошел резкий переход от религиозности к светскости. Главное место в архитектуре заняли замки, дворцы и павильоны для чайной церемонии.
13
6. Культура средневекового Китая:
Китай был известен в Западной Европе во многом благодаря двум чудесным изделиям - шелку и фарфору. Китайцы значительно раньше европейцев научились печатать книги. В VIII в. в столице Китая даже выходила ежедневная газета - "Столичный вестник".
В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для :фейерверков, а затем стали использовать и в военном деле. В XIII в. были изобретены ружья, представлявшие собой бамбуковые трубки, а в XIV в. - металлические пушки, которые заряжались каменными и железными ядрами. Именно у китайцев заимствовали компас арабы, от которых он, в свою очередь, попал к европейцам.
Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев и в ряде отраслей науки - астрономии, медицине (одно из ее главных достижений - система иглоукалывания), истории, географии.
VII-IX вв. называют "золотым веком" китайской поэзии. Острый протест против общественной несправедливости выражен в стихах поэтов Ли Бо и Ду Фу. В XIV в. расцвело искусство исторического романа. Особой известностью и любовью вплоть до наших дней пользуются романы "Троецарствие" и "Речные заводи".
По заказам императоров, знати и монастырей архитекторы строили пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа. "Пагода красоты дракона" (Шанхай, XV в.) представляет собой восьмигранную башню из семи постепенно сужающихся кверху ярусов. После освобождения от власти монголов в Пекине был построен замечательный Храм Неба. Китайские архитекторы стремились к тому, чтобы их постройки гармонировали с природным ландшафтом.
Главным видом искусства в средневековом Китае была живопись. Художники писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Больше всего они любили рисовать пейзажи, изображать зверей и птиц. Культура Китая оказала сильное влияние на культуру соседних Кореи, Индокитая и Японии.
14
7. Культура русского средневековья (XIV-XVI вв.):
В эпоху русского средневековья принято датировать XIII-XVI вв. Это длительный этап консолидации и развития великорусской народности и ее культурной среды и пространства, тенденций и форм. Культурологи и искусствоведы условно разделяют этот этап на два периода:
I период - с 1240 г. до середины XIV в. Это время наиболее трагического состояния русской культуры. Разрушение, утрата, упадок - основные черты всех без исключения направлений и сфер древнерусской культуры. Такое положение - результат монголо-татарской агрессии с одновременной экспансией со стороны западных соседей - немецких, шведских, венгерских, датских и польских феодалов.
II период - со второй половины XIV в. до XVI в. включительно. Он характеризуется неуклонным подъемом экономического потенциала русских земель с одновременным ростом национального самосознания. Идет процесс формирования великорусской народности, который сопровождается подъемом, а затем и возрождением русской культуры. После двух с половиной веков почти полной изоляции молодое единое российское государство начинает входить в европейское пространство, знакомиться с ренессансной культурой Запада, что позволило преодолеть культурное отставание и создать собственную, полную своеобразия и неповторимости, культуру. Характерно, что в центре общественно-политического и культурного подъема прочно утвердилась Москва.
Информация о работе Культурная картина мира в эпоху средневековья