Культурное развитие Алтая в XIX – начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:25, реферат

Описание работы

Российская империя не могла не включать крайнее разнообразие региональных культурных традиций; необъятность территории превращала ее отдельные части, в том числе и огромную Сибирь, в замкнутые культурные организмы. В оценке самобытности сибирской культуры отчетливо прослеживаются противоречивые тенденции, корни которых уходят в XIX век. В 50–60-е гг., когда продвижение русских за Урал набирало силы, на страницах периодических изданий широко обсуждались самые разные аспекты колонизации, при этом и правительственные структуры, и либералы, и демократы оказались единодушны в утверждении: «Сибирь – та же Русь»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Начало культуры (первая половина XIX века) 4
2. Культура. Становление капитализма. (Вторая половина XIX века). 8
2.1 Развитие грамотности на Алтае. 9
2.2 Исследование Алтая. 11
2.3. Развитие архитектура Алтая. 12
3. Культура. Период строительства социализма. (Начало XX века). 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический  институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова

(БТИ Алт ГТУ)

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Культурное  развитие Алтая в XIX – начале XX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Шмойлов Д. П.

студент группы ИИТТ-84

 

Проверил:

Косачев В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Бийск – 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История развития культуры на различных этапах становления  государственности знает взлеты и падения, перемалывает предрассудки для оттачивания своих лучших качеств. Процесс очищения идей не только в масштабе мира или страны, но и в различных местностях нашего необъятного государства. Культура Алтая в этой связи является крупицей огромной культурной массы страны, но эта крупица служит вкладом, без которого не могут существовать люди, живущие и жившие в Сибири, на Алтае.

Российская империя  не могла не включать крайнее разнообразие региональных культурных традиций; необъятность территории превращала ее отдельные  части, в том числе и огромную Сибирь, в замкнутые культурные организмы. В оценке самобытности сибирской культуры отчетливо прослеживаются противоречивые тенденции, корни которых уходят в XIX век. В 50–60-е гг., когда продвижение русских за Урал набирало силы, на страницах периодических изданий широко обсуждались самые разные аспекты колонизации, при этом и правительственные структуры, и либералы, и демократы оказались единодушны в утверждении: «Сибирь – та же Русь»

 

  1. Начало культуры (первая половина XIX века)

 

Как и в предшествующие годы, процесс становления культуры шел медленными темпами. Частая смена царствующих особ в стране только сдерживала культурное развитие. В рассматриваемый период России правили до 1796 года Екатерина II, потом Павел I, Александр I, Николай I и Александр II.

В последние годы царствования Екатерины II были характерны усилением крепостнических порядков. Тем не менее, в 1786 году в области просвещения был обнародован Устав о народных училищах, новое губернское деление России давало возможности культурного развития по регионам страны. Екатерина II сама активно занималась литературной деятельностью.

Павел I за короткий период правления освободил некоторых политических заключенных, что на время ослабило культурную реакцию. В Петербурге были основаны Екатерининский и Мариинский институты, открыто ведомство учреждений императрицы Марии. В это же время была введена строжайшая цензура, закрыты частные типографии, запрещен ввоз иностранных книг, введены чрезвычайные меры для преследования передовой общественной мысли.

Александр I начал с умеренно либеральных реформ, которые готовил негласный комитет. Была уничтожена введенная Павлом I Тайная экспедиция, низшему сословию – купцам, мещанам и казенным поселянам император дал право покупать ненаселенные земли, издал Указ о свободных хлебопашцах, который позволял по сделкам с помещиками крестьянам освобождаться от крепостной зависимости с землей.

В 1802 году была утверждена Комиссия училищ с положением об устройстве учебных заведений. Основывались училища, приходские и губернские гимназии, институты, лицеи. Однако после победоносной войны с Наполеоном обстановка изменилась. Было восстановлено право помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь, созданы ненавистные народу военные поселения. Передовая наука и культура подвергались гонению. Пышно расцвели различные религиозные организации.

Время царствования Николая I стало наивысшим расцветом абсолютной монархии в ее военно-бюрократической форме. Казарменные порядки господствовали во всех учреждениях, гимназиях, университетах.

Александр II начал с давно признанного зла – крепостного права. Помимо его отмены были проведены первые государственные реформы в угоду буржуазии. Университеты по уставу 1863 года получили самоуправление. Женское образование было преобразовано на широких началах: возникли высшие курсы для женщин по университетским программам. Печать стала гораздо свободнее прежнего, и начали развиваться провинциальные газеты.

В борьбе с рутиной  и консерватизмом передовая культура все больше овладевала сознанием  широких слоев русского народа, оказывала возрастающее влияние на все другие народы России. Это делает возможным оценивать культуру Сибири уже в более высоком диапазоне. Дальнейшее развитие получило народное просвещение и здравоохранение. В просвещении на смену духовных, военных и профессионально-технических учебных заведений пришли общеобразовательные школы. Специальные школы стали базироваться на общеобразовательных дисциплинах. В Барнауле работало Горное училище, готовящее кадры горных мастеров. В нем изучались основы металлургии, минералогии и другие специальные дисциплины. Школы для детей рабочих появились при некоторых винокуренных заводах, где учителями были ссыльные поселенцы. На базе солдатских и казацких школ появились военно-сиротские отделения, в которых к 1820 году насчитывалось более 7 тыс. человек. Здесь детей учили грамоте, арифметике, геометрии, игре на флейте, барабанному бою и военному делу. Некоторые казацкие школы в станицах превратились в сельские.

По новой школьной реформе 1803-1804 гг. Россия была разделена на 6 учебных округов, возглавляемых университетами. Сибирь вошла в состав Казанского учебного округа. После Тобольска и Иркутска в 1838 году третья гимназия была открыта в Томске. Если гимназии и уездные училища обеспечивались зданиями и оборудование за счет государства, то приходские школы, наиболее доступные широким кругам народа, передавались полностью на содержание местному обществу. В первой четверти XIX века школьное образование не носило четкого сословного характера. Зато в 1860 году в Западной Сибири дети дворян, чиновников, духовенства и купцов составляли 85% всех учащихся гимназий, 32% - учащихся уездных училищ и только 13% учащихся приходских школ. Остальная доля в этих учебных заведениях – дети крестьян, казаков, мещан и других городских обывателей. Сословный характер школы выступает отчетливо.

Среди сибирских учителей были замечательные педагоги, энтузиасты своего дела: И.П. Менделеев (отец великого химика), поэт П.П. Ершов, натуралист С.С. Щукин, географ Р.К. Маак и другие. В Западной Сибири в 1817 г. было 4 городских приходских училища, в 1830 г. их число возросло до 7, к 1840 г. до 9, а к 1855 г. до 15. Основная масса Сибири была неграмотной и это отражалось на культурном развитии. Свою письменность имели только буряты и татары. У большинства народов широко использовалась пиктография. И в просвещении местного населения велика роль христианских миссионеров. Среди миссионеров много было людей просвещенных, искренне стремящихся принести пользу народу.

Таким был работавший на Алтае миссионер Макарий Глухарев. Для Алтайских тюрков он создал особую национальную письменность, основанную на русском алфавите. Глухарев придерживался либерально-буржуазных взглядов и был связан с отдельными декабристами. Он не был одинок в своем культурном призвании, а среди народов Сибири распространялась знание русского языка и многие овладевали уже русской грамотой.

Здравоохранение в Сибири так же делало свои новые шаги. Если в первой половине 18 века в Сибири возникли госпитали в воинских частях и при некоторых заводах, то в 1783 и 1784 г.г. открываются первые гражданские больницы в Тобольске и Иркутске, в 1807 г., созданная на средства купца Чупалова, открывается больница в Томске. В 1822г. в Томской губернии было 6 больниц, создавались госпитали при некоторых заводах. В Алтайском горном округе вся медицинская служба объединялась под руководством главного лекаря.

В 1851 г. в городах Западной Сибири уже насчитывалось 18 больниц. Однако медицинских работников было очень мало. Холера, оспа, сибирская  язва, корь нередко приводили к эпидемии. В наихудших санитарно-гигиенических условиях быта находилось коренное не русское населения Сибири.

Большое значение на культурное развития Сибири имело изучение ее природных богатств, географии, этнических особенности, истории. Рассматриваемое время в этом направлении дало новые страницы сибиреведения. Изучение шло по двум направлениям: морским и сухопутным путем. При этом уже не только представители центральной России, но сами сибиряки стремились познать свой край, его природу, богатства, населения.

В начале 19 века алтайский  горный мастер П.М. Залесов разработал проект первой русской турбины, на Барнаульском заводе С.В. Литвинов сконструировал воздуховодную  машину. Технические мыслители не всегда находили поддержку, но они обогащали становления производства. И это были не только технические достижения, но они обогащали культурную жизнь.

На развитие литературы, театра и искусства Сибири уже  влияло то, что в рассматриваемый  период о ней знали передовые  люди России, находили в ее широких просторах много прекрасного и замечательного. Однако следует заметить, что уже тогда в оценки Сибири бытовали два противоположных друг другу направления. Одни видели в освоении Сибири прирост России, а другие сомневались и усматривали бесполезную трату сил и средств. Потому, наверное, русский человек с опаской относился к Сибири, особенно тогда, когда Сибирь все сильнее превращалась в места ссылки для неугодных людей.

Мы говорили о роли духовенства в становлении культуры. Для Бийска это имело особое значение. Кирпич в городе стали делать в 1785 г., а вместе с ним стали появляться каменные строения. Наиболее ранним был новый каменный Успенский собор. Рядом с городом вверх по течению Бии в 1813 г. появилась монашеская женская община, которая позднее превратилась в Николаевский женский монастырь.

С 1828 г. позиции духовенства  расширяются. Указом царя Николая I была утверждена в городе Алтайская православная миссия, архимандритом которой стал высоко эрудированный и культурный для своего времени отец Макарий. В тот год ему исполнилось 36, и он был полон сил для приобщения к православию народов Алтая.

2. Культура. Становление капитализма. (Вторая половина XIX века).

 

Рассматриваемый период исторического развития связан с  изменениями в экономике и  в культуре, на которые повлияли отмена крепостного права и последующие буржуазные реформы в России. Это было время царствования Александра II, Александра III и Николая II. Проведенные Александром II реформы оказали глубокое нравственное влияние на общество. Университеты по уставу 1863 г. получили самоуправление. Женское образование было преобразовано на широких началах: возникли высшие курсы для женщин по университетским программам. Земство и городские думы взяли в свои руки начальное народное образование и поставили народные школы на твердую почву. Печать, по временному закону 1865 г. стала гораздо свободнее прежнего, и начали развиваться провинциальные газеты.

2.1 Развитие грамотности на Алтае.

 

Буржуазная эпоха предъявляла  более высокие, чем ранее, требования к грамотности населения. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности определяло потребность в грамотных служащих и рабочих. В 60-е гг. 19 века. Остро встал вопрос о расширении сети школ, прежде всего начальных. Прогрессивная общественность требовала всеобщего начального образования. Правительство было вынуждено приступить к реформам в области просвещения, которые затронули начальную, среднюю и высшую школы. Расширению сети начальных школ содействовало "Положение о начальных народных училищах" 1864 г. В том же году был утвержден новый устав гимназий - средних учебных заведений. Они могли быть классическими, с преобладанием гуманитарных дисциплин, и реальными, в которых большее внимание уделялось математике и естествознанию. Формально школа в России становилась бессословной, т. е. обучаться могли представители всех сословий. Но нехватка учебных заведений, нищета народных масс и реакционная политика царского правительства сохранили феодальную традицию в системе образования (в первую очередь сословность) и обрекали детей крестьян и рабочих на безграмотность.

В дореформенную пору на Алтае не было ни одной средней или неполной средней общеобразовательной школы. Во всем округе насчитывалось всего 16 начальных школ. После 1861 г. Алтай оставался одной из отсталых в культурном отношении окраин страны. Вопросы просвещения решались крайне медленно. Например, в течение 10 лет велись разговоры об открытии в Барнауле женской прогимназии. И только когда жена горного инженера Е. Преображенская подарила дом для прогимназии, ее удалось открыть в 1877 г. Первая на Алтае женская прогимназия имела в то время в своем составе подготовительное отделение (26 учениц) и первый класс (24 ученицы). Обучение в ней было платным, предназначалась она для обучения детей привилегированных сословий. Так, в 1879/80 учебном году из 82 учениц насчитывалось лиц из дворянских семей 66, духовенства - 6, купеческих и мещанских - 8, прочих - 2. Из крестьян не было ни одной ученицы. Весь пореформенный период продолжалась переписка между различными инстанциями (Кабинетом, томской администрацией, барнаульской городской думой и др.) об открытии в Барнауле мужской гимназии. Положительное решение вопроса срывалось из-за отсутствия здания и средств, жители города в 19 веке так и не получили гимназии.

Большую роль в распространении  грамотности играла передовая интеллигенция, в среде которой было много  политссыльных. Так в числе ссыльных оказался либеральный народник В. К. Штильке. По его инициативе в Барнауле в 1884 г. было организовано "Общество попечения о начальном образовании". Члены общества провели широкую кампанию по сбору средств на строительство школ. Благодаря деятельности общества, в Барнауле в 1885 г. была открыта Нагорная, а в 1891 г. - Зайчанская школы, обе - в районах, где проживали малоимущие слои населения. В школах бесплатным было не только обучение, но и учебники, а некоторые дети из беднейших семей получали бесплатные завтраки, обувь и одежду. При этих школах были созданы бесплатные библиотеки. К 1896 г. число учащихся в них достигло 400. В 1897 г. при школах Общества попечения были организованы и воскресные школы для взрослых, в которых ежегодно курс обучения проходили до 200 человек.

Информация о работе Культурное развитие Алтая в XIX – начале XX века