Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:25, реферат
Российская империя не могла не включать крайнее разнообразие региональных культурных традиций; необъятность территории превращала ее отдельные части, в том числе и огромную Сибирь, в замкнутые культурные организмы. В оценке самобытности сибирской культуры отчетливо прослеживаются противоречивые тенденции, корни которых уходят в XIX век. В 50–60-е гг., когда продвижение русских за Урал набирало силы, на страницах периодических изданий широко обсуждались самые разные аспекты колонизации, при этом и правительственные структуры, и либералы, и демократы оказались единодушны в утверждении: «Сибирь – та же Русь»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Начало культуры (первая половина XIX века) 4
2. Культура. Становление капитализма. (Вторая половина XIX века). 8
2.1 Развитие грамотности на Алтае. 9
2.2 Исследование Алтая. 11
2.3. Развитие архитектура Алтая. 12
3. Культура. Период строительства социализма. (Начало XX века). 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
В эпоху капитализма усилилось изучение природы, населения, истории Алтая. Развитие капитализма коснулось и этой далекой окраины России. Возникают потребности в новых путях сообщения, в новых месторождениях золота и других полезных ископаемых. Потребовалось освоение земель для переселенцев. Усилилась потребность в широком и всестороннем изучении Алтая.
Большую роль в научном изучении Алтая, как и всей Западной Сибири, сыграл Западно-Сибирский отдел Русского географического общества, учрежденный в Омске в 1877 г. Общество вело изучение природы, населения, экономики Алтая, им было организовано более 40 экспедиций на Алтай. Отчеты об экспедициях печатались в "Записках" Географического общества и других периодических изданиях.
В 80-90-е гг. 19 века усилилось изучение Алтая исследователями, проживающими в Барнауле. В основном они принадлежали к политическим ссыльным, многие находились на службе в управлении Алтайского округа. Местные научные силы объединились вокруг созданного в 1891 г. "Общества любителей исследования Алтая". В 1892 г. была напечатана и разослана "Программа для собирания сведений о природе и населении Алтая" Программа охватывала многие проблемы изучения природы и населения. В марте 1895 г. Общество провело однодневную перепись населения Барнаула. Далее Общество занималось обследованием школ Алтайского округа, обследованием быта переселенцев и "инородцев". На собраниях Общества его члены читали доклады по проблемам Алтая. Общество организовывало и чтение популярных лекций для населения.
Во время постройки и после сооружения Сибирской железной дороги усилились поиски полезных ископаемых на Алтае (угля, золота, руды). Изыскания велись силами ученых Томского университета, Томского технологического института, отделений Географического общества.
По-настоящему результаты научных исследований, осуществленных в эпоху капитализма, стали использоваться на благо общества только после Великой Октябрьской социалистической революции.
Архитектура Алтая капиталистического периода, обладая некоторой самобытностью, в целом отражает явления и признаки, характерные для всей русской архитектуры второй половины 19-начала 20 веков.
В 1830-1840 гг. в русской архитектуре складывается направление, подражающее формам византийского и древнерусского зодчества.
В строительстве торговых контор, банков, промышленных и транспортных предприятий, доходных домов, железнодорожных вокзалов, мостов, рынков, магазинов широко применяются новые строительные материалы: металлические конструкции, стекло, железобетон. В середине 19 века складывается концепция рациональной архитектуры. Если во второй половине 19 века новые материалы и приемы часто применялись для получения старых архитектурных форм в постройках, то на рубеже веков из конструктивно-технического новаторства, скрытого за "декорацией" 19 столетия, выросла архитектура модерна, принципами которой стали отрицание подражательности, "современность и новизна". В это же время существуют неоклассицизм и русский стиль, имеющий ретроспективный характер.
Хотя планы и фасады зданий рассматривались и утверждались в строительном отделении Томского губернского управления, застройка почти не регулировалась специалистами.
Барнаул оставался в основном деревянным городом, но с ростом торговли, промышленности и населения увеличилось количество каменных строений: в 1883 г. из общего числа 2160 зданий каменных было 51, в 1904 г. из 3723-каменных насчитывалось 288. Торговые здания из кирпича - распространенный тип построек капиталистического Барнаула.
Значительным торговым центром Алтая был Бийск. В конце 19 - начале 20 веков на центральных улицах города возводятся каменные торговые здания. Это универсальные и специализированные магазины, пассажи.
В эпоху капитализма на Алтае продолжалось строительство культовых сооружений. Новые церкви строились не только в городах, но и в крупных селах. В середине и второй половине 19 века церкви в России строились в русско-византийском стиле, образцом служили храмы архитектора К. А. Тона; параллельно этому направлению сложилось и с конца 19 столетия стало преобладать культовое строительство в неорусском стиле. В целом же в период капитализма архитекторам уже не удавалось создать в этой области что-либо значительное, какими бы методами они ни пользовались и каких бы художественных эффектов ни добивались.
Несмотря на широко развернувшееся в конце 19 - начале 20 веков каменное строительство, на Алтае, как и в других районах Сибири, продолжала господствовать деревянная застройка. Купеческие особняки, доходные дома, гостиницы, кинотеатры, другие общественные здания, как правило, проектировались профессиональными архитекторами, хорошо знакомыми с исканиями архитектуры того времени.
Как бы в последние годы не осуждалась политика Советской власти, анализ показывает, что для культурного становления человека в России это был самый плодотворный период. С иронией произносят «культурная революция», а ведь для большинства народа страны действительно было революционным развитие культуры.
Причин такого феномена действительно много. Тяга к образованию и его доступность. Свобода для большинства в проявлении любых творческих способностей. Однако самым главным следует признать действительность провозглашенного принципа «Кто был никем, тот станет всем». Именно эти причины разбудили творческие силы и активность масс для достижения самых не вероятных рубежей культуры.
Как в политических событиях, так и в культурных достижениях застрельщиком и инициатором все-таки была интеллигенция. Длительное время бытовало мнение, что создателем революции был пролетариат. Но чтобы пролетариат в союзе с крестьянством начал действовать, нужны были грамотные интеллектуальные люди, которые доводили передовые взгляды и знания народу. Таким проводником и была интеллигенция.
Октябрьская революция 1917 г. окончательно обозначила раскол внутри интеллигенции. Установившаяся Советская власть привлекла на службу таких представителей научной и технической интеллигенции, как А.П. Карпинский, А.Н. Бах, и многих других. Поддержали Советскую власть писатели А.А. Блок, А.М Горький и другие.
Культурное строительство в 1917-1922 гг. представляла собой систему различных организационных форм и мероприятий.
Культура Сибири в эти годы существенно дополняла общероссийскую, хотя в 1922-1923 годах она переживала колоссальные материальные трудности. Доля ассигнований на народное образование в государственном бюджете резко понизилось: с 10 % в 1920 г. до 2-3 % в 1922 г. Культурный фронт попал в полосу финансовых трудностей. Как бы ни говорили тогда, что культурной разрухи не было, надо признать, что число школ к началу 1923 года уменьшилось по сравнению с летом 1921 г. более чем в 2 раза, изб-читален – более чем в 6 раз, культурно – просветительских кружков – почти в 14 раз, а пунктов по ликвидации неграмотности – даже в 69 раз. Тенденцию культурной разрухи удалось преодолеть ценой неимоверных усилий и широкой инициативы трудящихся масс.
Уже к 1925 году в Сибири ежегодный охват обучающихся приближался к 120 тысячам человек. Центрами культурной работы помимо школ становились клубы, библиотеки, избы-читальни.
Россия, присоединив Сибирь,
принесла сюда более высокую цивилизацию.
Освоение новых земель, новых территорий
происходило с целью
Суть культуры того времени заключалось в том, что бы выжить и обустроиться на новых местах. В этом смысле культура видится в хозяйственном освоении новых мест. Были созданы условия для официального влияния на аборигенов. Это влияние распространялось на оказание помощи мукой, крупой, соломой для скота, что не мешало осуществлять и культурное влияние: приобщать к грамоте, христианской вере, элементарному житейскому быту. Появление русских с их, пока еще деревянным зодчеством, было новым по сравнению с юртами и улусами местных кочевников. Начинается складываться еще одна культурная часть населения – духовенство. Школьное просвещение являлось двойным проявлением культуры: светским воспитанием и церковным.
Здравоохранение в Сибири также делала свои первые шаги. И хотя количество коек в больницах росло незначительно, не хватало врачей, медикаментов, средств на содержание, все же улучшалось состояние медицинского обслуживания населения.
С культурным пробуждением Сибири связано дальнейшее становление не только местной литературы, но так же и театра.
Культура Сибири отражала процессы, протекающие в стране. Однако в образовании, литературе, архитектуре, искусстве проявлялись свои особенности, складывались местные стили.
Информация о работе Культурное развитие Алтая в XIX – начале XX века