Культурное развитие Алтая в XIX – начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:25, реферат

Описание работы

Российская империя не могла не включать крайнее разнообразие региональных культурных традиций; необъятность территории превращала ее отдельные части, в том числе и огромную Сибирь, в замкнутые культурные организмы. В оценке самобытности сибирской культуры отчетливо прослеживаются противоречивые тенденции, корни которых уходят в XIX век. В 50–60-е гг., когда продвижение русских за Урал набирало силы, на страницах периодических изданий широко обсуждались самые разные аспекты колонизации, при этом и правительственные структуры, и либералы, и демократы оказались единодушны в утверждении: «Сибирь – та же Русь»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Начало культуры (первая половина XIX века) 4
2. Культура. Становление капитализма. (Вторая половина XIX века). 8
2.1 Развитие грамотности на Алтае. 9
2.2 Исследование Алтая. 11
2.3. Развитие архитектура Алтая. 12
3. Культура. Период строительства социализма. (Начало XX века). 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Исследование Алтая.

 

В эпоху капитализма усилилось изучение природы, населения, истории Алтая. Развитие капитализма коснулось и этой далекой окраины России. Возникают потребности в новых путях сообщения, в новых месторождениях золота и других полезных ископаемых. Потребовалось освоение земель для переселенцев. Усилилась потребность в широком и всестороннем изучении Алтая.

Большую роль в научном  изучении Алтая, как и всей Западной Сибири, сыграл Западно-Сибирский отдел  Русского географического общества, учрежденный в Омске в 1877 г. Общество вело изучение природы, населения, экономики Алтая, им было организовано более 40 экспедиций на Алтай. Отчеты об экспедициях печатались в "Записках" Географического общества и других периодических изданиях.

В 80-90-е гг. 19 века усилилось изучение Алтая исследователями, проживающими в Барнауле. В основном они принадлежали к политическим ссыльным, многие находились на службе в управлении Алтайского округа. Местные научные силы объединились вокруг созданного в 1891 г. "Общества любителей исследования Алтая". В 1892 г. была напечатана и разослана "Программа для собирания сведений о природе и населении Алтая" Программа охватывала многие проблемы изучения природы и населения. В марте 1895 г. Общество провело однодневную перепись населения Барнаула. Далее Общество занималось обследованием школ Алтайского округа, обследованием быта переселенцев и "инородцев". На собраниях Общества его члены читали доклады по проблемам Алтая. Общество организовывало и чтение популярных лекций для населения.

Во время постройки  и после сооружения Сибирской железной дороги усилились поиски полезных ископаемых на Алтае (угля, золота, руды). Изыскания велись силами ученых Томского университета, Томского технологического института, отделений Географического общества.

По-настоящему результаты научных исследований, осуществленных в эпоху капитализма, стали использоваться на благо общества только после Великой Октябрьской социалистической революции.

2.3. Развитие архитектура Алтая.

 

Архитектура Алтая капиталистического периода, обладая некоторой самобытностью, в целом отражает явления и признаки, характерные для всей русской архитектуры второй половины 19-начала 20 веков.

В 1830-1840 гг. в русской  архитектуре складывается направление, подражающее формам византийского  и древнерусского зодчества.

В строительстве торговых контор, банков, промышленных и транспортных предприятий, доходных домов, железнодорожных  вокзалов, мостов, рынков, магазинов широко применяются новые строительные материалы: металлические конструкции, стекло, железобетон. В середине 19 века складывается концепция рациональной архитектуры. Если во второй половине 19 века новые материалы и приемы часто применялись для получения старых архитектурных форм в постройках, то на рубеже веков из конструктивно-технического новаторства, скрытого за "декорацией" 19 столетия, выросла архитектура модерна, принципами которой стали отрицание подражательности, "современность и новизна". В это же время существуют неоклассицизм и русский стиль, имеющий ретроспективный характер.

Хотя планы и фасады зданий рассматривались и утверждались в строительном отделении Томского губернского управления, застройка почти не регулировалась специалистами.

Барнаул оставался в  основном деревянным городом, но с ростом торговли, промышленности и населения  увеличилось количество каменных строений: в 1883 г. из общего числа 2160 зданий каменных было 51, в 1904 г. из 3723-каменных насчитывалось 288. Торговые здания из кирпича - распространенный тип построек капиталистического Барнаула.

Значительным торговым центром Алтая был Бийск. В конце 19 - начале 20 веков на центральных улицах города возводятся каменные торговые здания. Это универсальные и специализированные магазины, пассажи.

В эпоху капитализма  на Алтае продолжалось строительство  культовых сооружений. Новые церкви строились не только в городах, но и в крупных селах. В середине и второй половине 19 века церкви в России строились в русско-византийском стиле, образцом служили храмы архитектора К. А. Тона; параллельно этому направлению сложилось и с конца 19 столетия стало преобладать культовое строительство в неорусском стиле. В целом же в период капитализма архитекторам уже не удавалось создать в этой области что-либо значительное, какими бы методами они ни пользовались и каких бы художественных эффектов ни добивались.

Несмотря на широко развернувшееся в конце 19 - начале 20 веков каменное строительство, на Алтае, как и в других районах Сибири, продолжала господствовать деревянная застройка. Купеческие особняки, доходные дома, гостиницы, кинотеатры, другие общественные здания, как правило, проектировались профессиональными архитекторами, хорошо знакомыми с исканиями архитектуры того времени.

3. Культура. Период строительства социализма. (Начало XX века).

 

Как бы в последние  годы не осуждалась политика Советской  власти, анализ показывает, что для культурного становления человека в России это был самый плодотворный период. С иронией произносят «культурная революция», а ведь для большинства народа страны действительно было революционным развитие культуры.

Причин такого феномена действительно много. Тяга к образованию и его доступность. Свобода для большинства в проявлении любых творческих способностей. Однако самым главным следует признать действительность провозглашенного принципа «Кто был никем, тот станет всем». Именно эти причины разбудили творческие силы и активность масс для достижения самых не вероятных рубежей культуры.

Как в политических событиях, так и в культурных достижениях  застрельщиком и инициатором  все-таки была интеллигенция. Длительное время бытовало мнение, что создателем революции был пролетариат. Но чтобы пролетариат в союзе с крестьянством начал действовать, нужны были грамотные интеллектуальные люди, которые доводили передовые взгляды и знания народу. Таким проводником и была интеллигенция.

Октябрьская революция 1917 г. окончательно обозначила раскол внутри интеллигенции. Установившаяся Советская власть привлекла на службу таких представителей научной и технической интеллигенции, как А.П. Карпинский, А.Н. Бах, и многих других. Поддержали Советскую власть писатели А.А. Блок, А.М Горький и другие.

Культурное строительство  в 1917-1922 гг. представляла собой систему  различных организационных форм и мероприятий.

Культура Сибири в  эти годы существенно дополняла  общероссийскую, хотя в 1922-1923 годах она переживала колоссальные материальные трудности. Доля ассигнований на народное образование в государственном бюджете резко понизилось: с 10 % в 1920 г. до 2-3 % в 1922 г. Культурный фронт попал в полосу финансовых трудностей. Как бы ни говорили тогда, что культурной разрухи не было, надо признать, что число школ к началу 1923 года уменьшилось по сравнению с летом 1921 г. более чем в 2 раза, изб-читален – более чем в 6 раз, культурно – просветительских кружков – почти в 14 раз, а пунктов по ликвидации неграмотности – даже  в 69 раз. Тенденцию культурной разрухи удалось преодолеть ценой неимоверных усилий и широкой инициативы трудящихся масс.

Уже к 1925 году в Сибири ежегодный охват обучающихся  приближался к 120 тысячам человек. Центрами культурной работы помимо школ становились клубы, библиотеки, избы-читальни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия, присоединив Сибирь, принесла сюда более высокую цивилизацию. Освоение новых земель, новых территорий происходило с целью обогащения. Сибирская культура имела свои исторические корни, но с приходом русских начался процесс объединения культур.

Суть культуры того времени  заключалось в том, что бы выжить и обустроиться на новых местах. В этом смысле культура видится в  хозяйственном освоении новых мест. Были созданы условия для официального влияния на аборигенов. Это влияние распространялось на оказание помощи мукой, крупой, соломой для скота, что не мешало осуществлять и культурное влияние: приобщать к грамоте, христианской вере, элементарному житейскому быту. Появление русских с их, пока еще деревянным зодчеством, было новым по сравнению с юртами и улусами местных кочевников. Начинается складываться еще одна культурная часть населения – духовенство. Школьное просвещение являлось двойным проявлением культуры: светским воспитанием и церковным.

Здравоохранение в Сибири также делала свои первые шаги. И хотя количество коек в больницах росло незначительно, не хватало врачей, медикаментов, средств на содержание, все же улучшалось состояние медицинского обслуживания населения.

С культурным пробуждением Сибири связано дальнейшее становление не только местной литературы, но так же и театра.

Культура Сибири отражала процессы, протекающие в стране. Однако в образовании, литературе, архитектуре, искусстве проявлялись свои особенности, складывались местные стили.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бийский вестник. Альманах. 2007 – 2008 г.
  2. История Алтая в документах и материалах. Конец VII начало XX веков. Барнаул 1991г.
  3. История Сибири, т.4, Л. 1968г.
  4. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. М. 1996г.
  5. Литягина А.В. Благоустройство городов Западной Сибири в конце IX начале XX веков. Бийск 2001г.
  6. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гунчаров Ю.М. Купечество Алтая вторая половина IX начало XX веков. Монография. Барнаул 2001г. изд. Барнаульский государственный университет.
  7. Шмойлов Э.П. Исторический практикум. Бийск 2009г.
  8. Шмойлов Э.П. Культура Бийска в 300 летнем обозрении. Бийск издательский дом «Бия». 2009г.



Информация о работе Культурное развитие Алтая в XIX – начале XX века