Культурно-историческое наследие Архангельского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения нового для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИИ И БЫТ ПОМОРОВ 5
1.1 Поморская семья и поморское воспитание 6
1.2 Поморские праздники 8
1.3 Поморские обряды 9
1.4 Народные приметы, верования и обычаи 10
2. ЯЗЫК ПОМОРОВ 12
2.1 Поморский говор 12
2.2 Фольклор 14
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА 17
3.1 Резьба и роспись по дереву 18
3.2 Холмогорская резьба по кости 20
3.3 Народная игрушка 21
3.4 Зодчество 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

0.Культурология.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В поморских праздничных  обрядах главное место отводилось веселью и удали, для посторонних наблюдателей это казалось непонятным и даже отталкивающим.

1.4 Народные приметы, верования и обычаи

 

Приметы и обычаи в Поморье, как  и по всей Руси, были в большом  почете. Они передавались из уст  в уста и соблюдались неукоснительно. Нас окружает огромное количество суеверий, традиций, поверий, которые подходят под все случаи жизни. Многие из них носили отпечатки язычества и тотемизма. Хорошо известна поморская традиция, не бросать мусор ни в реку, ни в море. К местам лова поморы также относились особо. На каждой тоне – избушка на море или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей – стоял крест «на добычу» – чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно молился. Во время летнего промысла, когда на тоне «сидели» семьями, любого прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного человека – благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка.

При совершении купли-продажи из рук  в руки передавали «пополнок» – какую-нибудь вещь (яйцо, нож рыбьего зуба, шапку), символически скрепляющую сделку. Специальные обычаи были посвящены уходу охотников на опасный зверобойный промысел. В церкви заказывали молебен «за здравие», пекли и давали с собой специальную пищу ужну и тещник. Воспоминания о зверобойном промысле сохранились и в колыбельных: котику за баюканье младенца обещают «белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушечку» (кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя).

Большинство поморских традиций связано  с природой, которую одновременно почитали и боялись. Так, например, когда начинался ледоход, был обычай выходить на берег и из ружей палить.

Разные сведения о жизни поморов  доносит до нас большая группа топонимов, в основу которых входит слово крест. Крест обычно рубили из бревен, а при установке ориентировали строго по сторонам света, независимо от того, был ли это крест по обету или просто мореходный знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, став лицом к надписи на кресте, тем самым обращался лицом к востоку, а концы перекладины креста указывали направление севера и юга. Возьмут поморы необычно богатый улов, чудом уцелеют в бурю - ив благодарность Николаю Чудотворцу ставят крест.

Отмечалось и существование  поморской магии. Во время первого  замёта на треску и селёдку бросали в море серебряные деньги. Во время шторма в море лили масло. После ледохода мыли лицо водой из моря. Мыть должен был другой человек. Его называли «купальна крёсна», то есть купаленка.

2. ЯЗЫК ПОМОРОВ

 

Архангельский Север  является хранителем исконно русского классического языка, в котором уникальным образом переплетаются диалектные формы

В северных говорах привлекает все: и богатство словарного состава, и очаровательное своеобразие произношения, и различия в говорах. Здесь в  речи людей старшего поколения сохраняются морфологические особенности, которые были ранее свойственны всему древнерусскому языку, а затем утрачены литературным языком и большинством русских говоров. Например, формы прилагательных красной (красный), доброй (добрый) и т.п....(Л. П. Комягина)

С давних пор северные говоры привлекали внимание и лингвистов, и любителей, интересующихся русским языком. Первые значительные диалектные словари отдельных губерний в России – это словари архангельского и олонецкого наречий – «Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении» А. О. Подвысоцкого (1885) и «Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении» Г. И. Куликовского (1898). Родной говор нашего великого земляка отражен в работе А. Грандилевского «Родина М. В. Ломоносова. Областной крестьянский говор» (1907).

2.1 Поморский  говор

 

Говоря – это язык народа поморов, в котором нашли свое отражение практически все диалекты исторического Поморья. Нынешние коренные жители поморского края являются последним поколением, которое ещё слышало живую говорю и способно хотя бы частично понимать её слова и выражения. С уходом из жизни наших родителей, дедушек и бабушек, поморское слово может навсегда исчезнуть из памяти потомков, превратившись в “язык мертвых”. Но на своей земле надо говорить на своем языке. В истории человечества есть примеры, когда народы, потерявшие культуру и язык своих предков, под урозой полного истребления и исчезновения возрождали утраченное и возрождались сами. Исторически гово?ря была языком наддиалектного, межнационального общения народов Заволочья и Русского Севера. Поморска говоря является основным носителем исторического этнического сознания поморов, в ней находят свое отражение глубокие культурные традиции и непростая история коренного населения Поморья. Говоря относится к группе восточнославянских языков, возникших в 11-12 вв на древнерусской лингвистической основе.

Поморский язык не должен исчезать хотя бы потому, что он несомненно старше так называемого «литературного» русского языка. Говоря – это язык старообрядцев поморского толка и соловецких монахов, язык ремесленников и промышленников, сказочников и первопроходцев Сибири и Арктики.

Поморска говоря – это язык древних былин, песен и сказок, язык празднеств и быта нашего поморского народа: онежан, мезенцев, пинежан, каргопольцев, шенкурян и всех наших земляков, не забывших свои родовые корни. И пока есть люди, знающие, что именно они являются хозяевами своей земли и сознательно называющие себя поморами, этот язык будет нужен.В поморском говоре чувствуется сильное влияние новгородских говоров, имеется значительное количество архаизмов, заимствований из финно-угорских и скандинавских языков.

Поморским говорам характерны специфические фонетические черты. На месте ударного гласного Е на конце слова в окончании произносится И: на двори, на конци; на месте ударного гласного А между двумя мягкими согласными произносится Е: мялметь, взял – взели.

Поморским говорам свойственны  морфологические черты: стяженные  формы глаголов: делаш, делат; и прилагательных: нова, новы, нову; произношение форм прилагательных и местоимений на -ого в родительном падеже единственном числе в соответствии с написанием: сильного; кого; формы с окончаниями -ама, -ыма в творительном падеже множественном числе прилагательных, существительных, местоимений: сильныма рукама, с подружкама; согласуемые постпозитивные частицы: дом-от, жена-та, дочь-ту, избы-те.

Оканье – различение гласных в безударных слогах. В окающих говорах на месте буквы О произносят звук О, на месте буквы А произносят звук А. Гласные О и А могут различаться только в первом предударном слоге: вода, трава (неполное оканье); и во всех безударных слогах: хорошо, сарафан, около, стукала (полное оканье). Во многих окающих говорах и после мягких согласных гласные Е и А различаются в безударных слогах: река, несу, часы (оканье в широком смысле). В заударном слоге Е изменяется перед твердым согласным и на конце слова: будем, поле.

Цоканье – неразличение согласных Ц и Ч, произношение на их месте мягкого свистящего Ц': цяй, куриця (мягкое цоканье) или твердого свистящего Ц: цай, курица (твердое цоканье). Мягкое цоканье характерно для говоров северо-восточной части северо-русского наречия, то есть для говоров большей части Архангельской области. Наряду с мягким цоканьем в тех говорах отмечаются случаи так называемого чоканья – произношения на месте обоих согласных мягкого шипящего Ч: чай, курича. На месте буквы Щ произносится долгий твердый: шшука, ишшу; на месте сочетания БМ произносится ММ: омман, оммен.

2.2 Фольклор

 

Начиная с XIX века Европейский  Север привлекал к себе пристальное внимание ученых, занимающихся народной культурой. Открытие здесь былин в 60-е XIX в. придало Северу ореол загадочности и превратило его в представлении широкой общественности в своеобразный заповедник и хранилище русской народной культуры.

В XIX - начале XX в. здесь  были сделаны крупнейшие фольклорные  открытия. В 1859 – 1860-е П.Н. Рыбников обнаружил «Исландию русского эпоса». В самом начале XX века Н. Е. Ончуков впервые зафиксировал традицию народного театра. В 1871 в Олонецкую губернию отправляется А. Ф. Гильфердинг. Поездка имела огромное значение для науки: она подтвердила существование на Севере развитой былинной традиции. Ее итогом явился сборник «Онежские былины». В крупнейшем сборнике сказок А. Н. Афанасьева (1855 -1865), первом научном издании, пятую часть составляют сказки, поступившие из северных губерний, в большинстве своем – архангельские (33 текста). Север привлекал к себе собирателей различных жанров фольклора. Целью комплексной экспедиции 1886 Ф.М. Истомина и Г.О. Дютша стала запись подлинно русских песен с напевами. Уникальное исследование эпической традиции на Севере проделано и А. Д. Григорьевым: в течение   трёх лет им было совершено три экспедиции в различные районы Архангельской губернии. В 1899 году он обследовал Онегу и близлежащие девять поселений, расположенных в Поморье, в 1900 – Пинегу. Здесь он открыл знаменитую сказительницу М.Д. Кривополенову. Материалы, собранные во время экспедиций, были обобщены исследователем в трехтомном издании «Архангельские былины и исторические песни». В качестве причин сохранения былинной традиции исследователи выделяют: отдаленность края и досуг, обусловленный промыслами поморов. Вплоть до 1940-х годов в жизни Русского Севера сказки, песни, причитания, былички, заговоры были естественной частью народного быта. 

Быт и нравы поморов  нашли отражение в различных  паремиях, например:

  • Кто в море не бывал, тот Богу досыта не маливался.
  • Пост – на вожжи у моря сиди.
  • Конь да мужик – вековой позорник [позориться – мучаться, испытывать большие трудности, связанные с отлучкой из дома], баба да корова – векова домова.

 

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА

 

Широкое развитие на Архангельском  Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное  вязание, роспись северных казулей и т.п.

Народно-прикладное искусство  Архангельского Севера воплотило в  себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) ;и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду – вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки – «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью;  берестяные емкости – туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.

Но, пожалуй, ни один предмет  обихода не получил столь разнообразных  форм и так не был украшен, как  прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и  горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.

Если производство прялок считалось преимущественно мужским  делом, то домотканное искусство  являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платья в подлинные произведения искусства.

В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали «царских» мест, царские врата, киоты, аналои, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

3.1 Резьба и  роспись по дереву

 

Художественной обработке  дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В северном лесном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Любовь к узорочью отразилась ярко на фольклоре нашего края.

Декоративное искусство  было той областью, где русский  народ сумел создать совершенные по красоте произведения. Много внимания уделялось украшению жилища.

Резные доски – подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец – украшали русскую избу. Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Замкнутый в кругу практически полезных вещей, он в то же время их художественно преображал. Каждая вещь, не теряя своих бытовых свойств, превращалась в произведение искусства.

Для наиболее старых вещей, дошедших до нас от конца XVII и первой половины XVIII века, характерны выразительность и монументальность форм, сила орнамента. Вещи делались "на век", материала не жалели. В любом крестьянском предмете в глаза бросается его прочность, но в то же время и всегда выступает красота материала, обработанного топором и ножом, нередко без пилы. Долото появилось в деревенском обиходе поздно - лишь в XVIII веке.

Информация о работе Культурно-историческое наследие Архангельского края