Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа
С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения нового для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИИ И БЫТ ПОМОРОВ 5
1.1 Поморская семья и поморское воспитание 6
1.2 Поморские праздники 8
1.3 Поморские обряды 9
1.4 Народные приметы, верования и обычаи 10
2. ЯЗЫК ПОМОРОВ 12
2.1 Поморский говор 12
2.2 Фольклор 14
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА 17
3.1 Резьба и роспись по дереву 18
3.2 Холмогорская резьба по кости 20
3.3 Народная игрушка 21
3.4 Зодчество 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
В поморских праздничных
обрядах главное место
Приметы и обычаи в Поморье, как и по всей Руси, были в большом почете. Они передавались из уст в уста и соблюдались неукоснительно. Нас окружает огромное количество суеверий, традиций, поверий, которые подходят под все случаи жизни. Многие из них носили отпечатки язычества и тотемизма. Хорошо известна поморская традиция, не бросать мусор ни в реку, ни в море. К местам лова поморы также относились особо. На каждой тоне – избушка на море или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей – стоял крест «на добычу» – чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно молился. Во время летнего промысла, когда на тоне «сидели» семьями, любого прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного человека – благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка.
При совершении купли-продажи из рук в руки передавали «пополнок» – какую-нибудь вещь (яйцо, нож рыбьего зуба, шапку), символически скрепляющую сделку. Специальные обычаи были посвящены уходу охотников на опасный зверобойный промысел. В церкви заказывали молебен «за здравие», пекли и давали с собой специальную пищу ужну и тещник. Воспоминания о зверобойном промысле сохранились и в колыбельных: котику за баюканье младенца обещают «белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушечку» (кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя).
Большинство поморских традиций связано с природой, которую одновременно почитали и боялись. Так, например, когда начинался ледоход, был обычай выходить на берег и из ружей палить.
Разные сведения о жизни поморов доносит до нас большая группа топонимов, в основу которых входит слово крест. Крест обычно рубили из бревен, а при установке ориентировали строго по сторонам света, независимо от того, был ли это крест по обету или просто мореходный знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, став лицом к надписи на кресте, тем самым обращался лицом к востоку, а концы перекладины креста указывали направление севера и юга. Возьмут поморы необычно богатый улов, чудом уцелеют в бурю - ив благодарность Николаю Чудотворцу ставят крест.
Отмечалось и существование поморской магии. Во время первого замёта на треску и селёдку бросали в море серебряные деньги. Во время шторма в море лили масло. После ледохода мыли лицо водой из моря. Мыть должен был другой человек. Его называли «купальна крёсна», то есть купаленка.
Архангельский Север является хранителем исконно русского классического языка, в котором уникальным образом переплетаются диалектные формы
В северных говорах привлекает все: и богатство словарного состава, и очаровательное своеобразие произношения, и различия в говорах. Здесь в речи людей старшего поколения сохраняются морфологические особенности, которые были ранее свойственны всему древнерусскому языку, а затем утрачены литературным языком и большинством русских говоров. Например, формы прилагательных красной (красный), доброй (добрый) и т.п....(Л. П. Комягина)
С давних пор северные говоры привлекали внимание и лингвистов, и любителей, интересующихся русским языком. Первые значительные диалектные словари отдельных губерний в России – это словари архангельского и олонецкого наречий – «Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении» А. О. Подвысоцкого (1885) и «Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении» Г. И. Куликовского (1898). Родной говор нашего великого земляка отражен в работе А. Грандилевского «Родина М. В. Ломоносова. Областной крестьянский говор» (1907).
Говоря – это язык народа поморов, в котором нашли свое отражение практически все диалекты исторического Поморья. Нынешние коренные жители поморского края являются последним поколением, которое ещё слышало живую говорю и способно хотя бы частично понимать её слова и выражения. С уходом из жизни наших родителей, дедушек и бабушек, поморское слово может навсегда исчезнуть из памяти потомков, превратившись в “язык мертвых”. Но на своей земле надо говорить на своем языке. В истории человечества есть примеры, когда народы, потерявшие культуру и язык своих предков, под урозой полного истребления и исчезновения возрождали утраченное и возрождались сами. Исторически гово?ря была языком наддиалектного, межнационального общения народов Заволочья и Русского Севера. Поморска говоря является основным носителем исторического этнического сознания поморов, в ней находят свое отражение глубокие культурные традиции и непростая история коренного населения Поморья. Говоря относится к группе восточнославянских языков, возникших в 11-12 вв на древнерусской лингвистической основе.
Поморский язык не должен
исчезать хотя бы потому, что он несомненно
старше так называемого «
Поморска говоря – это язык древних былин, песен и сказок, язык празднеств и быта нашего поморского народа: онежан, мезенцев, пинежан, каргопольцев, шенкурян и всех наших земляков, не забывших свои родовые корни. И пока есть люди, знающие, что именно они являются хозяевами своей земли и сознательно называющие себя поморами, этот язык будет нужен.В поморском говоре чувствуется сильное влияние новгородских говоров, имеется значительное количество архаизмов, заимствований из финно-угорских и скандинавских языков.
Поморским говорам характерны
специфические фонетические черты.
На месте ударного гласного Е на
конце слова в окончании
Поморским говорам свойственны морфологические черты: стяженные формы глаголов: делаш, делат; и прилагательных: нова, новы, нову; произношение форм прилагательных и местоимений на -ого в родительном падеже единственном числе в соответствии с написанием: сильного; кого; формы с окончаниями -ама, -ыма в творительном падеже множественном числе прилагательных, существительных, местоимений: сильныма рукама, с подружкама; согласуемые постпозитивные частицы: дом-от, жена-та, дочь-ту, избы-те.
Оканье – различение гласных в безударных слогах. В окающих говорах на месте буквы О произносят звук О, на месте буквы А произносят звук А. Гласные О и А могут различаться только в первом предударном слоге: вода, трава (неполное оканье); и во всех безударных слогах: хорошо, сарафан, около, стукала (полное оканье). Во многих окающих говорах и после мягких согласных гласные Е и А различаются в безударных слогах: река, несу, часы (оканье в широком смысле). В заударном слоге Е изменяется перед твердым согласным и на конце слова: будем, поле.
Цоканье – неразличение согласных Ц и Ч, произношение на их месте мягкого свистящего Ц': цяй, куриця (мягкое цоканье) или твердого свистящего Ц: цай, курица (твердое цоканье). Мягкое цоканье характерно для говоров северо-восточной части северо-русского наречия, то есть для говоров большей части Архангельской области. Наряду с мягким цоканьем в тех говорах отмечаются случаи так называемого чоканья – произношения на месте обоих согласных мягкого шипящего Ч: чай, курича. На месте буквы Щ произносится долгий твердый: шшука, ишшу; на месте сочетания БМ произносится ММ: омман, оммен.
Начиная с XIX века Европейский Север привлекал к себе пристальное внимание ученых, занимающихся народной культурой. Открытие здесь былин в 60-е XIX в. придало Северу ореол загадочности и превратило его в представлении широкой общественности в своеобразный заповедник и хранилище русской народной культуры.
В XIX - начале XX в. здесь были сделаны крупнейшие фольклорные открытия. В 1859 – 1860-е П.Н. Рыбников обнаружил «Исландию русского эпоса». В самом начале XX века Н. Е. Ончуков впервые зафиксировал традицию народного театра. В 1871 в Олонецкую губернию отправляется А. Ф. Гильфердинг. Поездка имела огромное значение для науки: она подтвердила существование на Севере развитой былинной традиции. Ее итогом явился сборник «Онежские былины». В крупнейшем сборнике сказок А. Н. Афанасьева (1855 -1865), первом научном издании, пятую часть составляют сказки, поступившие из северных губерний, в большинстве своем – архангельские (33 текста). Север привлекал к себе собирателей различных жанров фольклора. Целью комплексной экспедиции 1886 Ф.М. Истомина и Г.О. Дютша стала запись подлинно русских песен с напевами. Уникальное исследование эпической традиции на Севере проделано и А. Д. Григорьевым: в течение трёх лет им было совершено три экспедиции в различные районы Архангельской губернии. В 1899 году он обследовал Онегу и близлежащие девять поселений, расположенных в Поморье, в 1900 – Пинегу. Здесь он открыл знаменитую сказительницу М.Д. Кривополенову. Материалы, собранные во время экспедиций, были обобщены исследователем в трехтомном издании «Архангельские былины и исторические песни». В качестве причин сохранения былинной традиции исследователи выделяют: отдаленность края и досуг, обусловленный промыслами поморов. Вплоть до 1940-х годов в жизни Русского Севера сказки, песни, причитания, былички, заговоры были естественной частью народного быта.
Быт и нравы поморов нашли отражение в различных паремиях, например:
Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных казулей и т.п.
Народно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) ;и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду – вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки – «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью; берестяные емкости – туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.
Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, как прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.
Если производство прялок
считалось преимущественно
В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали «царских» мест, царские врата, киоты, аналои, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.
Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В северном лесном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Любовь к узорочью отразилась ярко на фольклоре нашего края.
Декоративное искусство было той областью, где русский народ сумел создать совершенные по красоте произведения. Много внимания уделялось украшению жилища.
Резные доски – подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец – украшали русскую избу. Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Замкнутый в кругу практически полезных вещей, он в то же время их художественно преображал. Каждая вещь, не теряя своих бытовых свойств, превращалась в произведение искусства.
Для наиболее старых вещей, дошедших до нас от конца XVII и первой половины XVIII века, характерны выразительность и монументальность форм, сила орнамента. Вещи делались "на век", материала не жалели. В любом крестьянском предмете в глаза бросается его прочность, но в то же время и всегда выступает красота материала, обработанного топором и ножом, нередко без пилы. Долото появилось в деревенском обиходе поздно - лишь в XVIII веке.
Информация о работе Культурно-историческое наследие Архангельского края