Культурно-историческое наследие Архангельского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения нового для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИИ И БЫТ ПОМОРОВ 5
1.1 Поморская семья и поморское воспитание 6
1.2 Поморские праздники 8
1.3 Поморские обряды 9
1.4 Народные приметы, верования и обычаи 10
2. ЯЗЫК ПОМОРОВ 12
2.1 Поморский говор 12
2.2 Фольклор 14
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА 17
3.1 Резьба и роспись по дереву 18
3.2 Холмогорская резьба по кости 20
3.3 Народная игрушка 21
3.4 Зодчество 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

0.Культурология.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Из пород дерева мастера  использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – кап. Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака.

 

3.2 Холмогорская резьба  по кости

 

Более 400 лет живет  уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный "гребенный мастер" Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.

XVIII век – период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости – браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше – по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом. Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.

3.3 Народная  игрушка

 

Народная игрушка давно  известна исследователям.

Производство глиняной игрушки издревле получило распространение  в деревнях Шенкурском, Холмогорском, Каргопольском районов. Наиболее известна каргопольская игрушка. Игрушка как часть народной культуры вобрала многообразие форм, содержание символов. Функции народной игрушки многогранны, но подчинены основной задаче – введению детей в сложные отношения с окружающим миром. На Русском Севере игрушки делались из доступных материалов – дерева, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов. Для каждого возраста народ создавал забавы с учетом особенностей детского развития. С рождения у ребенка появлялись трещотки, погремушки, шаркунки, цветные лоскутки. Позднее появлялись яркие каталки на палочках, которые помогали учиться ходить. Мячи, луки, пращи тренировали ребенка в меткости и ловкости, волчки и кубари открывали первые тайны механики, дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки приобщали детей к музыке. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором вскоре переходили в настоящий труд.

Почти все обрядовые  празднества, в т.ч. свадьба, «проигрывались»  в детских играх. Важная роль отводилась кукле как символу продолжения рода. Куклу как оберег клали в детскую колыбель. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная игрушка или соломенная. При тщательном исполнении одежды куклы были «безликими». По народным поверьям, кукла «с лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка. В этом отражена магическая функция игрушки. В традиционных игрушечных темах и сюжетах со времен славянского язычества присутствовали образы медведя, оленя, коня, птицы, женщины, всадника.

3. 4 Зодчество

 

Крестьянско-посадский  Север справедливо считается  сокровищницей русского деревянного  и каменного зодчества. Но на протяжении многих веков единственным видом  строительства, по сути, являлось деревянное зодчество. Развитие на северной земле  деревянного зодчества определило обилие строительного материала – ели, сосны, лиственницы. Северный крестьянин любил лес, лес отразился на характерах и судьбах северян, определил их быт, занятия, промыслы и наложил отпечаток на творчество зодчих. Зодчими на Севере были простые поморы. У северных строителей главным инструментом был топор, именно им рубили, (в прямом смысле слова), и храмы и избы. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы "справлять" все дело одним топором, без плотничьих инструментов. И, несмотря на это, деревянные монументальные сооружения Архангельского Севера разнообразны: культовые ансамбли и небольшие часовни, жилые дома и хозяйственные сооружения, мосты и деревянные кресты. Удивительно и умение северных зодчих соотнести постройку с природой – все творения деревянного зодчества Русского Севера отличает их естественное сочетание с северной природой: дома любили ставить по берегам рек, свободно, оптимально используя топографию местности.

С дальнейшим освоением  Севера, когда в составе Московского  государство архангельская земля стала торговым и морским портом, а по северным рекам стали поступать товары, на их берегах стали появляться многочисленные селения, строиться светские и церковные сооружения, возводиться каменные крепости и деревянные остроги. И хотя на Севере господствующим строительным материалом по-прежнему оставалось дерево, появились сооружения из камня. Первые каменные постройки появились в XV - XVI веке: были основаны Соловецкий и Александро-Ошевенский монастыри, несколько позднее Николо-Корельский монастырь. Монастырская архитектура стала особым явлением культуры Русского Севера.

В монастырях Архангельского Севера сосредоточены замечательные  ансамбли культовых монументальных сооружений, созданных северными  мастерами-умельцами: белоснежные храмы Каргополя, декоративные соборы Сольвычегодска. На архитектуру каменных сооружений огромное влияние оказали формы деревянного зодчества. Северные каменные храмы отличает монументальность, незначительный рельеф деталей, контраст между гладью стен и маленькими размерами окон. До наших дней из многих монастырей сохранились Соловецкий, Антониево-Сийский, Николо-Корельский, Веркольский, Коряжемский. Сохранились в памяти и имена некоторых мастеров-зодчих: Трифон из Неноксы, Максим Лохоцкий, Федор Спиридонов, Аверий Мокеев, Дмитрий Старцев.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Культура Архангельского  Севера – явление удивительное и многогранное, с глубокими духовными основами, рожденными самобытной историко-культурной средой, укладом жизни, органическим единством мира человека и мира природы. Есть основание полагать, что первые насельники Севера – коллективы первобытных охотников и рыболовов – появились здесь еще четырнадцать тысяч лет назад. Более восьмисот археологических памятников, охватывающих период с IX века до н.э. по ХVII век, уникальные комплексы неолитических святилищ на Соловках (лабиринты, курганы, дольмены), древние славянские и чудские поселения Х-ХV столетий на реках Мезени, Вели, Емце, Пинеге и других. В середине XVI в. здесь был центр внешней торговли, а в 1584 г. был основан первый морской порт Русского государства – г. Архангельск, до конца XVII в. являвшийся единственным морским портом страны.

 В Архангельске  возникло государственное морское  кораблестроение. Словно горсти  драгоценных камней, рассыпаны на  территории региона многочисленные памятники архитектуры и градостроительства, среди которых такие архитектурные шедевры, как древнерусские инженерно-фортификационные сооружения ХVI-XIХ веков в Каргополе, Сольвычегодске, Сие, на Кий-острове и Соловках. Особо необходимо отметить памятники деревянного зодчества – клетские, шатровые, кубоватые, ярусные и многоглавые церкви, жилые строения, бани, мельницы, мосты – целое царство дерева, которое дарит неповторимую красоту нашему краю. Чувство прекрасного, издревле присущее русскому человеку, здоровый художественный вкус и мастерство нашли воплощение в монументальной живописи: иконостасы, стенные росписи каменных и деревянных храмов, выразительные росписи фасадов домов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дранникова, Н. В. Собирание фольклора Архангельской области на протяжении XIX-XX вв. Н. В. Дранникова, И. А. Разумова // Фольклор Севера: Региональная специфика и динамика развития жанров: Исследования и тексты. – Архангельск, 1998. – С.5-18.
  2. Архангельская область // Карелия. – 2001. – №107 // http://www.gov.karelia.ru
  3. Официальный сайт общины поморов // http://pomorland.narod.ru/culture
  4. http://www.intrados.ru/region/arxangelskaya.php

Информация о работе Культурно-историческое наследие Архангельского края