Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:43, контрольная работа
С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения нового для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАДИЦИИ И БЫТ ПОМОРОВ 5
1.1 Поморская семья и поморское воспитание 6
1.2 Поморские праздники 8
1.3 Поморские обряды 9
1.4 Народные приметы, верования и обычаи 10
2. ЯЗЫК ПОМОРОВ 12
2.1 Поморский говор 12
2.2 Фольклор 14
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА 17
3.1 Резьба и роспись по дереву 18
3.2 Холмогорская резьба по кости 20
3.3 Народная игрушка 21
3.4 Зодчество 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – кап. Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака.
Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный "гребенный мастер" Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.
XVIII век – период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости – браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше – по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом. Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.
Народная игрушка давно известна исследователям.
Производство глиняной игрушки издревле получило распространение в деревнях Шенкурском, Холмогорском, Каргопольском районов. Наиболее известна каргопольская игрушка. Игрушка как часть народной культуры вобрала многообразие форм, содержание символов. Функции народной игрушки многогранны, но подчинены основной задаче – введению детей в сложные отношения с окружающим миром. На Русском Севере игрушки делались из доступных материалов – дерева, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов. Для каждого возраста народ создавал забавы с учетом особенностей детского развития. С рождения у ребенка появлялись трещотки, погремушки, шаркунки, цветные лоскутки. Позднее появлялись яркие каталки на палочках, которые помогали учиться ходить. Мячи, луки, пращи тренировали ребенка в меткости и ловкости, волчки и кубари открывали первые тайны механики, дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки приобщали детей к музыке. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором вскоре переходили в настоящий труд.
Почти все обрядовые празднества, в т.ч. свадьба, «проигрывались» в детских играх. Важная роль отводилась кукле как символу продолжения рода. Куклу как оберег клали в детскую колыбель. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная игрушка или соломенная. При тщательном исполнении одежды куклы были «безликими». По народным поверьям, кукла «с лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка. В этом отражена магическая функция игрушки. В традиционных игрушечных темах и сюжетах со времен славянского язычества присутствовали образы медведя, оленя, коня, птицы, женщины, всадника.
Крестьянско-посадский Север справедливо считается сокровищницей русского деревянного и каменного зодчества. Но на протяжении многих веков единственным видом строительства, по сути, являлось деревянное зодчество. Развитие на северной земле деревянного зодчества определило обилие строительного материала – ели, сосны, лиственницы. Северный крестьянин любил лес, лес отразился на характерах и судьбах северян, определил их быт, занятия, промыслы и наложил отпечаток на творчество зодчих. Зодчими на Севере были простые поморы. У северных строителей главным инструментом был топор, именно им рубили, (в прямом смысле слова), и храмы и избы. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы "справлять" все дело одним топором, без плотничьих инструментов. И, несмотря на это, деревянные монументальные сооружения Архангельского Севера разнообразны: культовые ансамбли и небольшие часовни, жилые дома и хозяйственные сооружения, мосты и деревянные кресты. Удивительно и умение северных зодчих соотнести постройку с природой – все творения деревянного зодчества Русского Севера отличает их естественное сочетание с северной природой: дома любили ставить по берегам рек, свободно, оптимально используя топографию местности.
С дальнейшим освоением Севера, когда в составе Московского государство архангельская земля стала торговым и морским портом, а по северным рекам стали поступать товары, на их берегах стали появляться многочисленные селения, строиться светские и церковные сооружения, возводиться каменные крепости и деревянные остроги. И хотя на Севере господствующим строительным материалом по-прежнему оставалось дерево, появились сооружения из камня. Первые каменные постройки появились в XV - XVI веке: были основаны Соловецкий и Александро-Ошевенский монастыри, несколько позднее Николо-Корельский монастырь. Монастырская архитектура стала особым явлением культуры Русского Севера.
В монастырях Архангельского Севера сосредоточены замечательные ансамбли культовых монументальных сооружений, созданных северными мастерами-умельцами: белоснежные храмы Каргополя, декоративные соборы Сольвычегодска. На архитектуру каменных сооружений огромное влияние оказали формы деревянного зодчества. Северные каменные храмы отличает монументальность, незначительный рельеф деталей, контраст между гладью стен и маленькими размерами окон. До наших дней из многих монастырей сохранились Соловецкий, Антониево-Сийский, Николо-Корельский, Веркольский, Коряжемский. Сохранились в памяти и имена некоторых мастеров-зодчих: Трифон из Неноксы, Максим Лохоцкий, Федор Спиридонов, Аверий Мокеев, Дмитрий Старцев.
Культура Архангельского Севера – явление удивительное и многогранное, с глубокими духовными основами, рожденными самобытной историко-культурной средой, укладом жизни, органическим единством мира человека и мира природы. Есть основание полагать, что первые насельники Севера – коллективы первобытных охотников и рыболовов – появились здесь еще четырнадцать тысяч лет назад. Более восьмисот археологических памятников, охватывающих период с IX века до н.э. по ХVII век, уникальные комплексы неолитических святилищ на Соловках (лабиринты, курганы, дольмены), древние славянские и чудские поселения Х-ХV столетий на реках Мезени, Вели, Емце, Пинеге и других. В середине XVI в. здесь был центр внешней торговли, а в 1584 г. был основан первый морской порт Русского государства – г. Архангельск, до конца XVII в. являвшийся единственным морским портом страны.
В Архангельске
возникло государственное
Информация о работе Культурно-историческое наследие Архангельского края