Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:18, реферат
Культура Древней Руси выросла на грунте материальных и духовных достижений тех народов,которые на протяжении предшествующих тысячелетий заселяли нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили в старинные времена на ее территории, оказывали содействие культурному обмену между народами.Но вместе с тем они приводили и к значительному разрушению отдельных культурных образований, которые иногда и совсем исчезали вследствие ассимиляции или уничтожения. Из всего разнообразия материальных и духовных достояний грядущих народов отбирались те, что наибольшей мерой отвечали климатическим и геополитическим условиям существования на нашей земле, усваивались коренными жителями этих земель и отвечали общемировым тенденциям культурного развития. В конце концов, это и образовало самобытную отечественную культуру, обусловило ее неповторимость.
Введение………………………………………..2
1. Значение принятия христианства для культуры Древней Руси…………..4
2. Письменность, развитие образования и науки. Древнерусская литература……………………………………….7
2.1 Письменность, образование и наука………………………………………7
2.2 Древнерусская литература и ее жанры………………………….9
3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло…………………….13
4. Культурные связи Древней Руси и меценатство……………………….16
Заключение………………………………………………….20
Использованная литература………………………..21
Содержание
Введение………………………………………..2
1. Значение принятия
2. Письменность, развитие образования и науки. Древнерусская литература……………………………………….7
2.1 Письменность, образование и наука………………………………………7
2.2 Древнерусская литература и ее жанры………………………….9
3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло…………………….13
4. Культурные связи Древней Руси и меценатство……………………….16
Заключение………………………………………………….
Использованная литература……………
Введение
Культура Древней Руси -выдающееся явление мировой средневековой культуры. Хронологически она охватывает IX - с. XIIIв. Культура эта развивалась в общем контексте мировой культуры, но имела лишь ей присущие черты, обусловленные конкретными историческими обстоятельствами и восточнославянскими традициями, которые сказались в планировании и застройке городов, в композиционных особенностях архитектурных ансамблей и отдельных сооружений, своеобразности декоративно-прикладного искусства и пластики.
Феномен необыкновенного взлета культуры Древней Руси часто объясняют тесными контактами ее с Византией, Хазарией, странами Центральной и Западной Европы. Их влияние на развитие культуры Руси в самом деле было значительным, но не решающим. Чтобы зерна передовых культур, прежде всего византийской, могли дать густые восхождения в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленный грунт. Именно такой был культурный грунт восточных славян, который вобрал многовековые традиции местного развития,обогащенного влиянием соседей.
Культура Древней Руси выросла на грунте материальных и духовных достижений тех народов,которые на протяжении предшествующих тысячелетий заселяли нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили в старинные времена на ее территории, оказывали содействие культурному обмену между народами.Но вместе с тем они приводили и к значительному разрушению отдельных культурных образований, которые иногда и совсем исчезали вследствие ассимиляции или уничтожения. Из всего разнообразия материальных и духовных достояний грядущих народов отбирались те, что наибольшей мерой отвечали климатическим и геополитическим условиям существования на нашей земле, усваивались коренными жителями этих земель и отвечали общемировым тенденциям культурного развития. В конце концов, это и образовало самобытную отечественную культуру, обусловило ее неповторимость.
Торговля, война, дипломатические контакты оказывали содействие оживлению культурной жизни русичей. Но культурная поступь Древней Руси предопределялась,в первую очередь, собственными потребностями и силами, которые их удовлетворяли. Вот почему посторонние влияния, даже из наиболее передового в тогдашнем мире государства - Византии, могли лишь ускорить те тенденции,потребность в которых уже ощущалась. Они не омрачали оригинального вида культуры средневековой Руси, которое осталось уникальным явлением мирового значения.
Красноречивым свидетельством этой особенности древнерусской культуры может служить любая ее область, но, прежде всего это делают наглядно памятки культуры материальной.
Важным элементом культуры народа есть государственность. Именно она выступает основным двигателем этнической и культурной интеграции населения.Первым государством восточных славян была Киевская Русь, которая сформировалась в конце VIII - ІХ ст. на базе ряда союзов племен. На ранней стадии, как и в процессе дальнейшего развития, она подверглась влиянию со стороны своих соседей, в частности Хазарского каганата и Византии. От них Русь позаимствовала отдельные элементы государственной структуры. Вместе с тем следует помнить, что процесс создания государства восточных славян имел и собственные глубинные традиции. В границах территории Украины они относятся к VI-V ст.д.о н.э. Это греческие города-государства в Северном Причерноморье и скифское государство с центром на Нижнем Днепре.
1. Значение принятия
христианства для культуры
Значение принятия христианства для культуры Древней Руси
Без сомнения, важнейшей культурной
составной восточнославянского
общества становится принятие Русью
христианства. Характер исторического
выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром,
был, безусловно, не случайным. Местоположение
Руси между Востоком и Западом, перекрестное
влияние на нее разнообразных
цивилизаций сделало
Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях. По этому пути из юга, из Византии,христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения,что во многом обусловило выбор князя Владимира, равно как и до него - княгини Ольги, а еще раньше - киевских князей Аскольда и Дира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии1 .
Не менее важным был и другой
фактор, связанный с религиозной
психологией народа, особенностями
его художественно-
"И пришли мы в Греческую
землю, и ввели нас туда, где
служат они Богу своему, и не
знали - на небе или на земле
мы: так как нет на земле
такого зрелища и красоты
В приведенном отрывке отразилось то сильное впечатление, которое справило на русичей, византийское богослужение.По мнению игумена Иоанна, присущее русичам образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достичь абсолюта одним порывом воли, нашло благоприятный грунт.
Медленное распространение христианства среди варяжских и славянских дружинников началось в IX веке.Сначала крещение принимали некоторые воины, которые принимали участие в набегах на Византию, и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадало).
Около 988 г. Владимир Великий крестился сам, крестил свою жену и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевских людей и всех русичей. Так Русь стала христианской.Живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Древней Руси находились под большим влиянием христианской мысли.
Формально Русь стала христианской. Угасли похоронные костры, угасли огни Перуна, но долго еще по селам насыпали языческие курганы, молились Сварожичу, взыскивали буйные праздники старины. Язычество начало свой длинный путь слияния с христианством.Служители древней религии - волхвы упоминаются в летописях еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.
2. Письменность, развитие
образования и науки.
2.1 Письменность,образование и наука
Огромным культурным переворотом,который внес чрезвычайно важные изменения в развитие культуры и помог накопить необходимый опыт, знания, возможность развивать художественное слово,закреплять и сохранять словесные произведения для потомков и распространять их среди широких масс, было введение единой письменности.
Фактором, который подготовил принятие христианства Русью, стало создание во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885), которые прибыли из Византии в Великоморавское государство по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Они не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания. В Х в. уже есть свидетельство об использовании кириллицы на Руси. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках -греческом и славянском. О широком распространении грамоты среди разных слоев общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Так Новгородские берестяные грамоты повсеместно встречаются, начиная с XI ст1 .
Началось бушующее развитие книжного искусства Киевской Руси.Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью. Оно владело собственным составом книг, обязательных для отправления разного рода богослужений, для монастырских чтений, которые были обязательными, для пропаганды христианства, для обучения служителей церкви.Такими были произведения исторические, церковно-певчие, богословские,проповеднические и прочие. Все они требовали не только единой азбуки, а и высокоразвитой письменной системы в целом.
Уже существовало высокое искусство перевода. При Ярославе Мудром была переведена "История иудейской войны" Иосифа Флавия.
Наиболее распространенной грамота была среди городского населения. Горожане оставили надписи - "граффити"на стенах церквей Киева, Смоленска, Новгорода. Среди таких надписей раздумия о жизни, жалобе, молитве. Владимир Мономах, будучи молодым князем, во время церковной службы написал на стене Софиевского собора в Киеве - "Ох тяжело мне" - и подписался христианским именем Василий.
Итак, внедрение христианства активизировало процессы распространения образования, послужило причиной организации и развитие школьного дела. Тем не менее, вначале "книжное письмо" не приобрело более или менее значительного распространения, ограничивалось небольшим числом "лучших людей" или "нарочитых чадей". Есть сведения, что Владимир после крещения Руси 988 года создал в Киеве при Десятинной церкви первую школу для детей местной аристократии. Из летописи известно, что сын Владимира Ярослав Мудрый в Новгороде в 1054 г. создал школу для 300 детей старост и духовных лиц.Обучение велось родным языком, а учили в этой школе чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.
Обстоятельства того времени и потребности жизни требовали определенных знаний, так как просвещенные люди требовались для церкви, и для государства,для замещения церковных должностей и разных должностей административного характера, для поддержания широких торговых связей, ведения больших хозяйств в боярских имениях и др.
Бушующее замко-, храмостроительство, которое развернулось после внедрения христианства, требовало высококвалифицированных мастеров-художников для их обрамления, певцов для церковных отправлений. Поэтому кроме общеобразовательных школ на Руси начали создавать отдельные школы пения, живописи, резьбярства,гутництва, художественного кузнечества и т.п.
2.2 Древнерусская литература и ее жанры
В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особого изготовления. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI ст. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в.использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма:текст подавался в одну строку без слогораздела, слова, которые часто встречались сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII ст. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянное плетение, обтянутая тисненой кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Плетение их оковывалось золотом или серебром, украшалось жемчугом, драгоценными камнями(Остромирово Евангелие (XI в) и Мстиславово Евангелие (XII в) 1 .
В основу литературного языка лег
живой разговорный язык Древней
Руси, точнее - областные его диалекты,
южные и северные (Поднепровье и
Новгорода Великого). Вместе с тем в процессе
его формирования большую роль сыграл
близкий ему, язык старославянский,
Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных произведений, которые существовали в рукописной традиции и подход авторов, который прослеживался даже в описании истории,в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся рядом со Священным Писанием достижениями раннехристианских родителей церкви IV-VI ст.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Кирилла Иерусалимского.
Переводились также достижения массовой литературы - Хроника Иоанна Малали, "Христианская топография"Косьми Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовался Псалтырь.
Первые оригинальные произведения,написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - начала XII ст.Среди них такие выдающиеся памятники, как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о законе и благодати".
Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII ст. небольшое: летописание, житие и слово.
В литературоведении жанром принято называть тип достижения, которое складывается постепенно и развивается с течением времени. В связи с тем, что средневековые достижения, как правило,преследовали утилитарные целые, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным.Распределение достижений древнерусской литературы на жанры довольно условно.Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Тем самым, наиболее общим термином "слово"писатели называли и торжественный язык митрополита Илариона, и воинскую повесть.
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, которая развивалась на протяжении восьми столетий (XI-XVIII ст). Ни одна европейская традиция не имела такое количество анналов, как древнерусская.
Информация о работе Культурные связи Древней Руси и меценатство