Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:18, реферат
Культура Древней Руси выросла на грунте материальных и духовных достижений тех народов,которые на протяжении предшествующих тысячелетий заселяли нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили в старинные времена на ее территории, оказывали содействие культурному обмену между народами.Но вместе с тем они приводили и к значительному разрушению отдельных культурных образований, которые иногда и совсем исчезали вследствие ассимиляции или уничтожения. Из всего разнообразия материальных и духовных достояний грядущих народов отбирались те, что наибольшей мерой отвечали климатическим и геополитическим условиям существования на нашей земле, усваивались коренными жителями этих земель и отвечали общемировым тенденциям культурного развития. В конце концов, это и образовало самобытную отечественную культуру, обусловило ее неповторимость.
Введение………………………………………..2
1. Значение принятия христианства для культуры Древней Руси…………..4
2. Письменность, развитие образования и науки. Древнерусская литература……………………………………….7
2.1 Письменность, образование и наука………………………………………7
2.2 Древнерусская литература и ее жанры………………………….9
3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло…………………….13
4. Культурные связи Древней Руси и меценатство……………………….16
Заключение………………………………………………….20
Использованная литература………………………..21
Преимущественно, хотя и не всегда,летописанием на Руси занимались монахи, которые прошли специальную выучку.Составляли летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отображая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отбивая точку зрения широких масс на то или другое событие, нередко подвергали критике действия князей, отображая"все доброе и недоброе" и "не украшая пишущего".
Древнейшая летопись называется"Повесть временных лет" (1068). В оригинале она имеет более длинное название: "Сие повести временного года, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал впервые княжить, и откуда Русская земля постоянная существовать".Дошла к нам эта летопись в рукописных копиях не старшее XIV в. Из них наиболее замечательные две: сборники 1377 г., условно названный Лаврентевской летописью по имени переписчика-монаха Лаврентия, который переписал ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., что получил название Ипатьевской летописи по месту сохранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.
Главное расхождение между обоими списками "Повести" - в ее окончании. Лаврентевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля1110 г. огненного столба над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним вытекают еще несколько сказаний о 1111, 1112 и 1113г. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, который создал ее около 1113г.
3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло
Больше тысячи лет многим украинским городам: Киеву, Чернигову, Галичу,Переяславу, Белгород-Днестровску. Это все города ІХ-Х столетий. В XI ст. в письменных памятках появляется упоминание еще о 62 городах; в XII ст. - еще о134 городах, а в начале XIII ст. - еще о 47 городах. На самом деле городов было значительно больше, только они не все вошли в летописи. Большинство этих городов сохранились и по сей день. А тогда в них работали ремесленники, зодчие,богословы, писатели и переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым значением славянская культура IX и X столетий во многом обязана своему тысячелетнему развитию, силам, которые накопленные за столетия, мудрости и опыту, которые передали своим далеким потомкам их могущественные и мудрые пращуры.
Киевская Русь Х-ХІ столетий - время единства славян, время ее славы и могущества.Киевская Русь была наибольшим государством средневековой Европы. Уже в Х и XIстолетиях в Киевской Руси окреп феодальный строй с его двумя классами:крестьян-земледельцев и феодалов-землевладельцев. Угнетение крестьян становилось все большим, а в XI ст. стало просто невыносимым. Летописцы XI ст.отмечают ряд крестьянских восстаний, которые были поддержаны городскими низами.Восстания были придушены, и напуганы ими феодалы пошли на уступки. К тому времени развилась даже проповедь мягкого отношения к "сиротам" (как называли тогда крестьян), и при этом продолжали возникать все новые и новые княжества1 .
Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: искусство ремесла гончарного, металлообработки,ювелирного. В Х в. появляется гончарный круг, и на всей территории бывшего Киевского государства археологи до сих пор находят замечательные шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью "Людота ковал", с этих пор русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавие.Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени.
Много украшений выполнено в характерной технике зерна (на изделие напаивался узор, который состоял из великого множества шариков), применялся также скань-рисунок. Делались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали,типично русские украшения.
Под большим влиянием церкви находился и другой вид древнерусского искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых домов, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основан в середине XI ст. Антонием и Феодосием Печерскими. Пещеры - это места, где сначала селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникали поселения, которые превращались в общий монастырь. Рядом с Киевским известный также Иллинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толщи Болдиной горы, по пересказам основанный тем же Антонием около 1069. Также известен Печерский монастырь под Изборском Псковской области.
Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством и связано с именем его апологета преподобного Антония. Неординарное явление христианской духовной культуры,названное еще исихией - это путь духовной практики преобразования человеческого духа через аскетизм, отход от мира. Подземные монастыри были кострами исихии на Руси, так как здесь ни звук мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общих монастырях не была такой суровой. Люди, отрекшись от обычной жизни шли в монастыри, но могли продолжать выполнять много мирских обязанностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим,иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении образования и создании литературных и художественных ценностей.
После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успенской Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыевого нашествия в 1240 г. она была разрушена.Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси,осуществленные М.К. Каргером, помогли выяснить, что это здание площадью около900 кв. м., увенчаное, по словам летописи, 25 верхами, то есть главами, было грандиозным по замыслу и выполнению. Также многоглавым был Софийский собор в Киеве, сведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией.Археологические раскопки показали, что храм был окружен крепостной стеной митрополитского замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и искусства изобразительного. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Много фресок написано на русские сюжеты:изображенная семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи танцы, борьба ряженых, охота на медведя.
4. Культурные связи Древней Руси и меценатство
О широких культурных связях Древней Руси ХІ-ХІІ ст. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает "прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX ст., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII ст. Кольчуги русичей были предметом широкого экспорта и пользовались широким спросом в Европе1 .
О Руси, как сказочной и могущественной стране, говорят и скандинавские саги. Монах Теофил, который жил в ХІ-ХІІ ст., в своем трактате "О разных ремеслах" ставит Киевскую Русь за развитием ремесел на второе место непосредственно после наиболее культурной страны тогдашней Европы - Византии -и впереди таких стран, как Германия и Италия.
О многом нам говорят и династические связи князей. Сестра Ярослава Мудрого состояла в браке с польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава. Второй сын Ярослава состоял в браке с сестрой трирского епископа Бухардта. Два других сына Ярослава состояли в браке - один из дочерью Леопольда, графа Штаденского, а второй - с дочерью саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Анна была женой короля Франции Генриха II. После смерти мужа она вступила в брак с графом где Креси, а после смерти графа жила у своего сына - французского короля Филипа - и одно время правила Францией. С именем Анны во Франции связано немало культурных начинаний.Вторая дочь Ярослава - Елизавета была женой знаменитого викинга Гарольда Смелого - в будущем королем Норвегии. Слава о его военных походах гремела по всей Европе. Погиб он в Англии.
Гарольд был рыцарем, поэтому, упрямо и долго добивался руки и сердца Елизаветы, и составил в ее честь песню. Любая из 16 строф песни, которая рассказывала, правда, о подвигах Гарольда, заканчивалась словами: "Только русская дива с золотой гривной пренебрегает мной". На фресках св. Софии в Киеве еще и до сих пор Елизавету можно узнать среди других дочерей Ярослава по этой самой золотой гривне на шее.
Династические связи князей Древней Руси с многими наиболее знатными и владетельными властителями Европы сохранились и после Ярослава. Внучка Ярослава- Евпраксия Всеволодовна - состояла в браке с германским императором ГенрихомIV. Дочь киевского князя Святополка - Предслава - стала женой венгерского королевича, а венгерский король Коломан был мужем дочери Владимира Мономаха -Євфимии. Сам Владимир Мономах за жену взял себе дочь последнего англосаксонского короля Гарольда, разбитого Вильгельмом Завоевателем в знаменитой битве при Гастингсе.
Сын Мономаха - Мстислав - носил второе имя, англосаксонское - Гарольд в честь своего деда, трагическая судьба которого напоминала и Мономаху, и Мстиславу Великому о необходимости общего сопротивления врагам Древней Руси.
Широкие династические связи Руси сохранились и в XII ст. с Византией,Венгрией, Северным Кавказом.
Киев принимал посольства Византии и Германии, Польши и Венгрии, Римского Папы и послов Востока. Купцы русичей постоянно появлялись в Константинополе, в Кракове, в Праге. В Регенсбурге - важнейшем центре торговли Германии с Русью,существовала даже особая корпорация купцов-"русариев", то есть тех,кто торговал с Киевом.
Вот почему киевский митрополит Иларион в своей знаменитой проповеди"Слово о законе и благодати", произнесенное им в храме св. Софии в присутствии Ярослава Мудрого и его окружения, мог сказать о Руси, что она"ведома и слышима во всех концах земли", а киевский летописец в концеXI ст., утешая своих современников, которые пережили страшный половецкий набег,записал: "Да никто не дерзнет сказать, что мы ненавидимы Богом. Ибо кого,как не нас, так любит Бог... кого так вознес? Никого!".
По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские князья тоже регулярно осуществляли благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства.
Феодалы не только владели землями и эксплуатировали крестьян. Они сконцентрировали в своих руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление крайне дорогих мероприятий - от огромных храмов и княжеских хором до великолепно украшенных рукописей и дорогих ювелирных изделий.Феодалы выступали, в основном, как заказчики, работодатели и требовательные идеологические руководители. А исполнителями их заказов были ремесленники городов и сел1 .
Наиболее распространенным на Руси в то время было право "подавание"или "поданне" на строительство церкви. Так, широко известна фреска,на которой изображен кн. Ярослав Мудрый с моделью церкви в руке. В те времена по всей Европе так изображали донатора (лат. - дарителя, подателя), строителя храма в значении ктитора (опекуна имущества, которое он подарил церкви),заказчика или другого произведения искусства. Также кн. Ярослав Мудрый был известным покровителем искусства и науки. В этом случае, наверное, можно говорить о том, что меценатство начинает приобретать формальное значения государственного заступничества в виде учреждения библиотек, школ, широкого поощрения в переписывании книг, летописей и т.п. .
Заключение
Русь как государство
Тем не менее, культура Древней Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в общественной жизни (возникновение государства, формирование древнерусской народности и т.п.) привели к качественным сдвигам в развитии культуры, в результате чего она за сравнительно короткий исторический промежуток времени достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре.
Тесное взаимодействие народной культуры
и культуры княжеских сословий,
Высокий взлет культуры Древней Руси был обусловлен существенными сдвигами в разных сферах общественной жизни - развитием феодальных отношений;становлением древнерусской государственности; обособлением ремесла от сельского хозяйства; возникновением городов; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; внедрением христианства и др. Новые явления и процессы в древнерусской культуре - это не только суммарное следствие действия общественных сил и факторов, а и активный самостоятельный фактор влияния на разные сферы жизни, то есть культура вместе с тем выступает и как объект, и как субъект исторического развития.
Список использованных источников
1. Брайчевский М.Ю. Утверджение христианства на Руси. - К., 1988.
2. Златоструй. Древняя Русь Х-XIII веков. - М., 1990.
3. Культурология. История Святой Культуры / Под ред.А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1998.
4. Культурология. Навчальное пособие для студентов высших начальных Учреждений..М.: "Феникс"., 1995.
Информация о работе Культурные связи Древней Руси и меценатство