Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:41, реферат
В своей работе мы ставим задачу рассмотреть взаимосвязи культуры и цивилизации, а также типологию цивилизаций на примере одной из имеющихся концепций – теории о культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского как одну из первых концепций положивших начало цивилизационной теории. А также кратко определить позиции других философов и культорологов к данной концепции и установить ее значение в культорологии, философии, истории.
Введение …………………………………….…………………………3
1. Основные направления культурологической мысли……….5
2. Концепции Н.Я.Данилевского………………………………….6
2.1. Теория культурно-исторических типов.…………………...6
2.2. Цивилизационные закономерности………………………...8
3. Цивилизационная теория……………………………………..…11
3.1. Становление цивилизационной теории…………………...11
3.2. Критика цивилизационной теории………………………...12
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………….....17
П. Сорокин заявлял: «В
их работах отсутствует различие
между скоплениями и
Самой серьезной ошибкой
этих теорий Сорокин считал смешение
культурных систем с социальными
системами, название «цивилизация»
дается существенно различным социальн
Кроме того Сорокин обращает
внимание на значительные разногласия
между Данилевским, Шпенглером, Тойнби
и др. в их определениях и классификации
цивилизаций. То, что Данилевский
считает одной цивилизацией, например, его ассирийско-вавилонско-
Второй ошибкой Данилевского, Шпенглера и Тойнби, Сорокин считает утверждение, что все цивилизации проходят один и тот же одновариантный «органический» цикл: они рождаются, развиваются, а в конечном счете распадаются и гибнут. По мнению Сорокина эта чрезмерно общая модель жизненного пути цивилизаций применима, в лучшем случае, к некоторым организованным социальным группам, выступающим как центральное звено каждой из таких цивилизаций. Большинство этих групп смертны и рано или поздно гибнут как отдельные единицы в социокультурном универсуме групп и народонаселения. Некоторые культурные системы, включая ту, что составляет базис цивилизации, также могут распадаться и погибать как целостные системные единицы. Однако одновариантная модель (рождение, созревание и гибель) никоим образом не может быть применена к какой-либо из этих цивилизаций. [2]
Также, отмечает Сорокин, чрезвычайно трудно установить, когда каждая цивилизация созрела и достигла зрелости или же когда она гибнет. Если под «гибелью» цивилизации эти ученые подразумевают исчезновение с исторической сцены всех ее групп и культурных систем, то это положение попросту неверно. Так, несмотря на предполагаемую гибель греко-римской или античной цивилизации, остались греческий и латинский языки, а в еще большей степени сохранились все философские системы «досократиков» (Демокрита, Платона, Аристотеля и др.), дорический, ионический и коринфский ордеры в архитектуре, эстетические системы Гомера, Гесиода, Софокла, Аристофана, гражданское римское право, спартанская тоталитарная или афинская демократическая социополитическая системы, римская имперская организация как в монархической, так и в республиканских формах, научные открытия греков и римлян. Эти и множество других греко-римских культурных и социальных систем до сих пор служат предметом изучения, объектом для подражания, использования, воссоздания и включения в нашу цивилизацию, культуру, институты, в наш менталитет, поведение и отношения. Они существуют, функционируют и оказывают на нас воздействие гораздо в большей степени чем прошлогодний бестселлер или вчерашние увлечения и моды.
Сорокин критикует также и положение о том, что каждая цивилизация на протяжении своего существования проявляет способность к творчеству в одной или в лучшем случае в двух сферах. Он утверждает что в каждой цивилизации имелись творческие достижения в различных сферах культуры в разные периоды их существования.
В ответ на критику Сорокина О. Андрле, Д. Уилкинсон и др. приводили множество возражений и контраргументов, которые в свою очередь контраргументировал Сорокин. В результате полемика с Сорокиным составила целый том. Однако, в результате такой критики некоторые культорологи пересмотрели и уточнили некоторые положения своих концепций. Таким образом, динамика цивилизаций оказалась более сложной чем это представлялось сторонникам цивилизационной теории. «Надлом» и «распад» не могут рассматриваться как безвозвратное движение к концу: цивилизации – образования, обладающие огромной устойчивостью во времени и способностью выживать и возраждаться в каких-то своих компонентах. И это относится не только к многочисленным субцивилизационным включениям, но и к центральной системе ценностей и смыслов. [2]
Выдвинутые П.Сорокиным
критические положения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обоснование понятия культурно-исторического типа имело огромное значение для культурологи. Несомненно, на Земле существует множество культур, и они развиваются неодинаково. После работы Н.Я.Данилевского наши представления о культурном процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной культуры на другую является всепроникающим. И поэтому у Данилевского возникло много последователей, его работа послужила началом для становления цивилизационной теории. Однако, как и все начинания, она требовала более детальной разработки и конкретизации, в процессе которых возникли вопросы и спорные положения, которые служат темами культорологических дискуссий по сей день. Таким образом, можно утверждать, что концепция Н.Я Данилевского являлась своеобразной основой в изучении культуры, цивилизаций и взаимосвязи этих понятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского