Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:13, реферат
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (старый стиль) 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии Ливенского уезда, в родовом имении матери — Дарьи Ивановны Данилевской. Отец Н.Я.Данилевского — Яков Иванович — был армейским офицером, командовал гусарским полком, впоследствии в звании генерал-майора командовал бригадой.
На ТЕМУ: «Культурологические идеи Н. Я. Данилевского».
2013 год.
Жизненный путь Н.Я.Данилевского.
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (старый стиль) 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии Ливенского уезда, в родовом имении матери — Дарьи Ивановны Данилевской. Отец Н.Я.Данилевского — Яков Иванович — был армейским офицером, командовал гусарским полком, впоследствии в звании генерал-майора командовал бригадой.
В 1837 году Н.Я.Данилевский
поступил в императорский Царскосельский
лицей, где обучался за счет родителей.
Окончив лицей в декабре 1842 г.
Н.Я.Данилевский принял, видимо, давно
обдумывавшееся решение посвятить
себя изучению естественных наук, к
которым он, по собственному признанию,
“с самого детства чувствовал непреодолимую
склонность”, которая “с новою силою
возбудилась”, когда Н.Я.Данилевский
проходил в лицее относительно краткий
курс естественных наук. Видимо, ранний,
с детского возраста, интерес Н.Я.Данилевского
к естественным наукам формировался
не без влияния отца, который “всегда
любил науку и литературу, и
даже сам писал комедии, оставшиеся
в рукописи”. П.П.Семенов отмечает,
что в лицее в своем классе
Н.Я.Данилевский был “самым талантливым
и самым разносторонне
Как выпускник лицея Н.Я.
Ботанику, которую избрал
Н.Я.Данилевский главным
Доцентом при Шиховском был преподаватель Ценковский, который читал “прекрасные и интересные лекции по физиологии растений, тогда как Шиховский был преимущественно систематиком”.
Шиховский предоставлял студентам возможность широкого доступа к пользованию гербарием, университетской библиотекой и его собственной, охотно давал всякого рода объяснения и таким образом “являлся идеальным руководителем самостоятельных занятий студентов”.
Летом, проживая в сельской местности, Н.Я.Данилевский и П.П.Семенов занимались составлением гербариев, а весной 1848 года они предприняли путешествие из Петербурга в Москву с целью сбора коллекции растений и минералов.
Материальное положение Н.Я.Данилевского во время обучения в университете было довольно трудным, он не имел никакого состояния. О годах учебы в университете он писал: “Имея лишь малые средства как для жизни, так и для учебных пособий, необходимых при занятии этими науками (имеются в виду ботаника и зоология. — С.Б.), я должен был себе отказать почти во всех удобствах жизни”. Некоторую материальную помощь Н.Я.Данилевскому оказывали его родственники, т.к. родители находились “в стесненных обстоятельствах” и не могли присылать ему деньги. Поэтому Н.Я.Данилевский был вынужден добывать средства к существованию главным образом литературным трудом — он писал “обширные” и, по мнению П.П.Семенова, “очень дельные” научные статьи, публиковавшиеся в журнале “Отечественные записки”.
Находясь в тяжелом материальном положении, Н.Я.Данилевский не полагался на литературный труд как на единственное средство улучшения своего материального положения. Вместе с П.П.Семеновым он составил “обстоятельный проект исследования черноземного пространства России, с определением его границ, физическим и химическим анализом почв и исследованием растительности на всем черноземном пространстве”.
Весь объем работ
Н.Я.Данилевский отмечал,
что успешным исполнением этого
поручения он надеялся “проложить
себе дорогу в жизни и доставить
себе большие средства к продолжению
ученых занятий — принести пользу
отечеству и честь себе”. Однако
летом 1849 года, находясь в Тульской
губернии вместе с П.П.Семеновым
и проводя по поручению Вольно-
После того, как члены Судной комиссии ознакомились с показаниями Н.Я.Данилевского, он был оправдан. Впоследствии Я.И.Ростовцев, высокопоставленный жандармский чин, член Судной комиссии, говорил в шутку, что по прочтении увлекательных объяснений Н.Я.Данилевского все члены Судной комиссии сделались сами более или менее фурьеристами.
В докладе царю Судная комиссия отозвалась с “похвалой об уме и разносторонней образованности Данилевского”, однако царь посчитал, что “чем умнее и образованнее человек, тем он может быть опаснее, а потому наложил резолюцию об административной ссылке Данилевского в Вологду”.
Летом 1850 года Н.Я.Данилевский был выслан из Петербурга и направлен в административную ссылку в Вологду, где был зачислен на службу в канцелярию губернатора. Через два года, по ходатайству бывшего председателя суда по делу М.В.Петрашевского Перовского, Н.Я.Данилевский был переведен в канцелярию самарского губернатора.
Летом 1853 года Н.Я.Данилевский,
будучи членом-сотрудником Русского
географического общества, в которое
вступил вместе с П.П.Семеновым
еще в студенческие годы, был избран
Советом общества на должность статистика
экспедиции, снаряжавшейся Географическим
обществом совместно с
Зимой 1857 года, Н.Я.Данилевский был зачислен “чиновником, состоящим при департаменте сельского хозяйства”, а через год был назначен на должность младшего инженера.
В 1858 г. Н.Я.Данилевский был выдвинут на должность начальника экспедиции “для исследования рыболовства в Белом и Ледовитом морях”, которая продолжалась три года. Две упомянутые поездки Н.Я.Данилевского были самыми дальними из всех, которые он совершил, во время первой поездки он побывал “в Персии, на южном берегу Каспийского моря”, а во время второй он посетил Норвегию.
В 1862 г. ездил на “Псковское
и Чудское озера для
В 1870-1871 гг. Н.Я.Данилевский работал начальником экспедиции “для исследования рыболовства в северо-западных озерах России”. В 1872 г. он был командирован в Крым как председатель комиссии “для составления правил о пользовании проточными водами в Крыму”, работа комиссии затянулась в результате неблагоприятной политической обстановки, связанной с угрозой войны.
Несколько месяцев в 1879 и
1880 гг. Н.Я.Данилевский замещал
В 1880 г. Н.Я.Данилевский открыл филоксеру в Крыму и руководил проведением мероприятий по борьбе с ней. В 1885 г., находясь в командировке для “изучения причин уменьшения рыболовства на озере Гохте”, Н.Я.Данилевский умер от приступа болезни сердца в возрасте 63 лет в г.Тифлисе 7 ноября (старый стиль).
Н.Я.Данилевский был два раза женат — первый раз в 1852 г. (его жена умерла от холеры в 1853 г.) и в 1861 г., имел пятерых детей.
Предпосылки теории культурно-исторических типов.
Наиболее важным этапом в
эволюции социально-философских
Для понимания генезиса ценностных
установок Н.Я.Данилевского второго
периода его деятельности необходимо
отметить, что с самого начала его
отхода от “западнических” позиций
социально-историческую реальность он
начал мыслить в терминах, акцентировавших
особенности европейской
Вопроса об исторической миссии России (вспомним высказывание о “требованиях народного чувства”) Н.Я.Данилевский специально касается в третьей главе книги “Россия и Европа”. Русский мыслитель приводит две точки зрения по этому вопросу.
Первая — назначение России,
которая движется по пути европеизации
— продолжать движение в этом направлении,
а также выступить в роли носительницы
европейского просвещения для
С таким определением исторической миссии России Н.Я.Данилевский решительно не согласен. Стоило ли, восклицает он, “Тысячу лет строиться, обливаясь потом и кровью, и составить государство в восемьдесят миллионов (из коих шестьдесят — одного роду и племени, чему, кроме Китая, мир не представлял и не представляет другого примера) для того, чтобы потчевать европейскою цивилизацией пять или шесть миллионов... оборванцев, да, пожалуй, еще два-три миллиона монгольских кочевников...”.
Кто же, в таком случае, может указать на истинную историческую миссию России? Ответ на этот вопрос, считает Н.Я.Данилевский, надо искать у славянофилов. Проблема, однако, заключается в том, что, по мнению образованных русских, славянофильство представляет из себя “мечту”, и неверие в возможность возникновения самобытной славянской цивилизации распространено довольно широко. Отсюда вытекает главная задача, которую поставил перед собой русский мыслитель — развеять сомнения относительно возможности создания самобытной славянской цивилизации, превратив “мечту” о создании такой цивилизации в научно обоснованную теорию.
На последнем моменте в составе аксиологической установки Н.Я.Данилевского, видимо, следует сделать акцент. Дело в том, что учение Н.Я.Данилевского можно представить как попытку сформировать представление об исторической миссии России.
Старая теория “Москва
— третий Рим” уже не могла занимать
умы образованного русского общества.
Теория официальной народности не отличалась
научной обоснованностью и
В этих условиях Н.Я.Данилевский
и предпринял попытку реформировать
представление об исторической миссии
России, отведя ей важнейшую роль в
создании всеславянского союза и
славянского культурно-
Теперь обратимся к более подробному рассмотрению теоретико-методологических предпосылок теории культурно-исторических типов: метода типологии и принципа отождествления органического социального образования, и начнем с анализа второй из указанных предпосылок.
Ориентировавшийся на натуралистическую методологическую модель Н.Я.Данилевский считал ее общенаучной.
Рассматривая метод типологии
как компонент методологической
установки Н.Я.Данилевского, необходимо
отметить, что этот метод рассматривается
автором “России и Европы”
преимущественно в
Характеризуя метод типологии,
было бы неверно игнорировать связь
этого метода с позитивной частью
антидарвинистской программы Н.
Рассуждая абстрактно-логически, можно указать на два типа классификации: эволюционную — распределение классификационных типов в виде совокупности (“лестницы” или цепочки) эволюционных ступеней, и неэволюционную. Именно второй тип классификации выбирает Н.Я.Данилевский для систематизации явлений органического мира. Основанием такого предпочтения является неэволюционный взгляд на происхождение видов.
Как отмечают А.А.Галактионов
и П.Ф.Никандров: “Определяющими в
организме-мире он (Н.Я.Данилевский
— С.Б.) считает не общие законы
дискретного целого, а индивидуальные
законы отдельных типов-организмов.
Поэтому всеобщему закону развития,
положенному Дарвином в механизм
естественного отбора и видообразования,
Данилевский противопоставляет
“морфологический принцип”, согласно
которому виды (типы) органического
мира не развиваются посредством
превращений и восхождения по
ступеням единого процесса совершенствования.
Они изменяются только в плоскости
своего собственного существования
по собственным имманентным
Информация о работе Культурологические идеи Н. Я. Данилевского