Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:31, реферат
Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.
Ведение 2
1.Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры 3
2 Религия 5
3 Искусство 7
4 Письменность и язык 11
5 Наука 12
6 Быт 13
7 Праздники 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Содержание
Ведение 2
1.Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры 3
2 Религия 5
3 Искусство 7
4 Письменность и язык 11
5 Наука 12
6 Быт 13
7 Праздники 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение
Актуальность темы.
Я выбрала именно эту тему реферата так как мне всегда нравились эти интересные древние культуры. Большое любопытство вызвал вопрос о том что древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали близко расположенные друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время и это сказалось на развитии их культур.
Цель. Целью моего реферата является описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур.
На мой взгляд, к настоящему моменту в области культуры Древней Греции и Рима изучено практически все. Во всяком случае, вряд ли какое-нибудь будущее открытие в этой области сможет коренным образом изменить наше представление об этих цивилизациях
Задачи. Показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия;
Выяснить уровень развития культуры.
Определить оказала ли влияние греческая культура на развитие римской;
Рассмотреть, как античная культура повлияла на развитие науки.
Древнегреческая и древнеримская
цивилизации занимали расположенные
географически близко друг к другу
территории, существовали почти в
одно и тоже время, поэтому нет
ничего удивительного, что они тесно
связаны между собой. Обе цивилизации
обладали развитыми культурами, которые
развивались, взаимодействуя друг с
другом. Конечно, изучение древнего мира
проводится не из простого любопытства.
Исторические события взаимосвязаны
и оказывают большое влияние
друг на друга. Цивилизации Древней
Греции и Древнего Рима позднее стали
основой для возникновения
Основные особенности
древнегреческой и
Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание - они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы - их общее дело»[1]. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур. Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI - IX вв. до н. э.), архаический (VIII - VI вв. до н.э.), классический (V - IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV - I вв. до н. э.) Золота в Греции нет: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно.
Выработке этой морали
Столицу империи и другие большие
города украшали великолепные крупные
здания -- храмы местных и общеимперских
божеств, дворцы, «базилики», портики
для прогулок, а также различного
вида здания для общественных развлечений,
театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах
шли представления -- травля зверей,
бои гладиаторов, публичные казни.
До настоящего времени, кроме грандиозного
римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея),
построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего
около 50 тыс. зрителей, в различных
местах, некогда бывших городами Римской
империи, сохранились остатки
Отличительной чертой городов эпохи 1--III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация. В самом Риме во II--V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город.
В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» -- «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.
Постепенно складывалась
Религия
Космогонические представления греков
принципиально не отличались от представлений
многих других народов. Считалось, что
изначально существовали Хаос, Земля (Гея),
подземный мир (Тартар) и Эрос--жизненное
начало. Гея породила звездное небо--
Уран, который стал первым властителем
мира и супругом Геи. От Урана и
Геи родилось второе поколение богов--титаны.
Титан Кронос (бог земледелия) низверг
власть Урана. В свою очередь дети
Кроноса--Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра
и Гера--под водительством
Таким образом, олимпийские боги--третье
поколение божеств. Верховным божеством
стал Зевс - властитель неба, грома и
молнии. Среди потомков Зевса особо
выделялся Аполлон--бог
Из-за политической раздробленности
и отсутствия жреческого сословия у
греков не сложилась единая религия.
Возникло большое количество очень
близких, но не идентичных религиозных
систем. По мере развития полисного
мировоззрения оформлялись
В повседневной жизни римлян религия
играла очень важную роль. Римляне,
так же как и все народы древности,
обожествляли непонятные им явления
природы и общественной жизни. В
римской религии долгое время
сохранялись остатки
Древним и почитаемым был культ
богов, олицетворявших разные стороны
земледелия, главного занятия римлян.
Богиня Венера считалась покровительницей
садов и огородов, божеством обилия
и плодородия природы. Существовал
бог посевов -- Сатурн, жатвы -- бог
Коне и т.д. Начиная с III в до н.
э, на римскую религию очень сильное
влияние стала оказывать
Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной и др. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон. Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Жертвенное животное подводилось к специальному алтарю и убивалось. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем. чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной. Наблюдали за культом отдельных богов, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет особые коллегии сведущих людей - жроецы.
Римская религия носила печать формализма
и трезвой практичности: от богов
ждали помощи в конкретных делах
и потому скрупулезно выполняли
установленные обряды и приносили
нужные жертвы. Римляне обращали большое
внимание на внешнюю сторону религии,
на мелочное выполнение обрядов, а не
на духовное слияние с божеством.
Широкое проникновение
Искусство
Искусство древнего Рима, как и
древней Греции, развивалось в
рамках рабовладельческого общества,
поэтому именно эти два основных
компонента имеют ввиду, когда говорят
об "античном искусстве". Искусство
Рима считают завершением
В древнем Риме скульптура ограничивалась
преимущественно историческим рельефом
и портретом, зато получили развитие
изобразительные искусства с
иллюзорной трактовкой объемов и
форм - фреска, мозаика, станковая живопись,
слабо распространенные у греков.
Архитектура достигла небывалых
успехов как в ее строительно-инженерном,
так и в ансамблевом выражении.
Новым было у римлян и их понимание
взаимосвязи художественной формы
и пространства. В римской архитектуре,
поражающей обычно своими ансамблевыми
размахами, предпочтение отдавалось замкнутым
формам. Зодчие любили псевдоперипетры
с колоннадой, наполовину утопленной
в стену. Если древнегреческие площади
всегда были открыты пространству,
подобно Агоре в Афинах или
других эллинистических городах, то
римские либо обносились, как форумы
Августа или Нервы, высокими стенами,
либо устраивались в низинах. Тот
же принцип проявлялся и в скульптуре.
Пластичные формы греческих атлетов
всегда представлены открыто. Образы,
подобные молящемуся римлянину, набросившему
на голову край одеяния, большей частью
заключены в себе, сосредоточены.
Римские мастера в скульптурных
портретах концентрировали