Культурология, ее предмет, методы и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.

Содержание работы

содержание
Введение…………………………………………………………………………………..
1. Культурология как наука……………………………………………………
2. Современное понимание культурологии …………………………
3. Предмет и методы культурологии…………………………………….
4. Роль культурологии в обществе………………………………………..
5. Заключение…………………………………………………………………………
6. Литература………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.14 Кб (Скачать файл)

                         Министерство образования и науки Российской Федерации                                                                                                                

ГОУ ВПО Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

___________________________________________

Выборгский  филиал

                                          Кафедра «Менеджмент»          
 

                                                       Контрольная работа

  
 
 

по  дисциплине: Культуролдогия.

на  тему: Культурология, ее предмет, методы и роль в обществе.                                 

          
 

                                                                                            Выполнила: Стеблева В.Н.

                                                                                            Группа: 6/7110

                                                                                                                Проверил: Пастушенко П.В.

                                                                          Выборг

2010

    содержание

      Введение…………………………………………………………………………………..

  1. Культурология как наука……………………………………………………
  2. Современное понимание культурологии …………………………
  3. Предмет и методы культурологии…………………………………….                   
  4. Роль культурологии  в обществе………………………………………..
  5. Заключение…………………………………………………………………………
  6. Литература………………………………………………………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Введение. 

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный. 
 

                                      1. Культурология как наука     

                      

Культурология - это гуманитарная наука о  сущности, закономерностях существования  и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.  Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической  сферы гуманитарного знания относится  к Новому времени и связано  с философскими концепциями истории  Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и  Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей,  О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей  взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и  концепции культурологии XX в. связаны  также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология  представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.   Метод культурологии  есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.  В культурологии есть не только система рационального знания, но и система  внерационального понимания, и обе эти системы внутренне  согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.

  Высшим достижением  культурологии является полнота  понимания, опирающаяся на полноту  объяснения. Это позволяет приникать  в жизненный мир иных культур,  осуществлять диалог с ними  и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.  Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной  наукой.

                     

2. Современное понимание культурологии  

      В 20 веке культурология конституируется  как самостоятельная наука, стоящая  вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через  философию культуры. связь эта  имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как  часть философского знания или в  отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских  вопросов. Немаловажно и то, что  философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно  переплетаются в творчестве многих ученых.

      Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который  считает игру

основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические  рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т. п. Наконец, надо остановиться на теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике. П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание).Приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма условна. Эта условность связана с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.

                                     3.Предмет и методы культурологии.    

Предмет культурологии –  объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры,факторы и предпосылки,управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

В развитии культурологичийеских теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология,психология,философия  и история. Но выделение специфики  предмета и объекта изучения культурологии  позволяет провести границу между  ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искуственным обьектам и процессам.И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю о событийно – деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретноисторическими формами этого бытия, которые подразумивают как формообразующие элементы культурно -  исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности. В становлении культурогии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический(1800-1860), эволюционистский(1860-1895), исторический(1895-1925). В эти периоды происходило накопление знаний,формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключивых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины хх в.  ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти значения начинают востребоваться и пременяться в самых различных сферах -  в практике  массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т.д.

     Предметная  область культурологии может  быть определена и в зависимости  от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную  и прикладную. Целью фундаментальной  культурологии является теоретическое  познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов  исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления  культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования  культурного наследия.

     Итак, основными компонентами предмета культурологии  являются:

     - онтология культуры: многообразие  ее определений и ракурсов  познания, социальных функций и  параметров;

     - гносеология культуры: основания  культурологического знания и  его место в системе наук, внутренняя  структура и методология; 

     - морфология культуры: основные параметры ее функциональной  структуры как системы форм  социальной организации, регуляции  и коммуникации, познания, кумуляции  и трансляции социального опыта; 

     - культурная семантика: представления  о символах, знаках и образах,  языках и текстах культуры, механизмах  культурного коммуницирования;

     - антропология культуры: представления  о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе»  и потребителе культуры;

     - социология культуры: представления  о социальной стратифицированности  и пространственно-временной дифференцированности  культуры, о культуре как системе  «правил игры» и технологий  социального взаимодействия;

     - социальная динамика культуры: представления  об основных типах социокуль-турных  процессов, генезисе и изменчивости  культурных феноменов и систем;

     - историческая динамика культуры: представления об эволюции форм  социокультурной организации; 

     - прикладные аспекты культурологии:  представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

     В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного  феномена. Они представляют собой  комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались  в рамках наук, составляющих фундамент  культурологии. Однако используются они  выборочно, трансформируясь при  этом под задачи культурологического  исследования. Отбор методов зависит  как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его  принадлежности к той или иной культурологической школе.

Если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальный уровень - эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы - описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т.п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы, - понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей.                                      

Информация о работе Культурология, ее предмет, методы и роль в обществе