Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 19:02, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.
содержание
Введение…………………………………………………………………………………..
1. Культурология как наука……………………………………………………
2. Современное понимание культурологии …………………………
3. Предмет и методы культурологии…………………………………….
4. Роль культурологии в обществе………………………………………..
5. Заключение…………………………………………………………………………
6. Литература………………………………………………………………………….
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
______________________________
Выборгский филиал
по дисциплине: Культуролдогия.
на
тему: Культурология, ее предмет,
методы и роль в обществе.
2010
содержание
Введение…………………………………………………………
Культурология
наука о культуре, о смыслах. От истории
культурологию отличает то, что история
пытается установить время того или иного
факта, для историка важен сам факт, а ля
культуролога важно, что значила культура
в то или иное время. Наиболее распространенным
определением культурологии является
ее понимание как науки о наиболее общих
закономерностях развития культуры. Культурология,
как и гуманитарное знание в целом, в силу
ряда причин не полностью удовлетворяет
тем критериям научности, которые сформировались
в рамках естественных наук. Поэтому, когда
хотят подчеркнуть социально-научный
характер культурологического исследования,
опирающегося на соответствующие методы,
говорят о социальной культурологии. Следование
научной методологии в данном случае является
обязательным и затрагивает как объект,
так и предмет и метод концептуального
изложения. Необходимый эмпирический
и теоретический базис, который служит
своего рода критерием обоснованности
культурологических гипотез, определяет
границы их применения. Гуманитарная проблематика
и соответствующий ей стиль мышления обусловлены
как неповторимостью каждой личности,
ее внутреннего мира, эмоциональных состояний,
чувств, одаренности, так и ее принадлежностью
к социокультурной среде. В зависимости
от того, стремимся ли мы исследовать социальные
формы жизни человека в культуре, или,
напротив, хотим понять индивидуальное,
личностное преломление социокультурных
феноменов, выбирается и аспект культурологии
- либо социальный либо гуманитарный.
Культурология
- это гуманитарная наука о сущности,
закономерностях существования
и развития, человеческом значении
и способах постижения культуры.
Тэйлор ввел термин культурология Хотя
культура стала предметом познания
с момента возникновения
Высшим достижением
культурологии является
2.
Современное понимание
культурологии
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.
Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который считает игру
основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т. п. Наконец, надо остановиться на теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике. П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание).Приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма условна. Эта условность связана с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.
3.Предмет и методы культурологии.
Предмет культурологии – объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры,факторы и предпосылки,управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
В развитии
культурологичийеских теорий вносят свой
вклад разные научные направления:
антропология, социология,психология,
Предметная
область культурологии может
быть определена и в зависимости
от целей культурологического
Итак, основными компонентами предмета культурологии являются:
- онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;
- гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;
- морфология культуры:
основные параметры ее
-
культурная семантика:
-
антропология культуры: представления
о личностных параметрах
-
социология культуры: представления
о социальной
-
социальная динамика культуры: представления
об основных типах социокуль-
-
историческая динамика
-
прикладные аспекты
В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе.
Если проследить
историю становления
Информация о работе Культурология, ее предмет, методы и роль в обществе