Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 19:02, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.
содержание
Введение…………………………………………………………………………………..
1. Культурология как наука……………………………………………………
2. Современное понимание культурологии …………………………
3. Предмет и методы культурологии…………………………………….
4. Роль культурологии в обществе………………………………………..
5. Заключение…………………………………………………………………………
6. Литература………………………………………………………………………….
Эволюционный метод-- он успешно применялся на заре культурологии английской этнографической школой Э. Тайлора, а в первой половине XX в. — Л. Леви-Брюлем при анализе связи культуры и особенностей мышления человека. Эволюционный метод наравне с диалектическим, который рассматривает динамику культуры не только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает скачкообразные, резкие изменения, культурные революции (т. е. периоды создания новых типов культур и смены лидирующей роли отдельных отраслей культуры), является частью исторического метода. Длительное время изменения в природе и обществе находили объяснение в общественной мысли в рамках идеи творения (креационизма), имеющего либо божественный характер либо вытекающего из творческого озарения, связанного с выдающейся личностью пророка, вождя, мыслителя, художника, правителя и т.д. Конечно, наиболее убедительным примером такого рода событий для многих поколений была Библия, созданная пророками или апостолами, фиксировавшими великие события в истории, божественные деяния и слова.
На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др.
Структурно-функциональный метод
Детальное
изучение первобытных культур
Структурно-функциональный метод формируется в начале XX в. в ходе расширяющегося взаимодействия западных обществ с культурами различных стран и народов. Методология эволюционизма оказалась непригодной для научного освоения того качественно нового эмпирического материала, который стал в изобилии накапливаться антропологами в результате полевых исследований.
Культурология,
безусловно, ориентирована на познание
того общего, что связывает различные
формы культурного
4.Роль культурологии в обществе.
Культурология играет огромнейшую роль в духовном процессе общества.
Социальные подъёмы навсегда способны создать значительную культуру, большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и противоречий, решение которых не является одной из основных движущих сил культурных измерений.
Связь
культуры с общественной жизнью, её
понимание как процесса творческой
и социальной деятельности человека
– истина объективная и давно
известная. Вся принципиальная новизна
использования социокультурного фактора
при анализе общественного
а) специфика законов культуры;
б) её конкретное социальное бытие.
Общество
способно существовать и плодотворно
развиваться только при условии
преодоления противоречий между
культурой и социальными
Конечно,
всемерно учитывая специфические культурные
законы, прогресс культуры нельзя отрывать
от изменений, происходящих в социальной
и экономической жизни страны.
«Ничейной» культуры не бывает. Она
всегда принадлежит человеку, социальной
группе, обществу, выступает специфической
концентрацией социального
Что же с этой точки зрения происходит в нашей стране? Объективно необходимое возрастание социальной роли культуры пока никак не отразилось на культурной политики, на признании её одной из важнейших и приоритетных сфер жизнедеятельности общества. Более того, современное общество, не осознавая этого, вступило на опасный путь игнорирования универсального закона приоритетности культуры в общественном развитии.
Что
глубже понять этот закон, зададимся
вопросом: «Способны ли в наши дни
существовать без культуры политика,
экономика, право, вообще любая сфера
общественной жизни? Можно ли в нашей
стране построить новое общество,
новую жизнь, осуществить реформы
без культуры?» Ответ
Для нашей страны культурная ситуация отягощена странным идеологическим наследием, которое по своим последствием может быть сопоставлено лишь с татаро-монгольским игом, отбросившем нашу Родину на два столетия назад.
Нам остался один шаг до антропофагии. Она – прямое следствие эгоизма и индивидуализма, когда каждый только за себя и когда выживает тот, у кого крепче зубы. В самом деле: как-то незаметно мы умудрились исключить из нашей жизни всю мораль и подвести теоретическую базу под её отрицание.
Все эти черты не объединяют, а разъединяют людей, что нужно в конкурентной борьбе, но неприемлемо в морали.
Таким образом приоритетность культуры – основной закон жизни всей человеческой цивилизации. Этот закон и залог её будущей жизни. что будет происходить с человечеством при отрицании этого закона – очень ярко видно, к сожалению, на нынешнем состоянии общества. Выйти из этого состояния, приобщиться к цивилизованному миру возможно только при воспитании культурных приоритетов.
В конце XIX – начале XX вв. Россия была одним из центров мировой культуры. Престиж классической русской культуры был весьма значителен. Для запада русская классика сверкала путеводным факелом. Ирония истории заключалась в том, что революция, начавшись со стремлением обогатить народ духовными ценностями, обернулась для общества культурной деградацией, мощной войной упрощения культуры.
Известно,
что некоторые деятели
Современная
духовная жизнь развиваться в
особых условиях сплетения взбудораженной
общественной мысли с политической
публицистикой, философскими и религиозными
поисками в художественной литературе
и литературной критике. Принципиальные
её черты – ведение жизненных
процессов, чувствование общественной
температуры, умение смотреть в лицо
реальности.
Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».
Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врождённой интеллигентности. Многое даёт и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тыс. книг из миллионных сокровищ, книги в доме – признак культуры. Дом без книги – дом дикарей. К сожалению, не ушло ещё явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, всё больше получаем «готовое», часами просиживаем у телевизора.
Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом правилами этикета. Не пытаясь рассмотреть весь спектр взаимоотношений людей в обществе, регулируемых правилами хорошего тона, можно остановиться лишь на некоторых.
Мир человека – это мир культуры. в своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца, создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и природному, и миру божественному, существующим помимо человека. в этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.
Можно
сказать, что культура в целом
определяет те рамки, в которых может
и должен действовать человек. Культура
регулирует поведение человека в
семье, школе, на производстве, в быту
и т.д., потому что она содержит
систему предписаний и
Реферат можно использовать для самостоятельного чтения, т.к. язык реферата простой и лёгкий.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Уч. для вузов. 2006г.
Информация о работе Культурология, ее предмет, методы и роль в обществе