Культурология как наука, изучающая культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

В античности под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

Файлы: 1 файл

Кулбторология.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие культуры.

В античности под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось  это значение (злаковые культуры и  др.). Древние греки под этим подразумевали  отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному  идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели  в виду разумность человеческого  общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень  образованности.

В XIX веке установились 4 основных понимания  слова «Культура»;

  1. уровень общего состояния ума;
  2. уровень интеллектуального развития целого общества;
  3. совокупность художественно-творческой деятельности;
  4. способ жизни материального и духовного плана.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  созданных ими материальных и  духовных ценностях.

Культуру создает человек, являясь  субъектом природы, и в то же время  культура воздействует на человека через  нормы, правила, законы, и человек  является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности  и наследования культуры.

Функции культуры.

Культура – многофункциональная  система:

  1. освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций;
  2. познавательная;
  3. хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации;
  4. образовательная;
  5. воспитательная;
  6. коммуникативная (общение);
  7. нормативная (регулятивная);
  8. психологическая разрядка.

Структура культуры.

Структурными единицами культуры являются материальная и духовная культуры.

Материальная культура – предметно-объектная  деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».

К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство  человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.

Духовная культура – эмоционально-чувственная  сторона деятельности человека.

Формы духовной культуры:

  1. Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой..
  2. Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.
  3. Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.
  4. Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.
  5. Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.
  6. Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в общество.

2. Культурология как наука, изучающая культуру.

Культурология - это, прежде всего наука о культуре. Часть слова "-логия" применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных делать логические выводы. Культурология - это наука, изучающая культуру. Культура – это все, что охватывает человеческую жизнь.

Культурология – специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.

Культурология позволяет отличить человеческую жизнедеятельность от биологических форм жизни, осознать своеобразие исторических форм деятельности. Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

Предмет культурологии – это зарождение, функционирование и развитие культуры, как человеческого способа жизни. Предмет культурологии обширен. В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.

Культурология делится на:

  1. теоретическую – исследует общество, его основы, содержание, проводит исследование в области литературы, мифологии, религии, искусствоведения, истории общества и другие конкретные проявления из жизни общества;
  2. прикладную – вырабатывает культурную политику, которая организовывает работу с населением через музеи, выставки, театры и т.д.

Важнейшая задача культурологии – построить генетику культуры, чтобы предсказать ход развития общества.

Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно  взаимодействуют друг с другом в  изучении этого объекта. Это говорит  о том, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии.

Культурология – это предмет философского сознания, который изучает историю мировой культуры. Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975 ) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические -отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей.

В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они - в зависимости от избранного подхода или угла зрения - могут быть сведены к нескольким основным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.

Первым из них является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.

3. Философия культуры, как наука изучающая культуру.

В конце XIX века сложилась характерная  для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тейлором который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. Эти методы отличаются от методов, применяемых в других наука, но иногда и имеют схожесть. Граница между методами - подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

  1. Описательные методы постижения культуры они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
  2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
  3. Ценностные - трактуют природу как5 совокупность духовных и материальных ценностей.
  4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и и правила регламентирующие жизнь людей.
  5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
  6. Исторический подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
  7. Функциональные характеризуют культуры через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязанность этих функций в ней.
  8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.

Формирование культурологии как особой сферы гуманитарного знания тесно связано с современной философией. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую эта наука всегда играла в европейской культуре, пробуя новые методы познания, вычленяя ранее неизвестные его области.

Различные объекты познания – природа, человек, культура, общественная история, техника, знания делают одно и то же противостояние между философией и  культурологией. Человек оказывается предметом внимания, как в философской антропологии, так и в теоретической. Знание о культуре, не культурология, а философия культуры.

Начиная с античности, именно философия  становится для человека основной формой осознания им своей культуры, что  отличает европейскую культуру от других культур, где подобную функцию выполняют  мифология и религия. В этом смысле философию культуры можно назвать  культурным самосознанием европейского человека, его знанием о собственной  культуре. Само возникновение философии  культуры явилось следствием ее отделения  от религии (секуляризация) в новое  время. Именно европейская культура сделала философию главным органом  своего самопознания и самоосмысления.

В более узком значении философия  культуры возникает в составе  классической философии нового времени, когда понятие культуры из термина  обыденного языка становится самостоятельной  философской категорией. Уже в  эпоху Просвещения слово «культура» используется (Аделунгом, Гердером, Кантом) в качестве центральной категории  философии истории, понимаемой как  «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь - синоним  разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя перед собой задачу детального и подробного изучения этой истории, философы стремились лишь к выработке  общей «идеи культуры», объясняющей  им смысл и направленность всей человеческой истории. По степени приближения  истории к этой «идее» судили о  порядке, связности, последовательности исторического процесса, об уровне исторической зрелости (прогрессивности) стран и народов.

В развитии философии культуры можно  выделить два этапа - классический и  постклассический. Оба они представляют самосознание европейской (западной) культуры на разных, сменяющих друг друга этапах ее существования. Первый из них совпадает с расцветом и утверждением этой культуры в странах европейского региона (начиная примерно с эпохи Возрождения и вплоть до середины прошлого века). Свойственные этому периоду чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, в конечное торжество разума и свободы, в победу человека над силами природы, получившие наиболее полное выражение в философии Просвещения, заставляют здесь смотреть на культуру нового времени как на высшее достижение истории человечества, имеющее глобальное, всемирно-историческое значение. Именно эта культура послужила в классической философии исходным образцом («моделью») для ее обобщенно-теоретического понимания, легла в основу определения смысла и сущности человеческой культуры в целом.

Ограниченность и недостаточность  такой «модели» осознается на другом – постклассическом этапе развития культуро-философской мысли, отмеченном определенным разочарованием в культурных достижениях западной цивилизации, усилением интереса к культурному опыту внеевропейских стран. Начиная с философии жизни (Шопенгауэр, Ницше), главной темой философии культуры становится тема кризиса европейской культуры, уже не способной решать жизненно важные для человека проблемы его личного существования. Одновременно происходит переосмысление тех основополагающих принципов культурного бытия человека (гуманизм, рационализм, историзм), которые были положены в основание классической «модели» культуры.

Основные модели культуры в истории  философского осмысления культуры.

  1. натуралистическая:
  2. видела в культуре человеческое продолжение природы.
  3. благодаря культуре человека не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо)
  4. классическая (19 в.):
  5. человек как субъект культуры выступает творцом культуры.
  6. жесткое разделение объекта и субъекта познания.
  7. предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека.
  8. эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития - духовное творчество
  9. культура - чисто духовное образование
  10. неклассическая (модернистская):
  11. ориентируется на повседневную жизнь человека.
  12. -культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.
  13. постмодернистская.
  14. философское осмысление культуры - без субъекта.
  15. понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности признаков.

Информация о работе Культурология как наука, изучающая культуру