Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:42, реферат
В античности под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.
1. Понятие культуры.
В античности под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.
В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;
Культура – исторически
Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.
Функции культуры.
Культура –
Структура культуры.
Структурными единицами
Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».
К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.
Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.
Формы духовной культуры:
2. Культурология как наука, изучающая культуру.
Культурология - это, прежде всего наука о культуре. Часть слова "-логия" применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных делать логические выводы. Культурология - это наука, изучающая культуру. Культура – это все, что охватывает человеческую жизнь.
Культурология – специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.
Культурология позволяет отличить человеческую жизнедеятельность от биологических форм жизни, осознать своеобразие исторических форм деятельности. Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.
Предмет культурологии – это зарождение, функционирование и развитие культуры, как человеческого способа жизни. Предмет культурологии обширен. В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия.
Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.
Культурология делится на:
Важнейшая задача культурологии – построить генетику культуры, чтобы предсказать ход развития общества.
Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это говорит о том, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии.
Культурология – это предмет философского сознания, который изучает историю мировой культуры. Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975 ) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические -отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей.
В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они - в зависимости от избранного подхода или угла зрения - могут быть сведены к нескольким основным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.
Первым из них является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.
3. Философия культуры, как наука изучающая культуру.
В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тейлором который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. Эти методы отличаются от методов, применяемых в других наука, но иногда и имеют схожесть. Граница между методами - подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:
Формирование культурологии как особой сферы гуманитарного знания тесно связано с современной философией. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую эта наука всегда играла в европейской культуре, пробуя новые методы познания, вычленяя ранее неизвестные его области.
Различные объекты познания – природа, человек, культура, общественная история, техника, знания делают одно и то же противостояние между философией и культурологией. Человек оказывается предметом внимания, как в философской антропологии, так и в теоретической. Знание о культуре, не культурология, а философия культуры.
Начиная с античности, именно философия
становится для человека основной формой
осознания им своей культуры, что
отличает европейскую культуру от других
культур, где подобную функцию выполняют
мифология и религия. В этом смысле
философию культуры можно назвать
культурным самосознанием европейского
человека, его знанием о собственной
культуре. Само возникновение философии
культуры явилось следствием ее отделения
от религии (секуляризация) в новое
время. Именно европейская культура
сделала философию главным
В более узком значении философия
культуры возникает в составе
классической философии нового времени,
когда понятие культуры из термина
обыденного языка становится самостоятельной
философской категорией. Уже в
эпоху Просвещения слово «
В развитии философии культуры можно выделить два этапа - классический и постклассический. Оба они представляют самосознание европейской (западной) культуры на разных, сменяющих друг друга этапах ее существования. Первый из них совпадает с расцветом и утверждением этой культуры в странах европейского региона (начиная примерно с эпохи Возрождения и вплоть до середины прошлого века). Свойственные этому периоду чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, в конечное торжество разума и свободы, в победу человека над силами природы, получившие наиболее полное выражение в философии Просвещения, заставляют здесь смотреть на культуру нового времени как на высшее достижение истории человечества, имеющее глобальное, всемирно-историческое значение. Именно эта культура послужила в классической философии исходным образцом («моделью») для ее обобщенно-теоретического понимания, легла в основу определения смысла и сущности человеческой культуры в целом.
Ограниченность и
Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.
Информация о работе Культурология как наука, изучающая культуру