Культурология как наука, изучающая культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

В античности под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

Файлы: 1 файл

Кулбторология.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации  в зависимости от того или иного  аспекта рассмотрения культуры. Можно  выделить ряд достаточно разработанных  подходов к осмыслению культуры:

  1. Аксеологический (ценностный) подход:

- выделение сферы бытия, называемой  миром ценностей. Именно, к этому  миру и применимо понятие «культура».

- культура – итог всего многообразия  деятельности человека как совокупность  материальных и духовных ценностей.

- главные проблемы этого подхода  – понимание природы ценностей,  их происхождение общезначимости.

  1. Деятельный:

- культура выступает специфическим  способом человеческой деятельности.

- в деятельности реализуется  единство субъективного и объективного.

- культура – способ регуляции,  сохранения, воспроизведения и развития  общества, основа творческой активности  человека.

  1. Структуралистический:

- культура – совокупность социальных  элементов, носителей ценностных  отношений, регулирующих человеческую  деятельность (брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных  факторов.

  1. Социологический:

- культура – социальный инструмент, который позволяет рассматривать  общество как устойчивую целостность,  отличную от природы.

  1. Гуманитарный:

- внимание акцентируется на  совершенствовании человека как  духовно-нравственного субъекта  культуры.

Исходя из этого, можно сделать  вывод: все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако сохраняется потребность в формировании обобщенного понимания культуры. Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.

4. Общее и различное  между культурологией и философией культуры.

Культурология и философия культуры – взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, оформлением и уровнем обобщений исследования. Культурология — область знания, возникшая на стыке философии культуры. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм — одна из причин возникновения культурологии. Разнообразие методов культурологии обусловлено ее интегративным характером. Философия культуры является методологией осмысления метафизической сущности культуры и ориентируется на ее философское постижение. Философия культуры осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества (символические формы Э. Кассирера, структуры ценностного сознания М. Шелера и т. д.), Культурология. занята изучением культурно-исторических явлений, выявлением закономерностей их порождения, функционирования и изменчивости. Философия культуры — не просто сумма высказываний о культуре отдельных философов, но часть философской системы, необходимо вытекающая из ее общего замысла. Философ может не называть себя философом культуры, но его философия именно такова.

Итак, философия и наука изучают  культуру в ее целостности — в  чем же тогда различие между ними? Философия в любом случае это  часть культуры, причем не вообще культуры, а вполне конкретной — европейской, начало которой было положено греческой  античностью. Философия, по словам итальянских  историков западной философии Д. Реале и Д. Антисери, есть «создание эллинского гения». Философия, родившаяся в античности, сделала возможным и появление науки, причем долгое время они существовали нераздельно друг от друга. Только когда наука отделилась от философии, стало ясно, что их разделяет в плане познания мира.

Будучи обязаны своим происхождением одной и той же культуре, философия  и наука по-разному реагируют  на свою связь с ней, на факт своей  культурной обусловленности. Для философа он определяющий: он смотрит на мир  глазами своей культуры, через  ее призму. Мир для него — это  мир культуры, в которой он живет  и с которой связан самым непосредственным образом. Даже когда он пытается облечь свою мысль в научную форму, последняя  оказывается для него всего лишь переводом свойственных его культуре смыслов и значений на язык науки. Античность, Средневековье, Новое и  новейшее время — это вехи не только в истории европейской  культуры, но и в процессе смены  философских мировоззрений. Наука  также существует в определенном культурном контексте, но последний  воспринимается ученым, скорее, как  помеха на пути к объективному знанию, что лучше вынести за скобки, исключить  из состава теоретических выводов  и положений. Если бы истины науки  признавались таковыми только для определенной культуры, наука была бы невозможной.

Философское познание в отличие  от научного имеет смысл в границах определенной культуры. А так как  такой культурой, как уже говорилось, является европейская, мир в представлении  философа — это мир европейского человека, как он дан его сознанию. Наука в своих содержательных построениях обладает свойством  всеобщности и необходимости, сохраняющимся  за рамками любой культуры, философия  — свойством культурной уникальности и самобытности. Можно сказать, что  ученый познает мир в его объективном  существовании, т.е. вне связи с  собственной субъективностью, философ  же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи со своей  субъективностью, всегда культурно  обусловленной. Нет одной философии  для всех времен и народов, тогда  как выводы науки не могут быть оспорены обстоятельствами места и  времени.

Во все времена человеку был  убежден в том, что вещи, с которыми он имеет дело в своей жизненной  практике, заключают в себе нечто  большее, чем ему только видится, слышится, осязается в них. В вещах  ему постоянно чудился какой-то «тайный смысл», скрытый от внешнего наблюдения и имеющий для него более важное значение, чем просто теоретическое знание о них. Способность  вещи излучать из себя человеческий смысл (точнее, способность человека наделять ее таким смыслом) превращает ее в  предмет культуры. Философ обладает умением «видеть» этот смысл, постигать  его «особым зрением» — умозрением, выражая его в идее. Все, что  попадает в поле его зрения, предстает  для него в своем культурном значении. И только наука смотрит на мир  как бы через прозрачное стекло, пытаясь увидеть в нем то, что  существует безотносительно к познающему субъекту.

Философия, с этой точки зрения, действительно, есть «рефлексия на культуру», что, однако еще недостаточно для  появления философии культуры. Воспринимать мир под углом зрения своей  культуры не значит еще иметь «идею  культуры». Выработка такой идеи и составляет задачу философии культуры. Культура здесь — не только предпосылка, но и особый предмет познания в  ряду других предметов. Наука фиксирует  в культуре то, что не зависит  от нас, философия — то, что предопределено нашей свободой. Традиция, положившая в основу культуры человеческую свободу, и сделала возможной возникновение  философии культуры.

Теперь можно сформулировать в  общем виде отличие философии  культуры от культурологии (науки о культуре). Если культурология есть знание о разных культурах в их отличии друг от друга, то философия культуры есть знание о своей культуре, или культурное самосознание человека. Оба знания взаимно предполагают друг друга. Осознавая свою культурную идентичность, мы не можем обойтись без знания о разных культурах, без научного знания, а последнее лишено смысла без «идеи культуры», т.е. ее значения для познающего субъекта. Вне научного изучения культура — отвлеченная идея, вне философского осмысления — механическая сумма разрозненных в пространстве и времени образований.

Вместе с тем философию культуры нельзя рассматривать как всего  лишь вспомогательную дисциплину по отношению к наукам о культуре. В общем составе знания о культуре она играет самостоятельную роль, не сводимую к функции ее научного познания. Культура во всех своих проявлениях  может стать предметом науки, но никакая наука, в том числе  и наука о культуре, не может  подменить ее собой. Не было и нет  культуры, в которой люди живут  исключительно «по науке», исключающей  все вненаучные и донаучные формы сознания. Делая своим предметом миф, религию, искусство, наука не отменяет их существования в качестве особых образований культуры, т.е. права последней быть чем-то большим, чем наука. Сколь бы не была высока степень научной изученности культуры, для человека она остается тем, чем является по своей «идее», т.е. как мыслится им в границах философского сознания.

Русский мыслитель П.Флоренский писал, что культура как бы отщепляется  от культа. Она является “вместилищем”  ценностей, т.е. позитивных продуктов  духовной деятельности человека - идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях  добра, справедливости, совести и  других. Духовная культура выполняет  социализирующую функцию, играет главную  роль в формировании человеческого  в человеке - высоких потребностей и благородных поступков. Без  приобщения к культуре (к науке  и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки  зрения философии, - это человек, освоивший  все богатство человеческой культуры.

В целом культурология. как самостоятельная философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения культурологии и философии культуры еще не сформированы.


Информация о работе Культурология как наука, изучающая культуру