Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:35, реферат
Научное понимание культуры имеет более глубокое и обобщенное значение. В самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в себе самом. Иначе говоря, в широком смысле культура - это синоним общественного, искусственного в противоположность естественному, природному.
1. Истоки культурологии как науки
Научное понимание культуры имеет
более глубокое и обобщенное значение.
В самом широком и
Но нельзя видеть в культуре и нечто исключительное, разумное, осмысленное и подвластное человеку. Культура есть результат человеческой деятельности, все, что создано руками и разумом человека. Однако созданное разумом не всегда ведет себя разумно. Чем масштабнее преобразования, тем труднее предвидеть последствия деятельности человека. В условиях современного экологического кризиса понимание культуры как преобразованной по воле человека природы обнаружило свою ограниченность. Идея "овладения природой" сменяется идеей "обживания природы", сотрудничества с ней.
Культура характеризует
Для лучшего понимания термина "культура" полезно проследить его историю. Слово "культура" - латинского происхождения, первоначально оно означало "возделывание", "обработка земли". Постепенно выработался переносный смысл понятия "культура", где акцент ставился на значения "преобразовывать", "заботиться", "оберегать", "воспитывать" человека.
Формирование современного значения термина "культура" относится к XVII веку. Современное научное понятие культуры возникло как результат осознания человеком своеобразия создаваемого им искусственного мира.
В России термин "культура"
появился значительно позже, чем
в Западной Европе. По мнению исследователей,
впервые слово "культура" отражено
в "Карманном словаре
Таким образом, культурология как научная дисциплина формировалась на стыке многих наук; она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представление о сущности, функциях, структуре и динамике культуры, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.
2. Предмет культурологии
Предмет культурологии является результатом теоретического абстрагирования на основе определенного объяснительного принципа, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.
Предмет Истории
История, как предмет науки
На первом плане здесь находятся ученые-историки,
цель которых – познание исторической
действительности.
Поиск истины – вот та цель, которая входит в задачи любого ученого, в том числе и историка. Достичь истины – необычайно трудно и сложно. В процессе выполнения этой задачи, ученые неоднократно сталкиваются с неудачами и разочарованиями. Из за недостатка фактов, сложности решения проблемы, очень часто историки могут заблуждаться, сами того не замечая.
Кроме трудностей в сфере познания, ученые могут сталкиваться и с другими сложностями и даже опасностью, которые не поддаются научному объяснению.
Для познания науки недостаточно
фактов, так же нужны сведения о
них. Для воссоздания исторического
прошлого ученые пользуются предметами
материальной культуры, письменными
источниками или другими
История – очень многогранна. В свое время археология считалась дисциплиной вспомогательной. Но сейчас о ней можно говорить, как о самостоятельной науке, в цели которой входит изучение предметов материальной культуры, что в свою очередь необходимо для воссоздания реальных событий. Археология – не единственная вспомогательная дисциплина, в рамках исторической науки. Достаточно упомянуть геральдику( науку о родовых знаках), нумизматику( пристальное изучение денежных систем и знаков), лингвистика( изучение наречий и языков) и некоторые другие виды. Историческая наука не зацикливается на себе, и приветствует сотрудничество с теми учеными, которые готовы прийти на помощь истории.
Философия как предмет
Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости», от греческих слов «филия» - «любовь» и «софия» - «мудрость». В русской традиции понятие «философия» часто заменяется словом «любомудрие», а философы иногда называли себя любомудрами. Слово «философия» было, согласно античной традиции, впервые введено выдающимся древнегреческим математиком и мыслителем Пифагором в 6 в. до н.э. Будучи назван за свои таланты и познания мудрецом Пифагор отказался от этого гордого прозвания. Он полагал, что называть себя мудрецом есть излишняя самонадеянность и тщеславие. Человек никогда не сможет овладеть всей мудростью, но зная о её существовании, будет стремиться в как можно большей степени овладеть ею. Поэтому человек может назвать себя лишь «любителем мудрости» (философом), но не мудрецом (софистом). Полная же мудрость – удел богов и людям недоступна. Пифагор также полагал, что философы отличаются от других людей тем, что они не интересуются суетными мирскими благами и почестями. В то время как большинство людей борются между собой подобно атлетам на арене, философы словно зрители безмятежно наблюдают, созерцая, за ходом борьбы. Другой выдающийся древнегреческий философ Платон полагал, что философствование изначально свойственно душе человека, поскольку стремление к мудрости характеризует человека как промежуточное существо между богами (обладающими мудростью) и животными (ничего о мудрости не знающими). В дальнейшем философия в различные исторические эпохи и у разных философов определялась весьма разнообразно. Так, в средневековье, в период господства религиозного мировоззрения, философия понималась как любовь к Богу, поскольку именно Бог считался источником мудрости. Поэтому философом оказывался не тот, кто изощрён в диалектических рассуждениях, или познающий мироздание, а искренне и глубоко верующий в Бога, даже если этот человек неграмотен.
В целом можно выделить
две основные линии в определении
философии, которые берут свой исток
в античности. Первая из них рассматривает
философию как науку, добывающую
знания об окружающем мире. Так, Аристотель
полагал, что философия это наука
о первых началах, определяющих ход
всех процессов в реальности. Другие
же античные авторы, к числу которых
относятся Сократ, Диоген, Цицерон,
Сенека, считали главным в философии
то, что она может научить
3. Антроплогический подход
Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.
В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некоторые из них в свою очередь разделили на подгруппы.
Первая группа — описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры. Родоначальником такого типа определений является Э. Тайлор, который утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Вторая группа — исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению. Данные определения исходят из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская из виду постоянное появление новаций. Примером может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром, для которого культура — это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.
Третья группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Эти определения можно разделить на две подгруппы:
Четвертая группа — психологические
определения, делающие упор на связь
культуры с психологией поведения
людей и видящие в ней
Пятая группа-структурные определения культуры, акцентирующие внимание на структурной организации культуры, например для антрополога Р. Линтона культура — это организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.
Шестая группа — генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения. Эти определения разделяют на четыре подгруппы:
В целом антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией на исследование «промежуточных» слоев и уровней культуры, когда исследователь пытается выделить конкретные формы или единицы культуры, с помощью которых человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы. В результате появилось понятие о культурных чертах — неделимых единицах культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Среди них выделяются как универсальные черты, присущие всем культурам (культурные универсалии), так и специфические, характерные для одного или нескольких народов.