Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:35, реферат
Научное понимание культуры имеет более глубокое и обобщенное значение. В самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в себе самом. Иначе говоря, в широком смысле культура - это синоним общественного, искусственного в противоположность естественному, природному.
Культурный релятивизм (лат. relativus - относительный)
- позиция, согласно которой
нельзя правильно оценить,
Культурный релятивизм проявляется в подчеркивании различий между культурами разных народов, различий в мировосприятии, мышлении, мироощущении народов. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но качественно разные.
Культурный релятивизм провозглашает
в качестве определяющей самобытность
культуры. В соответствии с данным
положением любая культура может
быть понята только в ее собственном
контексте и только тогда, когда
она рассматривается в
С позиции культурного
релятивизма социальное взаимодействие
представителей различных культур
затруднено, так как члены одной
культурной традиции не могут понять
мотивов и ценностей
Вывод о том, что культурные процессы и явления не могут быть полностью понятыми, если их рассматривать в отрыве от культурной системы в целом, верен. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценностное значение любого культурного элемента может рассматриваться в контексте определенной культуры.
Одним из основоположников школы культурного релятивизма является американский ученый Мелвилл Херсковиц. Свои взгляды он обобщил в работах «Аккультурация», «Человек и его творения», «Культурная антропология».
Мелвилл Херсковиц представлял общий культурно—исторический процесс как сумму разнонаправленных развивающихся культур. В самом общем плане он понимал культуру как созданную человеком среду обитания, рассматривая каждую отдельную культуру как неповторимую, уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов.
Культура обеспечивает целостность
и жизнеспособность общества. Историю
человечества Мелвилл Херсковиц
понимал как сумму
Но акцент только на самобытности культуры сужает возможности познания данной культуры в сравнении с другими культурами. Следствием культурного релятивизма может быть культурный изоляционизм.
Он в течение долгого времени был присущ политике японских и китайских императоров, бывших руководителей СССР (политике железного занавеса).
Культурный релятивизм имеет негативное значение для процесса взаимодействия и развития культур.
Диффузионизм
Диффузионизм - (от лат. diffusio
- разлитие, растекание, просачивание),
направление в этнографии, социологии,
социальной антропологии, культурологии,
археологии, объясняющих развитие культур
отдельных народов не их самостоятельной
эволюцией, а главным образом
или даже исключительно заимствованиями
культурных достижений других народов
(при миграциях и т.п.). Ученые давно
обратили внимание на то, что конкретное
явление культуры совершенно не обязательно
должно было возникнуть в данном обществе
в результате эволюции, оно вполне могло
быть заимствовано. Абсолютизация этого
верного положения и легла в основу самостоятельного
направления в науке, к-рое получило название
Д. Д. возникает как реакция на крайности
эволюционизма в конце XIX — начале XX века.
Развитие идей Д., связано с работами нем.
ученых: Л. Фробениуса, Ф. Гребнера, австр.
этнологов В. Шмидта, В. Копперса, англ.
антропологов У. Риверса, Г. Чайлда и др.
Самые радикальные сторонники Д. стремились
свести всю историю человечества к контактам,
столкновениям, заимствованиям и переносам
культур. Понятие эволюции, а тем более
прогресса, отвергалось. Везде и всюду
его представители видели лишь пространственные
перемещения культурных явлений. Истоки
Д. обнаруживаются в антропогеогр. учении
нем. географа и этнографа Ф. Ратцеля. В
отличие от эволюционистов, рассматривавших
каждое явление культуры как звено в цепи
эволюции, отвлеченно от конкр. условий
его бытования, Ратцель стремился изучать
явления культуры в связи с конкр., прежде
всего геогр. условиями. Диффузионисты
противопоставили понятию эволюции, истор.
процесса понятие культурной диффузии,
к-рая основывается на представлениях
о пространственном перемещении, распространении
культуры или ее отд. элементов из к.-л.
центра или центров. По мнению представителей
Д., наиболее удачные культурные изобретения,
первоначально возникшие в какой-то одной
географической точке, затем распространяются
по всему миру методом стихийного растекания.
Таков наиболее вероятный способ культурного
развития. Следовательно, наименее вероятным
является противоположный путь: каждая
культура, в древности достаточно изолированная
от других, самостоятельно изобретает
большинство культурных предметов. В противоположность
своему идейному противнику эволюционизму
Д. относится к разряду экзогенных теорий,
т.е. объясняющих рост и развитие чего-либо
за счет внешних факторов. Такими факторами
для одной культуры выступают заимствования
культурных инноваций из другой. Для Д.
характерно отрицание антропологической
трактовки культуры: человек не является
творцом культуры, а выступает в роли ее
носителя. Заслугой Д. заключается в разработке,
тщательном изучении и введении в научный
оборот ряда принципиально важных понятий
и проблем. Прежде всего это средства распространения
чужой культуры — каналы культурной коммуникации.
К ним относятся торговля, завоевания,
колонизация, миграция, добровольное подражание
Д. прославился как идейный противник
эволюционизма еще и потому, что заимствованиям
из биологии он предпочел собственно культурологические
категории. Если термин «эволюция» подразумевал
аналогию с биологическим ростом организма,
то понятие «диффузия» не имеет аналога
в биологии. Оно подразумевает не конкуренцию
и вытеснение культур, а их сотрудничество
и общение, способность учиться друг у
друга. Специалисты различают три основных
варианта диффузионизма:
а) инвайзионизм (от англ. invasion - вторжение),
считающий успехи в развитии собственной
культуры исключительно или преимущественно
результатом чужеземного вторжения диких
племен, военных завоеваний или мирных
миграций, принесших с собой более высокий
уровень культуры и техники;
б) теории культурного центра, изображающие
распространение культуры в виде последовательных
волн рассеяния норм и ценностей передовой
культуры, зародившихся в центре, по периферии.
На роль мировых центров могут претендовать,
в частности цивилизации Шумера, Вавилона
и Египта.
в) культурно-историческая школа,
представители которой
Функционализм
Ключевыми фигурами в разработке идей функционализма стали британские социологи и социальные антропологи (тогда эти науки не особенно отличались друг от друга) Б. Малиновский и А. Радклифф-Браун. Они перенесли акцент с исторического исследования культуры на изучение функций ее структурных составляющих — институтов. А. Рэдклифф-Браун, например, обосновывал это так. Он указывает на два метода изучения культурных феноменов, которые, по его мнению, обычно смешиваются. Исторический метод при достаточном объеме фактического материала позволяет интерпретировать динамику отдельных институтов или их совокупностей путем выявления ее этапов и определения причин соответствующих изменений. Если данных недостаточно, то с помощью этого метода можно осуществить гипотетическую реконструкцию истории отдельной культуры на основе исходных теоретических представлений и соответствующих им косвенных свидетельств. Именно эту совокупность гипотетических реконструкций, отмечает он, и принято называть социальной антропологией. Но и та кие дедуктивные построения не привели к научному осмыслению целостного исторического процесса, но свелись к описанию дискретных событий в различные периоды времени.
Однако существует и другой
способ изучения культурных феноменов
— индуктивный, сходный по целям
и методам с естественными
науками. В этом случае гипотезы о
связях между культурными фактами
и событиями, порождаемые непосредственным
наблюдением, проверяются эмпирическим
путем в соответствии с экспериментальной
логикой. Сомнительность исторических
реконструкций делает нецелесообразным
поиск причинных связей по цепи от
прошлого к настоящему. Более достоверное
знание обеспечивается изучением функциональных
отношений между синхронными
событиями, с одной стороны, и
их непосредственными
Под косвенным влиянием Э.
Дюркгейма британские социальные антропологи
исходили из примата социальных связей,
рассматривая культуру как производную
от их структуры. Б. Малиновский для
функциональных объяснений объединял
психологические и
Сторонники функционализма подчеркивали, что он не противоречит ни изучению культурной диффузии, ни реконструкции прошлого путем эволюционных построений. Он необходим для определения культурных феноменов через их функцию и форму, т. е. характеристики, доступные наблюдению. Таким образом, он становится научным инструментом полевых исследований и сравнительного анализа культур.
В США это теоретическое направление также нашло широкое распространение. Здесь исходные идеи британского функционализма были развиты и доведены до ранга целостной теории структурного функционализма — прежде всего в социологии. Основные фигуры здесь, которые приобрели мировое значение — это Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Шилз.
СТРУКТУРАЛИЗМ (в культурологии)
1) применение структурного анализа к изучению проблем культуры;
2) направление в зарубежной
(прежде всего франц.) антропологии,
к к-рому также принято
Возникновение С. как направления
в антропологии относится к рубежу
50-60-х гг. Основой для структурализма
послужила методология
Можно отметить также влияние
неопозитивизма и раннего постпозитивизма
на формирование С. (разработка логич.
проблем научного знания и метаязыка
науки). С. формировался как опр. антитеза
субъективистски
представители С. в разработке
проблем культуры сосредоточились
на анализе разл. комплексов культурных
текстов. Принимая в качестве максимальной
задачи выявление стоящей за знаковым
и смысловым многообразием
Верификация полученных путем
подобного анализа
Кризис С. как направления
продемонстрировал опасность
Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.