Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение культурологии как науки.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы:
1. Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика.
2. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально-гуманитарных наук.

Содержание работы

Введение 3
1. Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика. 5
2. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально-гуманитарных наук. 8
3. Предмет культурологии. Структура культурологического знания. 11
Заключение 15
Список используемых источников 17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)
  1. это наука о способах существования коллективной жизни людей и социальных соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей;
  2. наука о процессах формирования комплекса социально значимых знаний и социального опыта;
  3. наука о содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации;
  4. наука о процессах и способах воспроизводства общества и личности-межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих.

Исследованием культуры как  специфического человеческого способа  бытия в аспекте универсальных  характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией  понимают науку о человеке, т.е. всю  совокупность знаний о человеке - этническую и индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах). Одним из первых исследователей культуры в рамках теоретической  культурологии был американский антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные в антропологических исследованиях  культур, стали эмпирическим основанием культурологии как обособившейся  науки.

В любой области познания видов и форм человеческой жизнедеятельности  можно выделить уровень социокультурных  обобщений. При таком подходе  исследуется история данного  вида деятельности (генетический аспект); психология деятельности; социология деятельности (организационно-функциональный аспект) и культура данного вида деятельности. Культурологический аспект анализа деятельности включает в  себя ценностно-нормативный и семантико-коммуникативный  аспекты. В этом случае формируются  такие направления исследования, как «культурология экономики», «культурология искусства», «культурология политики», «культурология религии».

Собственно культурология  исследует тот же самый комплекс ценностно-нормативных и семантико-коммуникативных  механизмов социальной организации  и регуляции жизнедеятельности людей во всей общественной жизни человека, а не применительно к какой-то отдельной сфере ее.

На современной стадии своего развития культурология представляет собой систему наук, в которой  принято выделять два уровня: фундаментальный  и прикладной. Предметом фундаментальной  культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов. Прикладная культурология исследует, планирует  и разрабатывает методику прогнозирования  и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики. Эта политика осуществляется специализированными институтами  культуры и общественными организациями.

В практике фундаментальных  теоретических исследований оформились три основных раздела.

Социальная культурология, исследующая социально-культурные процессы и явления в целом, порождаемые  людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. Здесь культура рассматривается  как всеобщая форма человеческого  существования. К главным проблемам  исследования культуры на данном уровне относятся:

  1. разработка общих концепций культуры как ценностно-нормативной, регулятивной и коммуникативной системы;
  2. типология культуры (многообразия ее форм в пространстве и времени);
  3. социальная и историческая динамика культуры;
  4. систематизации функций по отношению к человеку и обществу;
  5. исследования соотношения социального и индивидуального в культуре;
  6. познание закономерностей культурного творчества;
  7. разработка понятийного аппарата культурологии, методологии и методов исследования культуры.

На данном уровне исследования выясняется, каким образом можно  познать культуру, как систематизировать  знания о ней, построить теоретические  ее модели и каким образом применить  полученное знание в управлении социальными  процессами.

Психология культуры изучает  проблемы личности как творца и потребителя  культуры, механизмы социализации и  инкультурализацииличности, генезис  человеческой индивидуальности в пространстве культуры. Если в социальной культурологии  культура рассматривается в ее объективных  социальных формах, то психология культуры исследует проблему «культура личности». Реальный создатель всякой культурной формы - отдельный человек, он же - и  исполнитель ее норм, правил, обычаев.

Психология культуры исследует  культуру личности по четырем аспектам:

  1. общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности;
  2. механизмы систематического «обучения» индивида культуре и его самоидентификация в ней;
  3. механизмы «использования» индивидом обретенных культурных знаний и навыков;
  4. исследование закономерностей и механизмов культурных инноваций, выхода личности на творческую установку сознания и деятельности.

Культурная семантика  исследует культурные явления и  процессы:

  1. как средство коммуникации между людьми, различными их сообществами;
  2. как систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и передается социально-значимая информация. Культурная семантика занята исследованием социально обусловленного содержания феноменов культуры, а не их техническими аспектами.

Несмотря на различие объектов исследования (общество - «социальная  культурология», личность - «психология  культуры»), подлинный предмет исследования во всех перечисленных разделах культурологии  остается единым: социально-интегрирующие, ценностно-нормативные, регулятивно-коммуникативные  и социально-воспроизводственные  механизмы организации совместной жизнедеятельности людей.

 

Заключение

При изучении настоящей темы мы пришли к выводу о том, что культурология — это фундаментальная наука, а как учебнаядисциплина — базовый предмет в системе образованияи подготовки кадров

Культурология как система  наук о культуре и наиболее общаяее  теория включают неисчислимое множество  проблем и тем.

Культурология как наука  стремится к единству знания о  культуре.

Таким образом, культура-это  специфически человеческий способ жизни  и ориентации в мире. Жизнедеятельность  и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в  культурно-историческом развитии общества.Так  как каждый народ имеет собственный  социальный опыт, то существует множество  культурно-исторических типов, которые  ведут между собой постоянный диалог. Необходимость такого диалога  резко возросла в XX веке.

Культурология — аналитическаянаука, которая ищет действительные, а не мнимые фактыкультуры, проверяет их достоверность, обнаруживает адекватные,т.е. соответствующие сущности, формы их существования. Она вырабатываетнадежные средства ориентации в мире разнообразныхкультурных явлений. Без аналитической работы, которую можноназвать работой по апробации или критике фактов, культурологияобойтись не может. Только в итоге эффективно проведенной аналитическойработы возможны процедуры проверки научных положенийкультурологии, т.е. соотнесение ихс фактами. В научной методологииэта процедура называется верифицированием, проверкой истинности(от лат.Veritas — истина).

Итак, обобщая все вышесказанное  о культурологии как науке,мы приходим к выводу о том, что, входя в ряд других наук, онадолжна соответствовать тем общим методологическим требованиям,критериям, которым подчиняется каждая отрасль знания, претендующаяна статус науки. И в целом культурология им удовлетворяет.

 

Список используемых источников

  1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. —М.: Высшее образование, 2005. — 566 с.
  2. Культурология. Часть I. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. / Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Ответственный за выпуск – проф. Пашковский М.Б. М., МГУТУ, 2007 г. 92с.
  3. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии. 2 издание, исправленное и дополненное. – М., МГУКИ, 2009.
  4. История культурологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. д-ра филос. наук, проф. А. П. Огурцова. — М. :Гардарики, 2006. — 383 с

 


Информация о работе Культурология как наука