Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:17, контрольная работа
Целью данной работы является изучение культурологии как науки.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы:
1. Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика.
2. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально-гуманитарных наук.
Введение 3
1. Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика. 5
2. Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально-гуманитарных наук. 8
3. Предмет культурологии. Структура культурологического знания. 11
Заключение 15
Список используемых источников 17
Контрольная работа
По дисциплине: Культурология
На тему: Культурология как наука
Содержание
стр.
Введение |
3 | |
|
5 | |
|
8 | |
|
11 | |
Заключение |
15 | |
Список используемых источников |
17 |
Введение
Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарногознания. Она — необходимый элемент всякого серьезногообразования.
Хотя человек давно
осознал особенность своего существования,выделившую
его из природного мира в специфическую,
им самимсозданную среду, он долго не
мог найти точные средства описанияи
познания этой специфичности. Необходим
был целый ряд
Включение культурологии
в систему учебных дисциплин
явилосьследствием широкого признания
того, что, чем бы ни занималсячеловек,
какому бы виду деятельности он себя ни
посвятил, к какойбы профессии
ни готовился, без знания основных понятий
и проблемкультурологии, без понимания
закономерностей
Целью данной работы является изучение культурологии как науки.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы:
общая характеристика.
Человек существует не только
в природе или,обществе, но и вкультуре.
Понимание этого факта
Культура - это «возделанная»
природа, совокупность норм совместной
жизни и объектов, созданных в
дополнение к природным. На фоне природы
культура-это продолжение и
При этом природа не выходит из сферы поклонения и почитания, прежде всего богов и родителей, и боги выступают представителями природы. Культура-это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы социального бытия человека - его сопричастность родине, народу, его истории и судьбе.
Человек не стоит один на один с миром и поэтому не создает свой культурный мир в одиночку. Человек - существо социальное; лишь совместными усилиями создает он культурную среду обитания и в этом процессе он изменяется, развивается сам.
Для существования общества нужны: общие цели, сплачивающие людей в их совместной жизни; нормы (правила), регулирующие различные виды жизнедеятельности; ценности как система критериев оценки эффективности и приемлемости тех или иных действий, продуктов деятельности и поступков людей. Кроме того, необходимо наделение объектов и явлений окружающего мира, самого человека некими смыслами, а также система обозначений (символов, названий), с помощью, которой осуществляется социальная коммуникация. В процессе реализации практической и символической деятельности люди накапливают определенный опыт того, как лучше, эффективней, безопасней удовлетворить свои потребности. Все это и есть совокупный социальный опыт данного общества, который передается из поколения в поколение в виде норм, правил, традиций, обычаев, нравов учений, навыков и умений, наглядных образов.
Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.
Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований (тотемизм, анимизм) создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада.
Только во второй половине
XVII столетия в европейскоймысли утвердилась
идея английского философа Т. Гоббса
и немецкогоправоведа С. Пуффендорфа
о двух основных состояниях, вкоторых
способен пребывать человек: естественном,
или природном,состоянии (statusnaturalis)
и культурном состоянии (statusculturalis).
Таким образом, закрепилось представление
о культурекак об особом способе
и форме человеческого
о культуре
и ее место в системе социально-
Культурология как специальная
наука о культуре начинает формироваться
в конце XIX-начале XX веков. Мир культуры
как мир созданных человеком
объектов и порядков до этого исследовался
в рамках философии. Появлению специальных
культурологических исследований предшествовало
разрушение классического типа философствования,
представленного целыми эпохами, прежде
всего эпохой Просвещения и такими
мыслителями как И. Кант и Г. Гегель.
В XVIII веке религия лишилась монопольного
права на истину о мире и человеке
и решительно утверждалось мнение о
суверенности человеческого разума.
Человек сам по себе является существом
разумным, способным осознать свои
собственные возможности и
В конце XIX - начале XX века стало
ясно, что царство разума на Земле
нельзя построить на идеалах Просвещения.
Противоречия, разрывы между культурой
и природой, культурой и человеком
не удалось ликвидировать на почве
гегелевского идеализма. Происходит осознание
кризиса культуры, переоценка ценностей.
Кризис культуры осознается как распад
ее внутреннего единства, ее идеалов
и ценностей, воплощенных в
Наибольший разрыв с рационалистическими идеалами, Просвещения характерен для философии Ф. Ницше. Он смеется над обыденным, мещанским представлением о человеке и культуре: «Человек-это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Пространство культуры угадывается в скрывающейся во мраке базарной площади, через которую канат протянут. Человечество - канатоходец, который трудится во имя своего желудка. Культура-это также маски, которые человечество на себя от времени напяливает, объявляя себя за достоверность, а на деле прячась за суевериями».
Итак, отказ от спекулятивно-философских
построений, от евроцентризма, согласно
которому, западноевропейский тип культуры
является образцовым, стимулировал описание
множества других культур. Результатом
такого описания стало сомнение в
том, что разнообразие типов культур
определяется уровнем научного и
социально-экономического развития. Стало
ясно, что развитие науки и техники,
расширение прав и свобод человека
не гарантирует духовного
В настоящее время идет
постоянный диалог культур, на фоне которого
европейский путь развития представляет
как один из вариантов культуры.
Межкультурные коммуникации, поиски
общего языка в диалоге носителей
разных культур являются необходимыми
предпосылками выживания
Культура исследуется
системой социальных и
3. Предмет культурологии. Структура культурологического знания.
Наиболее точным определением предмета культурологии является следующее: культурология - это наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способов их совместной жизнедеятельности. Если социология изучает формы объединения людей (социумы, социальные группы) и их взаимодействия между собой, то культурология исследует «правила игры», «социальные конвенции», которые зафиксированы в письменных документах, ритуалах, философских размышлениях и выражены в системе знаков и символов, в словесной и несловесной формах.
Предметом культурологии
не может быть вся культура. Это
по силам лишь всей совокупности социальных
и гуманитарных наук. В связи с
этим необходимо различать объект и
предмет культурологии (как и
в других науках). Объектом (т.е. сферой
жизни, существующей объективно) культурологии
являются, по сути, любые виды человеческой
деятельности (точно так же, как
у историков, психологов и социологов),
а предметом
Таким образом, предмет культурологии как науки представлен 4-мя аспектами: