Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:29, реферат
Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние
( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
" культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие
" культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил .
Культурология как тип социальной теории…………………………2
Основные стадии и тенденции развития культурологии…………..4
Человек ,культура ,взаимодействие материальной и духовной культуры………………………….……….5
Функции культуры в человеческой деятельности …………………..7
Культура и цивилизованность .Культура и общество…… ………...8
Заключение………………………………………………………………..11
Содержание………………………………………………………………..
Культурология как тип социальной теории…………………………2
Основные стадии и тенденции развития культурологии…………..4
Человек ,культура ,взаимодействие
Функции культуры в человеческой деятельности …………………..7
Культура и цивилизованность .Культура и общество…… ………...8
Заключение……………………………………………………
Содержание……………………………………………………
Культурология как тип
Понятие
о культуре возникло еще в античности
. Оно обозначало состояние
( качество ) общества и личности противоположное
варварскому . Само слово
" культура " переводится с латыни
как " возделывание " , " обработка
" и первоначально служило для характеристики
земледелия , т. е. Уровня развития производства
. Постепенно его значение расширялось
. В средние века понятие
" культура " концептуализировалось
и стало служить для качественной оценки
личностных и общественных творческих
сил . Путь от варварства к культуре , отожествляемой
с христианским вероисповеданием , разворачивается
во времени и дает картину эволюции общества
от сотворения мира , от язычества - к полной
христианизации человечества .
Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса , отожествляемого с появлением новых технических средств , развитием науки и просвещения .
Сомнение
в идеи механического , предопределенного
прогресса создало предпосылки для принципиально
новых подходов к анализу социальных явлений
.
Специфическое понимание культуры связано
со становлением в конце ХVIII - начале ХIХ
вв. романтизма как художественного направления
и специфического видения мира . В своем
поиске иррационального , духовного романтики
стремились выявить неповторимое своеобразие
национальных черт в характере , быте ,
способах существования и деятельности
народа .
Именно в недрах национальной философии зародилась культурология . Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов , зафиксированных в религии , философии , искусстве и т.д. Предметом культурологии , естественно , является сама культура . Но под культурой понимается уникальный социальный организм , имеющий собственные законы существования , которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций .
История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея , а как проблема . Под вопрос ставятся и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества , и возможность осуществления такого процесса в будущем . Отсюда возникает и проблема взаимодействия культур , которую обостряет диффузионизм ( жесткая концепция культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур ).
Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений .Проблема осложняется тем , что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса В этой ситуации необходимо определить сущность культуры . Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом , многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур .
Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и выявление основного ( общего ) закона развития человечества , то перед
культурологией
стоит множество более
Наиболее важная особенность культурологии заключается в том , что она допускает идею неизбежной смерти культуры , т. е. каждого отдельного социального организма . Основная задача ( цель ) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования , секрет долгожительства.
Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.
Человек
не рождается социальным, а лишь
в процессе деятельности становиться
таковым. Образование, воспитание- это
ни что иное как овладение культурой, процесс
передачи ее от одного поколения к другому.
Следовательно, культура означает приобщение
человека к социуму, обществу.
Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.
Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.
Культура-
это сложная система, вбирающая и отражающая
противоречия всего мира. В чем они проявляются?
1. В противоречии между социализацией
и индивидуализацией личности: с одной
стороны, человек неизбежно социализируется,
усваивая нормы общества, а с другой, -
стремится сохранить индивидуальность
своей личности.
2. В противоречии между нормативностью
культуры и той свободой, которую она предоставляет
человеку. Норма и свобода- два полюса,
два борющихся начала.
3. В противоречии между традиционностью
культуры и тем обновлением, которое происходит
в ее организме.
Эти и другие противоречия составляют
не только сущностную характеристику
культуры, но и являются источником ее
развития.
Основные стадии и тенденции развития культурологии
Параллельно
с формированием
, целью которой является создание типологии
культур ( их классификация ) , с конца ХIХ
века шла кристаллизация культурологии
как самостоятельной науки
, которая рассматривает духовные и материальные
продукты деятельности как носители символической
информации о данной
культуре
. Следуя обычной схеме возникновения
науки , культурология рождалась из обобщения
эмпирического знания прежде всего в области
археологии , этнографии , искусствоведения
, позже - социологии . Но необходимость
синтезировать данные всех этих ( и других
) наук в рамках специальной науки заставляет
говорить о философском характере культурологии
.
Основным
предметом культурологии
Первый
подход порожден организмом и его
условно можно назвать
Наиболее близко к классической культурологии иррационалистическое понимание культуры - поиск ее истоков и сущности в сфере духовной .
Признание
духовных фактов определяющими в
функционировании культуры ведет к
осознанию специфичности
Так , М. Шеллер считает , что религия , философия
и наука - не стадии развития духа , а формы
его существования . Таким образом , культуры
следует различать по превалирующей форме
сознания .
Однако
большинство культурологов
Герменевтика интересуется самим процессом понимания как основой рациональной деятельности .
Язык признается выражением психического опыта , а следовательно , и культуры . Под пониманием подразумевается интерпретация , перевод с одного языка на другой .
Таким образом , можно выделить три основные школы культурологии : функциональную , аксиологическую и интуитивистскую . В этих школах проблема сущности культуры превращается в проблему метода ее постижения , а в герменевтике , кроме того , - в проблему передачи информации о культуре .
ЧЕЛОВЕК ,КУЛЬТУРА , ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ .
Роль
и место культуры в деятельности
человека весьма четко можно понять
на основе представлений о том, что
деятельность людей носит, в конечном
счете, воспроизводственный характер.
Общественное воспроизводство включает
воспроизводство личности, всей системы
общественных отношений, в том числе
технологических и
Предметная деятельность человека является
основой, подлинной субстанцией реальной
истории человеческого рода: вся совокупность
предметной деятельности выступает движущей
предпосылкой человеческой истории, всей
истории культуры. И если деятельность
представляет собой способ бытия общественного
человека, то культура — способ деятельности
человека, технология этой деятельности.
Можно сказать, что культура является
исторически и социально обусловленной
формой человеческой деятельности, что
она представляет собой исторически изменяющуюся
и исторически конкретную совокупность
тех приемов, процедур и норм, которые
характеризуют уровень и направленность
человеческой деятельности, всей деятельности,
взятой во всех ее измерениях и отношениях.
Иными словами, культура — способ регуляции,
сохранения, воспроизведения и развития
всей общественной жизни.
Именно
в этом ключе в научной философии
при рассмотрении производства обществом
человека “как возможно более целостного
и универсального продукта общества”
используется термин “культивирование
всех свойств общественного
Иными
словами, каждый отдельный индивид
лишь тогда может считаться
“культурным человеком”, когда он владеет
способами пользования достижениями общества,
в котором живет. Ведь общественное производство
выступает и как условие, и как предпосылка
деятельности человека, культура же является
своего рода принципом связи общества
с индивидом, способом его вхождения в
социальную жизнь. Развитие способности
пользоваться тем, что создало и накопило
общество, овладение способами этого пользования
— вот что характеризует процесс культивирования
человека.
В таком видении культуры на первый план выходит такая ее черта, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям — схеме, алгоритму, коду, матрице, канону, парадигме, эталону, стереотипу, норме, традиции и пр. Именно наличие некоторых определенных схем, идущих от поколения к поколению и предопределяющих содержание и характер деятельности и сознания, позволяет ухватить суть культуры как транслятора деятельности, аккумулятора исторического опыта. Следует иметь в виду, что культура — это система последовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к будущему, от содеянного — к будущим деяниям.
Функции культуры в человеческой деятельности .
В
истории отечественной
1) способность общественного человека
продуцировать культуру является итогом
взаимодействия биологической и социальной
эволюции, включающей в себя эволюцию
орудия труда, вследствие чего человек
не только творец культуры, но и сам формируется
на основе труда и культуры;
2) переход от до человеческой стадии к
человеческой происходил постепенно и
прогрессирующим образом в течение длительного
времени.
Иными словами, не только история развития
культуры есть история объективирования
духовных способностей, но и история развития
духовных способностей человека есть
история превращения культуры в “ингредиент”
этих способностей.
Информация о работе Культурология как тип социальной культуры