Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:29, реферат
Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние
( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
" культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие
" культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил .
Культурология как тип социальной теории…………………………2
Основные стадии и тенденции развития культурологии…………..4
Человек ,культура ,взаимодействие материальной и духовной культуры………………………….……….5
Функции культуры в человеческой деятельности …………………..7
Культура и цивилизованность .Культура и общество…… ………...8
Заключение………………………………………………………………..11
Содержание………………………………………………………………..
Мир
культуры тесно связан с процессом
гоминизации, с процессом перехода от
животного к человеку, одним из аспектов
которого является переход от определенных
инстинктивных, рефлекторных реакций
животного на мир к неопределенности человеческого
знания. Действительно, животное обладает
инстинктами, связанными с научением,
регулирующими его поведение в каждый
момент жизни. Исследования в области
этнологии показывают, что поведение одних
животных, живущих в относительно стабильной
и неизменной среде, в основном заранее
запрограммировано и следует строгому
канону, тогда как поведение других животных
в условиях меняющегося окружения требует
отклонения от стандарта и выбора из нескольких
поведенческих альтернатив. Можно сказать,
что у животного мир восприятия и мир действия
(поведения) сопряжены. У человека же эти
два мира опосредованы миром социальной
истории и в связи с этим только человек
может попасть в ситуацию, когда он действительно
не знает, что должен делать.
Таким
образом, у человека возникла потребность
в принятии надежного решения
и определения меры этой надежности.
Именно эта потребность и лежит
в основе генезиса культуры (мифологии,
религии, искусства и пр.) с ее
разнообразным арсеналом
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ .
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
По
мнению ряда историков, одной из главных
проблем всемирной истории
Американский историк У. Джонс пишет: “Зародившись
впервые на Дальнем
Востоке, цивилизованное общество существовало
параллельно с другими, отличавшимися
от него социальной организацией и уровнем
развития культуры.
Эти “другие” общества цивилизованный
человек называл “варварскими”, а их
народы — “варварами”. С одной стороны,
в ходе дифференциации культуры возникали
земледельческие общества, город, техника
ирригации, монументальная архитектура
и письменность, с другой — существовали
общины охотников и пастухов, которые,
хотя иногда и соединяли пастушество с
элементами земледелия, в целом занимались
скотоводством и вели кочевой образ жизни.
Скифы и турки на Ближнем Востоке, арии,
хунну в Восточной
Азии, кельты, германцы и гунны в Европе
— всех их, как конных кочевников, причисляли
к “варварам”.
Однако,
несмотря на то, что общепринятым признаком
“варварских” обществ являлась их
полная или частичная принадлежность
к экономике кочевого скотоводства,
“варвар”, как таковой, был скорее
“не исторической реальностью, а
мифическим образом” (У. Джонс). Следует
считать бессмысленными споры о
том, можно ли считать кочевые
культуры цивилизациями. Кочевые цивилизации
возникали, вбирая в себя порою весьма
значительные земельные, экономические
и человеческие ресурсы, затем распадались.
И снова возникали под
В
истории человечества наблюдается
взаимодействие, зачастую столкновение
между цивилизациями
Панорама
культуры XX в. весьма пестра. Известная
часть населения мира
(собиратели и охотники) является носителем
архаической культуры, большая часть находится
на уровне традиционной, аграрной культуры
и одна треть из 5 млрд. человек достигла
стадии научно-технической, современной
культуры.
Вполне понятно, что в силу мощного развития
средств массовой коммуникации и информации
современная культура оказывает влияние
на архаическую и традиционную культуры
многих народов мира.
Всякое
общество представляет собой наследие
институтов, т.е. организованных норм коллективной
жизни, наслоение которых образует
сферу.
Эти институты — нечто вроде ткани из
обычаев, привычек, из спутанных нитей
коллективной памяти. Во всех обществах,
даже архаических, эта ткань изменяется
под резким или плавным воздействием истории.
Начавшийся
в прошлых веках процесс
НТР и судьба культуры.
В
изучении культуры также необходимо
учитывать ряд факторов современного
мира — ускоренное развитие техники,
транспорта и связи, угроза разрушения
окружающей среды и истощения
природных ресурсов, возрастающая взаимозависимость
и взаимосвязанность всех стран
и др. Все эти факторы приводят
к тому, что собственно культурное
сотрудничество превращается в фундаментальную
необходимость выживания
По
мнению бывшего Генерального директора
ЮНЕСКО Фредерика Сарагосы,
“установление подлинного культурного
плюрализма — единственный путь, позволяющий
противостоять растущему единообразию,
которое несет в себе экспансия технической
цивилизации”. Этот путь должен рассматриваться
как фактор мирового равновесия и творчества.
Международное сотрудничество, обеспечивающее
сближение людей и идей, расширение взаимопонимания
и солидарности, параллельно способствует
укреплению культурного аспекта развития,
представляющего цель всякого развития.
Одна
из решающих трудностей западного общества
— это значительное отставание развития
человеческих эмоций от умственного
развития человека.
Человеческий мозг живет в XX в., а сердце
большинства людей — все еще в каменном.
Человек в большинстве случаев еще недостаточно
созрел, чтобы быть независимым, разумным,
объективным. Человек не в силах вынести,
что он предоставлен собственным силам,
что он должен сам придать смысл своей
жизни, а не получить его от какой-то высшей
силы, поэтому людям нужны идолы и мифы.
Человек подавляет в себе иррациональные
страсти — влечение к разрушению, ненависть,
зависть и месть, он преклоняется перед
властью, деньгами, суверенным государством,
нацией; хотя на словах он отдает должное
учениям великих духовных вождей человечества
— Сократа, Иисуса, пророков,
Будды, — он превратил эти учения в клубок
суеверий и идолопоклонства. В связи с
этим известный западный психолог Э. Фромм
ставит вопрос: “Как же человечество может
спастись от самоуничтожения в этом конфликте
между преждевременной интеллектуально-технической
зрелостью и эмоциональной отсталостью?”
Ответ здесь один: необходимо все большее
понимание важнейших фактов социального
бытия, необходимо осознание, которое
может предохранить человечество от непоправимых
безумств.
Сегодня
мы являемся живыми свидетелями того
, как современная цивилизация стремительно
преображает окружающую среду , социальные
институты , быт миллионов людей . при этом
культура выступает как фактор творческого
жизнеустроения , неиссякаемый
источник нововведений в обществе
. Вот почему сегодня растет стремление
выявить потенциал культуры , ее внутренние
резервы , найти возможности ее дальнейшей
активизации .
Рассматривая культуру как средство человеческой
самореализации , можно обнаружить новые
неистощимые импульсы , способные оказать
воздействие на исторический процесс
, обращать его во благо людям .
Это
объясняет появление
Не случайно многие ученые связывают судьбу
мира с постижением всей современной культуры
каждой страны , каждого конкретного народа
.
Вместе
с тем радикальность и
Необходимость изучения феноменов культуры диктуется и разрушением экологической среды . Источение озонного слоя над Землей , гибель лесных покровов планеты , загрязнение океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики . И здесь возникают вопросы : " Не враждебна ли культура природе ? Есть ли возможность гармонизовать их отношения ? "
В
1983 г. в Монреале состоялся ХVIII Всемирный
философский конгресс , который в известной
мере закрепил современную проблематику
философии культуры и культурологии .
В ходе обсуждения наметилась определенная
последовательность проблем , которые
в совокупности отражали спектр дисциплины
. Что такое культура ? Это основной диапазон
проблем. Следующая группа вопросов : почему
культура , будучи уникальным и относительно
целостным феноменом , существует сегодня
в столь значительном многообразии
? Последующее размышление подводило к
вопросу : как должен вести себя человек
в этой ситуации разнообразия культур
? Должен ли он обрести собственную нишу
или обязан выйти в беспредельный космос
культурных миров ?
В
современную эпоху наметились важные
тенденции к взаимопониманию
культур . Культуры давно перестали быть
герметически закрытыми ареалами .
Но культурологам еще многое предстоит
обсудить в познании исторических судеб
культур и внести немалый вклад в изучение
культурологии , как сложной и многоплановой
науки .
Список используемой литературы :
1.Сорокин
П.А. Человек. Цивилизация.
2.
Баллер Э.А. Преемственность в развитии
культуры. – М.,
1969
3.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. –
М., 1083.
4.
4.
Дмитриева Н.А. Краткая
5.
Лосев А.Ф. Философия.
6. Философский словарь. – М., 1991
7.
Культурология. История
1995.
Информация о работе Культурология как тип социальной культуры