Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:13, курс лекций

Описание работы

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений. Из всех подходов к её определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:
• Культура - творение человека, то, что не создано в таком виде
природой.
В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Fizkultura_otvety-1 (1).docx

— 232.76 Кб (Скачать файл)

1.Определение понятия «культура»

Культура является наиболее сложным феноменом в современной  науке. Об этом свидетельствует тот  факт, что в отечественной и  зарубежной теории культуры существуют сотни её определений. Из всех подходов к её определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:

• Культура - творение человека, то, что не создано в таком виде 
природой.

В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования  природных ресурсов.

• Культура - это мера и способ развития человека.

В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа  развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.

• Культура - это качественная характеристика деятельности чело 
века и общества.

Данный подход свидетельствует, что не сама по себе деятельность человека (которая может быть и антигуманной, и криминогенной, и разрушающей), а её способы, качество, степень разумности и полезности характеризуют степень её культурности.

• Культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития 
и распространения материальных и духовных ценностей

Деятельность – человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование интересов, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

     2 вида потребностей:

1) естественные (до культурные) (потребности в пище, размножении);

2) социальная (культурная).

Культура – интеллектуально-моральная надстройка общества.

 

2. Понятие  «культура физическая» и ее  связь с общей культурой

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического  и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития.

В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из её главных задач - активное содействие всестороннему и гармоничному развитию членов общества, их преобразованию, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественного  развития человека, физическая культура своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Деятельность в сфере физической культуры имеет как матери-

Материальная  форма выражения – результат воздействия на биологическую сферу человека.

Духовная  выражается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей людей, смещением акцента в сторону красоты, здоровья.

Как следствие, физическая культура стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым физическая культура способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества.

Пример:

Деятельность  человека в экстремальных условиях (космос, глубоководные работы, работа в условиях крайних температур, спорт высших достижений).

 

3. Виды  физической культуры

Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним.

Виды ФК:

  1. Физическое воспитание – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирование и улучшение основных двигательных умений и навыков, а т.ж. связанных с ними знаний.

Цели физ. воспитания: воспитание физически совершенствующих людей, подготовленных к творческому труду  и защиты родины.

  1. Профессионально-прикладная ФК – вид ФК, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний необходимых людям в их труде.
  2. Физическая рекреация – вид ФК, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упращенных формах для активного отдыха людей, получение удовлетворения.
  3. Двигательная реабилитация – вид ФК, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомлений.

Основ. средства: лечебная гимнастика, дозированная ходьба.

  1. Фоновая ФК – средство ФК, включающаяся в рамки повседневного быта. Средства: утренняя гимнастика, прогулки на велосипеде, ходьба по лестнице.
  2. Адаптивная ФК – направлена на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к физическим и социальным условиям окружающей среды путем использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.

 

4. Основные  понятия теории и методики  физической культуры

Объектом изучения являются физические возможности и способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии на него средствами ФК.

Предметом явл. средства преобщения человека к ценностям ФК.

Направления теории ФК: 1)Социолгическое; 2)Педагогическое; 3)Биологическое (иучение  влияния двигательной активности на жизнидеятельность человека).

Физическое  развитие – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств человека в течении его жизни.

1)физическое развитие  как процесс происходит в организме  человека в ходе естественного  возрастного развития и под  воздействием средств ФК.

2)физическое развитие  как состояние – комплекс признаков составляющий морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнидеятельности организма

Физическая  подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развитие физических качеств человека.

Физическое  совершенство – высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

Функциональная  тренированность – состояние систем организма и их реакция на физическую нагрузку.

Психофизиологическая  подготовленность – уровень сформированности физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач.

Двигательная  активность – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его психическое и физическое развитие.

Жизненно  необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности, обеспечивающие целенаправленную, активную деятельность человека в природной среде.

Физические  качества – комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого- либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. К основным относят: -силу; -быстроту; -выносливость; -координацию; -гибкость.

Физические  упражнения – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

Профессиональная  направленность ФК – развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а т.ж. повышение общей и специальной устойчивости человека в условиях неблагоприятной среды.

Физкультурное образование – учебный процесс, в рамках которого человек овладевает системой ценностей и знаний в области ФК.

Здоровый  образ жизни – совокупность форм и способов повседневной жизнидеятельности человека, основанные на культурных нормах и ценностях, укрепляющая адаптивные возможности организма.

 

5. средства  физической культуры:

СРЕДСТВА- то что создано человеком для достижения цели.

 К основным средствам  относятся:

- физические упражнения;

- естественные силы природы;

- гигиенические факторы  мероприятия по личной и общественной    гигиене (труда, быта и т.д.)

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ  СИЛЫ ПРИРОДЫ - солнечные лучи, воздух, вода.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д.

 

6. Понятия о  средствах физической культуры.

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство - это то, что создано человеком для достижения определённых целей. К основным средствам физической культуры относят: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ  СИЛЫ ПРИРОДЫ - солнечные лучи, воздух, вода.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д.

 

7. Влияние физических  упражнений на организм человека.

Необходимым условием эффективности физических упражнений для человека является многократность и систематичность их повторения (наличие двигательной деятельности). При выполнении отдельно взятого  физического упражнения практически  невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Эффективность двигательной деятельности обусловлена целым рядом сопровождающих её процессов и явлений, происходящих в организме человека: биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.

Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие, ведёт к тому, что физические упражнения являются одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека, поскольку они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Так как физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют общие с трудовой деятельностью биомеханические, физиологические и биохимические механизмы. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие.

ТРУД - это процесс, совершающийся  между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает её к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя её, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Таким образом, воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор. При этом совершаемая в процессе работы двигательная деятельность, зачастую, сопровождается немалым нервным, психическим и волевым напряжением.

В отличие от трудовой деятельности действие физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. Таким образом, с помощью физических упражнений осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных качеств.

Следует отметить, что  в отдельных случаях в сочетании  с физическими упражнениями физический труд, осуществляемый в благоприятных  условиях внешней среды (пр., работа в лесу, в поле и т.п.), с определённой дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Однако используемый подобным образом, он уже подчиняется целям физической культуры, т.е. меняется его существо и направленность.

Исходя из всего сказанного, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования человека.

 

8.Факторы, определяющие  воздействие физ. упражнений

При выполнении отдельно взятого  упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и  развивающего эффекта. Необходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы  усовершенствовать движение и развить  физические качества. При этом при  выполнении физических упражнений в  организме занимающегося происходят физиологические, психические, биохимические  и другие процессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполнение физических упражнений может способствовать как положительным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, если они применяются без учета закономерностей физической культуры.

   Следовательно, знание  факторов, определяющих эффективность  воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктивность  их использования. Все многообразие  факторов, может быть сгруппировано  следующим образом:

  1. Индивидуальные особенности  занимающихся (возрастные, половые,  уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в  двигательной деятельности, сформированности  мотивов и др.). Одно и то  же физическое упражнение в  зависимости от индивидуальных  особенностей производит различный  эффект на занимающихся.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"